другое краеведение

Олег Разумовский
09
00000000
Наш Смоленск:

О городе / Другое краеведение

Кое-что из истории нового искусства в Смоленске

В 20-е годы в Смоленск приезжал читать свои стихи Владимир Маяковский, здесь творили местные поэты-футуристы, существовало объединение прогрессивного искусства "Бедлам", читал лекции художник и философ Малевич, существовала школа его последователей.
В реакционные тридцатые годы все новое искусство в нашем городе, как и в стране в целом, было истреблено. Возобладали посредственность, косность, дурной вкус, провинциализм. Творческая жизнь в Смоленске замерла. Многие годы здесь не позволялось ничего нового, оригинального, свежего в сфере
Культуры. Время от времени, правда, непризнанные поэты-гении читали свои оригинальные стихи в кабаках за рюмку водки, но они вскоре спивались и пропадали навеки.
Настоящий прорыв в искусстве произошел в нашем богатом талантливыми людьми городе в самом конце восьмидесятых годов, как раз накануне революционных политических перемен в стране. В 1989 году группа энтузиастов от искусства - поэтов, прозаиков, музыкантов, художников - объединяется в независимый союз, получивший название КЭПНОС. Инициаторами этого прогрессивного объединения были музыкант и художник Владислав Макаров, поэты Эдуард Кулемин и Александр Голубев и прозаик Олег Разумовский. Позднее к ним присоединились художники Сева Лесинов, Юрий Мельников, Олег Тищенков, музыкант и перформансист Валерий Павлов, поэты Сергей Бегинин, Андрей Мукомин и поэтесса Лидия Балашова.
На первых порах большую помощь объединению оказала местная газета "Смена", где главным редактором тогда работала Ирина Калиновская. Первая поэтическо-прозаическая тусовка состоялась именно в редакции этой газеты. Произведения начинающих авторов понравились сотрудникам "Смены", и вскоре последовала публикация их творений.
Первое поэтическо-музыкальмое выступление с участием музыкантов-авангардистов Макарова, Павлова, Юденича и Петренко, а также поэтов Голубева, Кулемина и Разумовского (который, являясь, в сущности, прозаиком, иногда баловался стихами) и выставка работ членов группы имели место в только что открывшемся Доме молодежи. Зал был набит битком, что символизировало грандиозный успех. Это был глоток свежего воздуха в атмосфере культурного застоя, царящего в городе. КЭПНОС продолжал традиции футуристов, обэриутов, дадаистов, сюрреалистов и концептуалистов на новом этапе развития.
Дальнейшие многочисленные и неизменно успешные выступления членов союза проходили в помещении Дома учителя. Зрители - в основном студенты и передовая молодежь - на ура принимали эти шоу с элементами хэппенингра и перформанса.
Кэпносовцы быстро поняли, что они не должны ограничиваться рамками только своего родного города, последовали приглашения передовых представителей "другой" культуры из Москвы. В Смоленск приезжали поэтесса Татьяна Щербина, прозаик Игорь Яркевич, поэт и независимый журналист Дмитрий Волчек. Их выступления восхищали или повергали в шок публику. Все было ново, необычно, оригинально, спонтанно. Некоторые члены КЭПНОСА сами выезжали с выступлениями в такие города, как Рига, Таллинн, С.-Петербург и Москва. Стали появляться их публикации в самиздатских журналах - "Митин журнал" (Петербург) и "Третья Модернизация" (Рига).
Круг членов объединения все расширялся. К нему присоединились новые молодые нетрадиционные поэты и художники - Владимир Мартов и Владимир Марков, а чуть позже Сергей Синяков и другие.
Выступления кэпносовцев широко освещались местными средствами массовой информации - ТВ, радио, а также радиостанцией "Свобода". Большая публикация произведений группы появилась в журнале "Край Смоленский", который тогда редактировала Людмила Стерхова.
КЭПНОС был замечен московской организацией, курирующей новое искусство, - "Гуманитарным фондом". Авторы из Смоленска печатаются в газете фонда. При участии талантливого организатора Александра Голубева в Смоленске в начале девяностых проходят два международных фестиваля нового искусства, в которых принимают участие все лучшие авангардные силы страны и зарубежья. Сюда приезжают такие признанные мэтры "другой" культуры, как Дмитрий Пригов, Виктор Кривулин, Нина Искренно, Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов, поэт из Сан-Франциско Джон Хай, критик и философ Кедров, музыкальные группы из Швеции, Германии, Швейцарии, исполнители нового джаза из США. В ходе фестиваля при огромном стечении народа проходят культурологические семинары, читаются лекции, устраиваются выступления поэтов, прозаиков, музыкантов, организуются выставки. По приглашению КЭПНОСА в Смоленск из Канады приезжает известный художник Джим Райли, который выступает с лекцией и показом слайдов работ Ниагарского художественного центра в Торонто.
В середине 90-х, КЭПНОС проводит акцию "Русское чудо" на Блонье, культовом местечке города Смоленска - возле оленя, в преддверье приезда писателя Эдуарда Лимонова, философа Дугина и группы "Бахыр-компот".
Поэтические вечера, перформансы, концерты, демонстрации фильмов членов объединения и приглашенных ими гостей упорно продолжались, несмотря на материальные трудности, связанные с экономическим кризисом в стране. Музыканты, художники и поэты разъезжали по всей России и периодически выезжали за рубеж. В 1999 году вышел сборник "Смоленская крепость". Количество авторов, представленных там, говорило о том, насколько выросло за десять лет число участников объединения. Все новые и новые поколения пополняли ряды прогрессивного союза...

Автор О. Разумовский
© "Виртуальный Смоленск"