Без крыши

Любовь Матвеева-Поротикова
«Крытому току и дождь нипочём»,
«Мужик без жены, что гусь без воды»,
«Пасынок не сын, чужая беда не твоя»,
«Мужик лён трепал, да и сам пропал»(русск. пог.)

         
             Я уже описала в рассказе «Юра и Марина» , как моего соседа по даче, хорошего, трудолюбивого человека, «обула» его сожительница после более чем двадцати лет совместной жизни. Вложился он по полной в её дочерей - вырастил, помог встать на ноги, купил квартиры одной в Омске, другой в Кургане,  и уже готовился к тихой старости вдвоём с любимой женщиной, как она... предложила ему выселиться! Продала квартиру и дачу, деньги отдала дочерям,  и поселилась у одной из них, в Кургане. Оказывается,  они не были «расписаны»... Сейчас  права собственников  очень соблюдаются, нет понятия, как раньше - «ЖИЛИ ВМЕСТЕ, ВЕЛИ ОБЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО...»  Нет. Теперь, как я поняла,  собственник в два счёта и в любое время может вытурить из квартиры свою гражданскую «половину»!
              И вот Юра с прошлой зимы, когда всё произошло,  иногда заезжает ко мне, чтобы найти во мне сочувствие. И находит. А когда вчера он протянул мне пакет с яблоками, я даже подумала: может, на этот раз приехал не за одним сочувствием? Опять начал жаловаться – все его попытки найти подходящую женщину с квартирой и без обременений в виде непутёвых детей (а желательно и вовсе без них), терпят фиаско.
              - Совсем было собрался переселиться от дочери к одной женщине, Наде, да вдруг из другого города к ней приехал сын-пьяница, которого жена выгнала. Надя-то зовёт: приходи, будем жить вместе, как договорились – сын в одной комнате, мы  в другой. Да что это за жизнь будет? – тоскливо говорит он.
             - А ты помнишь, как я тебе говорила: и почему вы, мужики, так охотно вкладываетесь в чужих детей, забыв своих? А ты мне отвечал: «У моих дочерей всё есть, пусть их мужья обеспечивают!»  А между тем у твоих «падчериц» тоже были мужья, но ты им валил и валил деньги по наущению бабы, с которой спал. Возил жену за 200 километров в гости к дочерям  без конца, а к своей дочери в деревню, которая жила всего в пятидесяти километрах, годами не показывался? А теперь, когда сожительница выгнала,  сам живёшь у дочери в приживалах? А ведь она молодая! Муж, говоришь, у неё недавно умер?  Захочет замуж выйти – куда денешься?
             - Да я хотел было осенью купить себе у них в селе  благоустроенную квартиру, уже задаток дал, да раздумал. Чтобы полностью рассчитаться, надо машину продать, а что я такое – без машины? Да ещё жить в деревне... Тоска там!  А на городскую квартиру денег не хватит...
             - Да-а, хорошо бы тебе в городе устроиться... Не расстраивайся, найдётся женщина и с квартирой! Мужчина ты видный, баб одиноких много...
             - Много-то много, да всё не то... Вот Вера из Заречного тоже предлагает: «Пойдём ко мне жить!» А живёт она в своём доме. Печку топить, воду возить?.. Это я сейчас встану утром – а печь уже натоплена, вода привезена! Жалеет  меня дочка, знает, что спина у меня болит. А жена разве жалеть будет?..
             - Это так. Да и с квартирой ещё найдёшь!..
             - Когда? Как? Где?.. – и он ноет, что ему уже от женщины ничего не надо, было бы где спокойно старость встретить... 
             - Ну какие же вы, мужчины, дураки! Совсем не понимаете женщин! Разве ей хочется от тебя слышать это нытьё? Нытьё неудачника? Женщина, к твоему сведению, и в восемьдесят не считает себя старухой, и... ждёт принца! Одинока она или замужем, женщина всю жизнь ждёт принца! И вот принц появляется – в твоём лице, и... начинает канючить про бывшую жену, которая бросила и оставила нищим? Про одинокую старость... «Давай вместе смерти ждать!» - предлагаешь ты ей. И она понимает, что ты не принц. Что не на ней – на её квартире хочешь жениться, и что ты, обманутый,  жаждешь реванша! Ей обидно...  Нет! Ты ей скажи: «Влюбился сразу, как увидел!» Женщина поверит и расцветёт! Ты и в самом деле влюбишься, и на этом уже можно что-то строить! Этим и берут брачные аферисты!
            Между тем Юрий присматривается к моей большой квартире со свежим ремонтом, где одна комната совсем пустая – выбросила всю лишнюю мебель!
            - Да я вот думаю, не снять ли мне в городе квартиру, попробовать одному пожить? – задаётся он вопросом. – Или вот такую комнату?.. – смотрит он  на меня.
            - Отличная мысль! Одному хорошо, привыкнешь – и жениться больше не захочешь!  У меня есть ещё однокомнатная квартирка в центре, и беру я недорого, только там сейчас квартиранты живут... А то бы я пустила, - дразню его. Может, Маринка его выгнала, потому что за двадцать лет он так и не женился на ней? - Ты дай объявление, сразу найдутся претендентки. Некоторые женщины совсем не выносят одиночества... А я так вот одиночества не боюсь! – даю понять, что свою жизнь не собираюсь изменять. Он ищет спокойную старость, а у меня она уже обеспечена. Зачем мне беспокойства: сначала скажет пропиши, потом скажет кошек выброси, потом заметит, что я хозяйка так себе... и начнётся! Нет уж. Да и разве не обидно, когда ты в своё время любил, тебя любили, знаешь этот праздник чувств... И после этого соглашаться на такой суррогат – интерес к тебе только как к владелице квартиры?..
             - А что у тебя на даче? – спрашивает мой гость, которому я и чаю не предлагаю.
             - На даче хорошо! Тоже ремонт сделала, во всех трёх комнатах! Красота!
             - Я прикидывал – там  у тебя под крышей мансарду можно оборудовать, да и жить можно...
             - Можно и жить, только печку надо поставить... Но зачем мне это?.. Я на даче даже ночевать никогда не остаюсь...
             - Я это, думаю - может, ты когда там мне летом переночевать позволишь? А я  бы тебе помог землю в порядок привести, забор дострою? Ульи поставлю - мёдом обеспечу...
             - Посмотрим.
             Может, правда? Могла бы дачу на него оставить, да съездить куда-нибудь отдохнуть?.. – думаю я. Что и говорить, дача у меня запущенная... Юра - агроном, из дачи может сделать конфетку... Сам будет работать и меня заставит... С другой стороны, там я читаю, мечтаю, копаюсь по настроению. Не для урожаев у меня дача и не для приюта бездомных...
             Вспомнив дачу, я поняла, кого мне напоминает Юра. Он же пасечник! Весной ему привозят с юга пакеты с пчёлами, и насекомые заполняют его улья мёдом. Часто пчёлы и на соседние дачи залетают. Я для них специально во все открытые ёмкости бросаю дощечки на поверхность, и пчёлки любят у меня водички попить. Бывает, рой разделится, и повиснет на какой-нибудь яблоне прямо на моём участке большой гроздью. Тогда надо проявить осторожность - через пару часов  пчёлы  поднимутся в воздух и закружатся метелью! Я скрываюсь в доме. Потом пчёлы улетают искать себе  новое жилище в другом месте! Лето большое, пчёлы успеют его оборудовать и наполнить мёдом – надеюсь я. А то осенью  сосед мёд выкачает,  а пчёл задушит дымом! Мне будет жаль этих тружениц, которые кроме работы никакой радости в своей короткой жизни не знали - и вот такая с ними расплата за бесконечный труд...
                Немногие счастливицы, пчёлки, которых в тот момент дома не оказалось,  ещё поживут... Бездомные, они будут искать последние цветы, и не найдут...  Будут садиться на банки с вареньем у дачников, чтобы набить нектаром свои брюшки и отнести домой – но дома тоже нет... Обрести покой и крышу на зиму труженицы уже не смогут, и погибнут...
                Юра, Юра, Юра-пасечник, разве ты думал, что тебя ждёт такая же судьба, как твоих пчёл?.. Пока приносил мёд в своём хоботке в улей - тебя привечали, а как настала осень, недужная старость, так и поди прочь!..
               
             А я лучше буду и дальше ждать своего принца... И чтоб на белом коне!..