Вальпургиева ночь

Анатолий Обросков
Фауст

Противоречий дух, не сам ли ты старался
Меня увлечь сюда? Уж слишком ты умен!
В Вальпургиеву ночь пришёл на Брокен он,
И что же? — под кусты запрятаться собрался.

"Фауст" Гёте
Сцена 21. Вальпургиева ночь

Друзья, коллеги по Прозе! Поздравляю всех поклонников Гёте и Михаила Булгакова с наступающей Вальпургиевой ночью, а также всех тех, кто изучает и чтит древние общеевропейские традиции!

Традиционно праздник отмечают в ночь с 30 апреля на 1 мая. Считается, что именно в это время происходит настоящий расцвет весны, и в этот же период ведьмы устраивают свои шабаши. Именно поэтому ночью с 30 апреля на 1 мая принято водить хороводы, устраивать гуляния, радоваться дарам природы, а также зажигать костры...

Гора Брокен расположена в Саксонии, в самом сердце Германии. Несмотря на относительно небольшую высоту, всего 1140 м над уровнем моря, она является одной из самых известных немецких гор.

Брокен упоминается как место ведьминского шабаша в народных сказках и легендах, а также в великом «Фаусте» Гёте. На туманной вершине горы ведьмы прятались от инквизиции и проводили свои тёмные ритуалы с кострами и дикими плясками.

В Вальпургиеву ночь по всей Швеции полыхают большие костры, их пламя пронзает ночное небо, вокруг них собирается множество людей. Эти костры, известные как «Majbrasor», занимают центральное место в праздновании, символизируя свет и жизнь, которые приносит весна, и очищение от старого, чтобы освободить место для нового.

Вальпургиева ночь в Германии разделяет традицию костров со Швецией, но включает дополнительный элемент — переодевание... То же самое в Финляндии: улицы оживают благодаря красочному карнавалу.

Какой же праздник весны и изобилия без изобильного стола? Соберитесь приятной компанией и приготовьте шикарный ужин из сезонных продуктов.

В ночь с тридцатого апреля на первое мая все души умерших выходят к людям и устраивают самые невероятные вещи.

Подготовка к празднику проводилась очень тщательно. За неделю до торжества все жители занимались сбором особых пород древесины, которая должна была гореть в священном огне. Два огромных костра на горе окружались глубоким рвом. Он предназначался для зрителей.

Задолго до рассвета все жители выходили из домов и, гоня перед собой животных, поднимались к огромным кострам. Они занимали свое место во рву и молча, ждали восхода. Первые лучи солнца давали старт зажжению костра и песнопению. Троекратно весь люд проходили вокруг огня, прогоняли через него стада животных и приносили в дома факела, чтобы освятить и осветить семейный очаг.

У некоторых народов была традиция садить Майский куст и украшать его. В Германии устанавливался Майский шест, возле него проводили игры и водили хороводы.

Вальпургиева ночь имеет свое отражение и в фольклорном и в литературном творчестве. Это событие не могло остаться незамеченным и с веками обросло множеством легенд, рассказов и небылиц. Родиной их является Германия. Из средневековья тянется в наши дни представление, что Вальпургиева ночь это буйство ведьм, захватывающее всю Германию.

Бытовало мнение, что многие травы в Вальпургиеву ночь приобретают особую целебную силу. В связи с этим, женщины, разбирающиеся в травах, выходили в леса и поля и собирали драгоценные корешки. После этого они потчевали своими отварами всех страждущих с непоколебимой верой в успех и положительный результат.

Место сборища всех ведьм это Лысая гора, которая располагается в Германии. Именно здесь встречается элита мира ведьм. Они приходят, прилетают на мётлах и вилах в сопровождении чертей, которые являются их любовниками. Правит бал здесь сам Сатана, который в образе рогатого козла восседает на самом почётном месте в центре. Каждая ведьма обязана выказать владыке свое почтение. Они по очереди подходят к возвышению и целуют повелителя. Особой благосклонностью Сатаны пользуется самая красивая ведьма, которая является заводилой и считается королевой собрания.

Традиции предков нашли свой отклик и в наши дни. Многие народы Центральной и Северной Европы продолжают отмечать праздник весны и расцвета природы. Следуя древним традициям, люди жгут огромные костры, стараясь сделать их как можно ярче и больше.

Скандинавы в Вальпургиеву ночь, так же как и другие народы, разжигают костры и проводят очистительные ритуалы. Они сжигают весь мусор, который накопился за год. В честь праздника готовится специальное блюдо, а именно гравлакс. Аналогов ему нет в кулинарных традициях других народов. Свежая рыба, а именно лосось, предварительно выдерживается в соли с добавлением сахара и укропа.

Вальпургиева ночь для баварцев это время хлопот. В праздник ради шутки двери снимаются с петель и переносятся в другое место, при этом их ручки мажутся пастой или сажей. А если зазеваешься, то шнурки либо украдут, либо свяжут между собой.

К слову, если воспользоваться инфоповодом, то можно вспомнить "Молот ведьм". Это издание послужило причиной смертей многих женщин, которые обладали необычными способностями, экстасенсорикой.
Именно распространение этой книги инициировало "охоту на ведьм", теперь это словосочетание применимо как обобщённое название кампаний по дискредитации каких-либо социальных или инициативных групп по политическим или иным мотивам без должных на то доказательств и оснований.

Вплоть до конца XIII столетия колдовство связывалось в сознании людей с народным фольклором.

Напомню, что «Молот ведьм» был написан на латыни в 1486—1487 годах католическим приором, доминиканским инквизитором Генрихом Крамером (подписан латинизированным вариантом имени — Генрикус Инститор). Поводом к его созданию послужило сокрушительное фиаско Крамера в проведённом им судебном процессе 1485 года в Инсбруке. Рассмотрев материалы процесса епископ Инсбрукский отменил приговоры инквизиции, освободил обвиняемых женщин и предложил Крамеру покинуть город. Чтобы оправдаться и составить программу для дальнейших действий, Крамер с февраля 1486 года приступил к написанию трактата по колдовству. Начав с краткого руководства по техническим вопросам, он вскоре решил написать более содержательную и амбициозную работу. К 1487 году рукопись знаменитой книги «Молот ведьм» была у него в руках. Книга была выпущена в вольном городе Шпайере в этом же году Соавтором Крамера считается декан Кёльнского университета, инквизитор Якоб Шпренгер, однако современные исследователи полагают, что эта атрибуция стала результатом желания Крамера придать своей работе как можно больший авторитет. Хотя пролог («Авторская апология», лат. Apologia Auctoris) безусловно написан Шпренгером, вполне вероятно, что помимо придания этой работе престижа его имени, вклад Шпренгера был минимальным.

В течение последующих полутора столетий «Молот ведьм» выдержал 28 изданий в Германии, но в булле Summis desiderantes affectibus папы Иннокентия VIII, давшей полное одобрение действиям инквизиции по преследованию колдовства, "Молот ведьм" не упоминается.
В 2010 году National Geographic Channel снял о «Молоте» документальный фильм «Тайны древности. Настольная книга охотника на ведьм».

Вообще, очень удобно было найти причину всех проблем, например эпидемий чумы, в ведьмах.
Хотя, если уж на то пошло, именно среди ведьм были те женщины, кто обладал возможностями исцеления, знал рецепты трав, оздоравливающие практики...

Драматизм столкновения католического и оккультного по теме борьбы с чумой во Флоренции с впечатляющим киномастерством показан в кинокартине Пола Верховена
"Искушение".


ЧУМА ВО ФЛОРЕНЦИИ
http://proza.ru/2023/12/17/968