Рецензия на рассказ Семейное дело

Сергей Ковешников
    Страница автора рецензии находится здесь: http://samlib.ru/k/kibalxchich_f/   

    И снова постмодернизм.
    Это рассказ звучит более современно. Жестоко, чернушно и откровенно, хотя кое-где откровенность, на мой вкус, не доведена. Это следовало бы сделать для полноты финала.
    Начну с плюсов. Того, что мне понравилось, и как я это поняла.
    Красива сама идея, последовательность ее реализации, образы и литературные реминисценции, хорошо сцепленные с темой и идеей.
    Это история о человечности и силе человеческого духа несмотря ни на что.
    Героя с раннего детства готовят на роль убийцы, шахида. Ребенком он сталкивается с насилием, причем в его сознании возникают привязки к деревьям, как объекту ненависти. Происходит смещение восприятия: калечат его люди, а ненавидит он растения. Действительность уродует Роба, и он становится существом бесчувственным к страданиям (эксперименты с животными, фантазии об уничтожении). Единственное светлое пятно, несбывшаяся мечта - девочка Алиса, которую он ждет и ищет всю жизнь.
    Нормальное восприятие реальности разрушено, и это отчетливо понятно, когда Семьей он начинает называть тех, кто готовит его на роль смертника (кстати, мобилизуют традиционно через интернет, сыграв на слабостях). Нет друзей, симпатичных людей, а близость к Семье возникает на основе общего объекта ненависти - деревьев, код которых нужно расшифровать. Встраивается в мировоззрение героя миф о Великом учителе, гуру - Карри. Он образец для подражания. А подвиг этого Учителя - убийство самого древнего дерева.
    Вот такая деформированная психика ГГ.
    В итоге повествования герой, как и ожидалось, идет на убийство. Но сам выживает. И тут автор делает твист.
    Все представления Роба о реальности оказываются ложными. Друзья врагами, а он сам - плесенью в фазе пожирания ("в тебе ничего человеческого"), которую подготовили и использовали по назначению. И ведь, верно, он таким и стал!
    Карты выкладываются на стол и выясняется, что управляющие Робом кукольники, его так называемая Семья - сами деревья. Человек для них не более, чем вышедший из-под контроля Франкенштейн.
    Вот только высушенный от старости и ненависти к людям Мафусаил (древо, легион!) допускает серьезную ошибку в оценке своей марионетки. Герой, действительно, становится шахидом, но во имя человечества.
    Роб восстает из плесени (пепла). Приносит себя в жертву ради спасения тех, кто причинял ему одно зло. Человек, по идеи рассказа, оказывается выше ненависти. Внутри не бактерии и черная плесень ненависти, а выжили Алиса, братец Лис и братец Кролик. И даже изуродованная душа способна на любовь и великую жертву. И человечество вовсе не паразит, но надежда. Венец эволюции.
    В мире зазеркалья психически деформированный человек сумел увидеть истину. Создание все же перерастает создателя (деревья). А душу невозможно уничтожить.
    Хорошо оттеняют общую идею литературные цитаты и аллюзии автора: тема Алисы в разных прочтениях (свет во изуродованной душе, "откуси кусочек гриба и сознание покинет тебя", жизнь в зазеркалье, все не то, чем кажется, неотмирность самого Робина), двенадцать часов пополудни (для перехода на другую сторону истины), сказки дядюшки Римуса (как пробуждение человеческого в Робе через голос матери), 47 деревяшек (ронины, готовые умереть за сюзерена )
    При всей интересности и стилистической стройности рассказа он очень сложен для восприятия.
    История спрессована. Она, на мой вкус, требует куда большего объема и развернутости. Остается ощущение, что вместо крепкого бульона мне дали бульонный кубик, который растворился во рту только после долгого мучительного пережёвывания и выделения собственной слюны.))
    Финальный поступок героя не прозвучал в полную силу, он потонул в проговоренной на бешенной скорости подноготной истории. Чтобы с этой подноготной (интригой) разобраться, лично мне пришлось возвращаться и перечитывать абзацы финала. Хотя, возможно, соображалка уже не та...
    Кажется, здесь просится бОльшая литературная форма. Причем с хорошим, ангстовым раскрытием персонажа, чтобы читатель чувствовал, что обрушившийся на него с первых страниц негатив не самоцель, а нечто куда более значимое, влияющее на смысл истории в целом. А это так и есть.
    Понравилось. Было интересно. От причудливых трансформаций повеяло Пелевиным в хорошем смысле. Но возникло ощущение, что это развернутый синопсис романа. Надеюсь, автор его напишет. Удачи!
   
    (C) 20/06/2020