Академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, талантливейший педагог и художник – передвижник конца XIX – начала XX веков Илья Ефимович Репин умел необыкновенно выразительно изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности своего времени. Переменчивый в суждениях, он то прославлял своими полотнами величие власти имущей, то подчёркивал угнетение простого народа.
Его картины с историческими сюжетами имели мистическое воздействие на людей.
Мастер портрета, И.Е. Репин был одним из художников, который с энтузиазмом откликнулся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова создать портретную галерею выдающихся русских людей.
В 1903 году Репин купил усадьбу в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке, которую назвал «Пенаты». А после Октябрьской революции Куоккала, вместе с территорией Финляндии оказались отрезанными от России. С этих пор общение с бывшими учениками его мастерской стало больше заочным.
Однако Илья Ефимович постоянно следит за их успехами, пишет письма и воспоминания, даёт советы, принимает участие в выставках, активно участвует в художественных новациях Советского государства.
В 1924 году на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным была подписана резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР…». Но художник возвращаться отказывается.
Скончался И.Е. Репин 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы "Пенаты".
В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми:
«Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим».
Портрет смеющегося казака на картине "Запорожцы" Илья Репин писал с Владимира Гиляровского – «короля московских репортёров». В юности В.А Гиляровский служил актёром в Пензе. Здесь он ездил на «удобке»; встречался с щедрым производителем водки «углёвки» – отцом будущего известного репрессированного режиссёра В. Э. Мейерхольда; здесь влюбился в Машеньку Мурзину, ставшей его женой. «Пенза явилась повторным кругом моей жизни. Я бросил трактирную жизнь и дурачества…» - вспоминал «дядюшка Гиляй».
Политическое землетрясение Октября 1917-го по-разному прошлась по судьбам талантливых художников. Для одних оно стало поводом подстроиться под новые социальные запросы, для других - не возможностью самореализации, творческой катастрофой. Кто-то из «вписавшихся» неплохо зарабатывал и жил, обласканный властями, кто-то, не изменяя своему призванию, предпочитал бедность и бесславие, а кто-то, в поисках свободы творчества, навсегда покинул Родину. По разному сложилась и судьба учеников Репина. Но любовь и признательность к учителю они все пронесут через свою трудную жизнь.
Далее речь пойдёт о некоторых учениках великого мастера, временами незаслуженно забытых художниках, жизнь и творчество которых на переломе исторических эпох были связаны с древним городком Наровчат...
ДАЛЕЕ: Константин Вещилов http://proza.ru/2024/04/30/1268