Кошмар Мюнстерской коммуны

Юрген Хольтман
Во время так называемой Реформации (на самом деле, насквозь еретического бунта против Святой Римско-Католической Церкви) происходило много чего интересного с точки зрения клинической психиатрии. Однако переплюнуть так называемую "Мюнстерскую коммуну" с этой точки зрения так и не удалось никому и никогда.

Мюнстерская коммуна была сообществом анархистов... то есть, извините, анабаптистов. Впрочем, последние отличались от христианских анархистов - такие действительно существуют - только тем, что считали недействительным крещение до достижения совершеннолетия (возраста юридической дееспособности). Ибо были убеждены, что столь важное решение может принимать только совершеннолетний.

Это, конечно, ересь полная - причём очень опасная ересь. Ибо с чисто практической точки зрения, крещение есть не что иное, как защита от Сил Зла. Поэтому, не позволяя крестить детей (несовершеннолетних), анабаптисты делали их беззащитными перед Дьяволом. И потому неудивительно, что и католики, и протестанты, и прочие реформаторы (не все реформаторы протестанты) безжалостно преследовали анабаптистов везде и всегда. И правильно делали.

В остальном же учение анабаптистов в точности совпадало с идеологией христианских анархистов. Отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон и таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле как строя социальной справедливости.

В общем, призыв к полному коллапсу и общества и государства, за которым неизбежно последует самый настоящий Ад на Земле. Поэтому никакого сомнения в том, что и анабаптисты, и анархисты были самыми настоящими Слугами Дьявола, с которыми необходимо поступать соответственно, нет и быть не может.

Тем не менее, эта идеология оказалась достаточно привлекательной для люмпенов, маргиналов и прочего плебса вестфальского Мюнстера, чтобы 23 февраля (дата, однако) 1534 года анабаптисты, получили большинство в городском магистрате. И первым же декретом обязали всех жителей города либо принять "второе крещение", либо покинуть город. Те, кто останутся, но не примут крещение, будут казнены как безбожники (в лучшем случае, повешены; в худшем - сожжены на костре).

Изгнанный из города католический князь-епископ Франц фон Вальдек (в то время в католической Германии было модно совмещать духовную и светскую власть), будучи человеком умным и ответственным, прекрасно понимал, какой Ад ожидает жителей города, если своевременно не истребить совершенно слетевших с катушек еретиков.

Поэтому, собрав немалое войско, он немедленно приступил к осаде города, однако долгое время не мог полностью перекрыть ведущие к городу дороги. В результате в Мюнстер потоком стекались единомышленники повстанцев, немецкие и нидерландские анабаптисты.

Нидерландские потому, что во главе мюнстерских анабаптистов стал голландец Ян Матис - редкостный отморозок даже по меркам Реформации. И, как впоследствии выяснилось, прото-коммунист (причём покруче даже товарища Сталина, не говоря уже о Марксе, Энгельсе и Ленине).

Ян Матис, по профессии пекарь из голландского города Харлем, в 1528 году был признан еретиком (судя по всему, совершенно справедливо), однако был приговорён всего лишь к бичеванию и прокалыванию языка железным клином. Его последующие художества стали убедительным доказательством преступности гуманного отношения к еретикам и правоты тех инквизиторов, которые требовали смертной казни для любого еретика (хоть нераскаявшегося, хоть раскаявшегося).

С распространением в Нидерландах учения мельхиоритов присоединяется к нему и становится проповедником. Когда же после ареста Мельхиора Хоффмана в Страсбурге обнаружилась несостоятельность его пророчества о Втором пришествии Христа осенью 1533 года — Ян Матис объявил Хоффмана лжепророком, а себя — истинным пророком Божиим, Энохом. Ну что тут скажешь - чистая клиника (в ХХ веке по нему Кащенка плакала бы горючими слезами).

Переехав в Амстердам, Матис начал проповедовать собственное революционное учение о насильственном ниспровержении существующих порядков и наступлении после этого тысячелетнего царства Христова, царства всеобщего равенства и свободы.

Он повсюду рассылал своих «апостолов», распространявших его учение и образовывавших всё новые анабаптистские общины. Покинув Нидерланды, "пророк" в середине февраля 1534 года направляется в Мюнстер, где вместе с Иоанном Лейденским, Бернардом Книппердоллинком (ну и фамилия) и другими подготовил захват власти анабаптистами и создание Мюнстерской коммуны. Возглавив её, Матис конфисковал церковно-монастырское имущество, приказал сжечь долговые и налоговые документы, отменил долги и денежное обращение, а также изъял у населения деньги и драгоценности. Ничего не напоминает?

Впрочем, он пошёл гораздо дальше, заявив, что все взрослые жители города, которые не примут второе крещение, будут казнены как «безбожники». В течение следующей недели большинство католиков и даже некоторые лютеране покинули Мюнстер. Оставшихся жителей заставляли повторно креститься, выгоняя голышом на едва освободившиеся ото льда реки (это было начало марта).

Анабаптисты разрушили католические храмы, разбили алтари, осквернили мощи. Затем была сожжена муниципальная библиотека. Мюнстер был объявлен «Новым Иерусалимом». Совершенно потерявший берега "пророк" всерьёз счёл себя неуязвимым и... правильно, полез в драку с епископскими ландскнехтами за стенами города. С предсказуемым финалом - пятого апреля он был убит.

Однако лучше не стало - стало гораздо хуже. Ибо место руководителя Мюнстерской коммуны занял некий Иоганн Лейденский (настоящее имя Ян Бокельсон). Тоже голландец, правда, на этот раз, портной... впрочем, как очень скоро выяснилось, хрен редьки не слаще. Ибо Ваня Лейденский оказался на порядок более отмороженным, чем его погибший тёзка. Причём, в отличие от (относительно) пуританского Матиса, сексуально отмороженным на всю голову - и все остальные части тела.

Дебютировал Ваня Лейденский с того, что объявил, что по данному ему свыше откровению он назначен Богом в преемники убитому Яну Матису, и, признанный в этом сане бургомистром города Берндом Книппердоллингом (как ни странно, купцом), установил в городе лютую якобы теократическую диктатуру (почему-то именно так заканчиваются все коммунистические и анархистские революции).

Руководствовался он (кто бы сомневался) откровениями и указаниями, почерпнутыми из Ветхого Завета. Именуя себя «Иоанн Божьей милостью царь Нового Израиля», Иоанн ввёл многожёнство (у него было аж восемнадцать жён), жил роскошно и вообще сделал несчастный Мюнстер ареной бесчисленных религиозно-фанатических выходок.

А вскоре и выходок сексуальных - была вообще была введена общность женщин (всё имущество обобществили ещё раньше). Нескольких женщин, не пожелавших подчиниться, публично повесили на главной площади. Надо будет как-нибудь роман написать о Мюнстерской коммуне - ужастик получится похлеще Кинга, Кунца и Литтла.

Сразу же после официального признания пророком, Ваня Лейденский (ибо это правление было чистым криминалом, если называть вещи своими именами) предсказуемо распустил городской магистрат и возглавил совет «двенадцати старейшин» города, в руках которого сосредоточилась вся власть в Мюнстере. Позднее Иоганн был провозглашен «царем Нового Сиона» и сосредоточил в своих руках неограниченную власть в осажденном «Анабаптистском королевстве».

Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) «истинных христиан», избранным Богом городом, который должен был стать оплотом грядущего всемирного «тысячелетнего царства Христова». Под этим термином подразумевалось наступление идеального мистического царства социального равенства. Жители Мюнстера отныне стали называть себя «израильтянами». Из Мюнстера Ваня стремился распространить свое влияние на соседние вестфальские города и Северные Нидерланды... к счастью, неудачно.

С приходом к власти Яна Лейденского террор в городе усилился. Были казнены многие критики нового режима, причем всего лишь за то, что «противились новым откровениям». Казнь полагалась за богохульство, неповиновение, непочтение к родителям, прелюбодеяние, сплетни и жалобы. Ну, и всех, кто пытался утаить имущество, тоже казнили.

Имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в пользу общины, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничены, а затем и вовсе запрещены, все жители обязаны были трудиться и участвовать в обороне города, продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам. Это уже даже не сталинский СССР - и даже не Китай времён "великого кормчего" - тут уже отчётливо пахнет "красными кхмерами".

Последствия не заставили себя ждать - уже в начале 1535 года в городе начался голод. Ничего удивительного - этим заканчивались все коммунистические эксперименты во все времена. В июне 1535 г. вследствие острой нехватки пищи Ян Лейденский выслал из Мюнстера женщин, стариков и детей, большинство из которых тут же погибло от рук осаждавшей город католической армии, справедливо считавшей всех жителей города закоренелыми и неисправимыми еретиками.

Дождавшись, когда голод и болезни достаточно ослабят защиту Мюнстера, епископ отдал приказ о решительном штурме. 24 июня 1535 года город был взят объединёнными католическо-лютеранскими войсками ("враг моего врага - мой союзник").

Репрессии победителей не шли ни в какое сравнение с чудовищным террором анабаптистов (вполне в духе "красных кхмеров"). Казнены были лишь руководители коммуны... и все восемнадцать жён Вани Лейденского. Видимо, чтобы впредь неповадно было.

Причём им ещё сильно повезло - победители проявили неслыханную по тем временам гуманность. Дамочек всего лишь повесили, хотя в Германии того времени приговорённых к смерти женщин либо закапывали живьём (что занятно, под виселицей), либо - по старой недоброй германской традиции - топили в мешке.

А вот на мужчинах победители отыгрались по полной - даже по меркам того времени. После стандартных пыток - дыба-страппадо, питьём и огнём - их приговорили к смерти, долго возили по городам и весям Германии (в качестве акции устрашения), а 22 января 1536 года публично казнили на главной торговой площади Мюнстера.

Больше всего досталось трём руководителям коммуны - Ване Лейденскому, Бернхарду Крехтингу и его тёзке Книппердоллингу. Каждый из троих был прикреплен к столбу железным воротником с шипами, а его тело в течение часа раздирали раскаленными щипцами.

Последнее, на самом деле, было не специально придумано для "коммунаров", а было лишь ужесточением уже установленного порядка, согласно которому перед собственно казнью (например, колесованием) полагалось вырвать из тела приговорённого три-четыре куска мяса раскалёнными щипцами - что занятно, по дороге на эшафот. Женщин тоже подвергали этому наказанию наравне с мужчинами.

После того, как Книппердоллинг увидел процесс пыток Иоанна Лейденского, он попытался убить себя ошейником, используя его, чтобы задушить себя. Неудачно - ему не позволил это сделать палач. Который снял с приговорённого ошейник и привязал тело к столбу, чтобы тот не мог убить себя.

По окончании этого жуткого истязания, языки приговорённых тоже вырвали щипцами, после чего каждый коммуняка был убит ударом раскалённого кинжала в сердце. Мёртвые тела были обезглавлены, после чего выставлены в железных клетках на башне церкви святого Ламберта, где эти клетки находятся и в настоящее время.

Лично у меня никакой жалости эта совсем не святая троица не вызывает. Ибо они устроили в городе такой Ад на протяжении более года, что получили что заслужили. Им ещё повезло, что их не сожгли на медленном огне - хотя очень даже могли. ИМХО, зря не сожгли.

Мюнстерская коммуна стала самым радикальным социальным экспериментом своего времени. Были переименованы улицы города, дни недели и месяцы. Отменены деньги и обобществлены не только имущество, но и женщины. С коммунарами жестоко расправились - и правильно сделали... только вот "забыть Герострата", к сожалению, не получилось.

Мюнстерских прото-коммуняк чтили и в СССР, и в других странах с коммунистическими режимами (есть подозрение, что марксизм был разработан под влиянием именно "мюнстерской идеологии"). Увы, не остался в стороне и так называемый "свободный мир". Появившиеся в 1960-х годах коммуны хиппи в Германии наследовали опыт своих далёких предков: деньги и имущество у них были общие, а промискуитет был признан нормальным способом сексуального общения.

В 1970-е из среды коммунаров (кто бы сомневался - такая история всегда повторяется) вышли леворадикальные террористы RAF (Фракция Красной Армии). Что занятно, главная террористка ФРГ и "городская партизанка" Ульрика Майнхофф закончила... Мюнстерский университет.