Какой ещё Сократ нам нужен?

Виктор Бабинцев
Философия и математика - это две такие лингвистические науки, в которых мы уже давно не понимаем, о чём говорим, и существует ли вообще то, о чём мы говорим. Сегодня речь о познании.

К примеру, жил-был древний грек Сократ. В каждой подворотне и каждому первому встречному он  говорил: "Я знаю, что ничего не знаю". И это своё знание он считал самым большим своим открытием и главным своим знанием: мол, другие не знают даже этого. Ну, а вы-то понимаете, о чём он говорил?

Вот возможные варианты:

1). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого...   что скромность украшает человека. Это странное мнение как-то озвучили "знатоки" из "Что? Где? Когда?“ в ответе на вопрос о Сократе.

2). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что современное знание знанием не является, а познание бесконечно. Это мнение Сергея Петровича Капицы и якобы правильный ответ на вопрос "знатокам".

3). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что знание без понимания - худший вид невежества. "Лучше знать меньше, а понимать больше" - это известная аксиома, ведь то, что мы не понимаем, нам не принадлежит.

4). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что есть знание. Этого не знают даже современные философы.

5). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что без культуры сомнения мы не мыслим и не понимаем, а только верим и запоминаем. "Всё, что человек понимает, он когда-то понял сам" - это тоже аксиома.

6). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что верить учёным - в глупости пребывать и себя не уважать. Учёным верить нельзя, а соглашаться - можно... но лишь в крайнем случае, когда иное уже просто невозможно. Это мы уже знаем: авторитетов в науке быть не должно.

Итак, "мой Сократ" утверждал, что познать и понять что-либо можно только через труд сомнений. Возможно, у кого-то есть и другие варианты. Было бы интересно их узнать. Впрочем, есть ещё варианты.

7). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что вдруг открывшееся новое знание и новое понимание могут превратить в незнание и в непонимание чуть ли не всё то, что они якобы знали и понимали до этого. Так уже бывало в истории познания и так ещё будет.

8). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что достоин внимания только такой философ, который словно злонамеренно пытается нас убедить в незнании нами самого простого.

9). Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что всё знает не умный, всё знает дурак. Это непревзойденная сократовская формула ума и глупости.

Думается, об этом и говорил Сократ, когда "лез в занозу" каждому встречному и поперечному своим "Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого". Знаете ли, в просвещенной Древней Греции грамотными были все свободные граждане мужского пола. "Знайкам" могло показаться, что Сократ обвиняет их в тотальном незнании и тем самым пытается их уравнять с презренными рабами. За это можно было "изменнику веры в свою исключительность" и чашу с соком цикуты (болиголова) предложить.  Кстати, на оглашение приговора к испитию чаши с ядом Сократ якобы ответил лишь одним словом - "Познаем" или "Познаю". Его природное любопытство и стремление к познанию и тут взяли верх над природным страхом смерти. Такой уж он был философ. ("Философ" - это тот, кто своим примером следует только своим убеждениям, а также является автором хотя бы одного трактата.)

Сократ всем сократам Сократ. Но мне ближе Галилей, сказавший мне буквально следующее: "Подсказки для ответов на все вопросы следует искать в природе и в лабораториях, а не в научных текстах". Вообще-то, я до этого сам допер, а только потом как-то прочитал у Галилея в его письме к Кеплеру.

Мнение одного читателя: "Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого... что самой большой загадкой являются они сами". Действительно, это ведь именно Сократ посвятил свою жизнь изучению человека, как объекта некогда гармоничной природы.



P.S. Во времена Сократа человек не сам добывал новые знания, их ему якобы разными путями и способами могли дать только боги. Смертный приговор Сократу " за придумывание новых богов" - это приговор за новаторские мысли. И, увы, с тех пор мало что изменилось. А это уже говорит о том, что и сам человек, считающий себя умным да разумным, с тех времён не изменился тоже. Сделайте открытие и убедитесь в этом: сказать новую правду учёному может только хам, антисемит и неуч... или просто псих. А ведь ещё Ломоносов говорил: "Во тьме должны пребывать все физики, а особливо химики, не познав внутреннего нечувствительных частиц строения". Проще говоря, если ты не познал что-то новое в атоме, то лучше сиди и помалкивай.