Этические принципы основа психофизических техник

Зирк Алексей
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — ОСНОВА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ТЕХНИК

Любые методики психофизиологического развития человека представляют собой построение все более сложных и утонченных состояний начальных, базисных, взаимоотношений, которые, по существу, для человека равнозначны ЭТИКЕ —• принципам взаимодействия между людьми и вообще между разумными, живыми и, в идеале, всеми сущностями природы. Восточные техники придают центральное значение этим принципам, не раскрывая тайн высших «посвящений», пока ученик не разовьет необходимые этические навыки. Западные школы акцентируют аспект силы, что сделало многие практические приложения и техники опасными, так как «слепая сила» может быть направлена, часто неосознанно, на самого вызвавшего ее. Таким образом, для эффективного и безопасного развития необходимо следовать (а не только знать!) главным этическим принципам, сформулированным человечеством еще в глубокой древности. Наиболее ясно эти принципы сформулированы в восточной традиции, которая и излагается ниже на примере этических принципов йоги.

1. «АХИМСА» — непричинение вреда всем живым существам в делах, словах и мыслях. Мысли столь же важны, как и дела, так как основа техник саморазвития —мыслительная деятельность. Так как в практической деятельности (воины, самозащита и пр.) иногда приходится отступать от этого принципа, теоретики йога указывают, что в таких случаях следует исполнять свой долг бесстрастно (отчуждение воли). Высшее проявление ахимсы— самопожертвование и всепрощение, доступные, однако, в полной мере лишь высшим ступеням саморазвития. В проекции на питание это отражается в требовании безубойного питания — ово-лакто-вегетарианская диета, которая, действительно, и физиологически оказалась необходимой для быстрого развития психических способностей и утончения восприятий.

2. «САТЬЯ» — правдивость, требущаяся во всех случаях, кроме противоречащих первому принципу («ложь во спасение»).

3. «АСТЕЯ» — отсутствие стремления к обладанию чужим. Это не только требование «не воруй», а, на самом деле, отражение принципа иерархичности построения сложных систем, когда один элемент может «обладать» существенно отличающимися свойствами в сравнении с другим.

4. «АПАРИГРАХА» — свобода от ненужных (не необходимых) вещей. В широком смысле слова — необходимость освобождения от становящихся ненужными атрибутов своего существования по мере саморазвития. В конечном счете предполагается отказ от «ненужных» на определенном уровне развития — физического тела, определенных эмоций, несовершенно
го логического мышления и других наших свойств, которые обычный человек отождествляет с собственным «Я» в определенных условиях и на определенной ступени своего развития.

5. «БРАХМАЧАРИЯ»— контроль над половым влечением. Предполагает полностью осознанное отношение к этому наиболее сильному для человека чувству. Без овладения энергией второго энергетического центра практически невозможно быстрое развитие психофизиологических способностей.

6. «КШАМА» — терпимость к другим, думающим иначе. Различие — величайшая, если не единственная, ценность существования для человека, что надо помнить всегда, уважая чужое мнение, рассматривая его как возможность расширения собственного сознания, своих способностей, включая мнение других в свое собственное — единственно возможный путь самосовершенствования.

7. «ДАЙЯ» — милосердие, доброта. Следует помнить, что для нашей Земли «Бог есть Любовь».

8. «АРДЖАВА» — простота, отсутствие высокомерия, которое только затрудняет общение, а значит, развитие свое и других.

9. «ХРИ» —смиренномудрие —отсутствие тщеславия и гордости, затрудняющих видение собственного несовершенства — основного стимула развития.
Приведенные этические принципы объединены названием «ЙАМА». Другие шесть принципов, относящиеся главным образом к психогигиене и гигиене, объединены принципом «НИЙАМА»:

1. «ШАУЧА» — поддержание тела в чистоте, ежедневные омовения, не реже 2 раз в день. Необходимы, в частности, для сброса ненужной энергоинформации.

2. «МИТАХАРА» — «чистое» питание. Включает ово-лакто-вегетарианское питание. Действительно, грубая и мощная по силе информация заглушает энергоинформационные сигналы извне, что важно особенно на стадии ученичества. Важна и биохимия питания, изменение pH крови в щелочную сторону, разнообразие и легкость растительных энергий. О пользе голодания будет сказано отдельно.

3. «САНТОША» — важнейший принцип: поддержание постоянно положительного эмоционального фона. Значимость этого не требует комментариев.

4. «СВАДХЪЯНА» — философские размышления, беседы —требование возвышенных стремлений и развития высших ментальных и духовных способностей.

5. «ТАПАС» — любые самоограничения ради борьбы со своими пороками — требование, известное в любой религии: «покаяние» и самоограничения, жертва в христианстве.

6. «ИШВАРАПРАНИТХАНА» —постоянное осознание того, что жизнь — наш Учитель, что цель Жизни — давать нам уроки Любви и Мудрости, ведущие нас к Совершенству.
Ясно, что эти принципы следует не заучивать, но стараться жить по ним, делая их частью себя самого.