Монахов Владимир. На пляже...

Александр Бубнов
Лёгкое изящное любовно-лирическое Интегральное стихотворение Владимира Монахова "На пляже" раскрывает свои "карты" уже в эпиграфе (автоэпиграфе?). Далее социальные мотивы-ожидания от текста приглушаются, автор как бы оставляет их за скобками, "в толпе…", и акцентирует философско-библейские мотивы, включая главную метафору "на пляже / в раю". Тривиальность эта далее смягчается юмором и иронией, таким образом "спасается" вся композиция. Это вполне очевидно. Менее очевидны для читателя / слушателя интуитивные находки в области формы, которые позволяют этому стихотворению сохранять изящество, а то и усиливать его по ходу сюжета...

Первая же рифма объединяет эпиграф и дальнейший текст: дрАКО'ноМ / познАКО'Мились. Сразу отвечаю на возражение по поводу того, что слово "познакомились" не стоит на конце 1-го стиха. Да, строго формально это не рифма, но - уточняю - рифма внутренняя: слух читателя после эпиграфа настроен на ямб, целых 5 стоп которого (плюс ещё 2 стопы ямбического сочетания "из дневника") инерцией распространяются на начало 1-й строки, ср. такой вариант: "мы познакомились (на пляже) у реки" - абсолютно такой же ямб, как и эпиграф; в круглых скобках обозначено экспериментальное заполнение цезуры, которая - без этого заполнения - только усиливается по контрасту с дальнейшими двумя безударными слогами "…у рекИ'". Число безударных слогов накапливается… Между словами "познакомились / у реки", там где вы видите слеш, с точки зрения метра возникает ощущение "упущенного" ударения, перед слешем и после слеша - перед словоразделом и после него - по 2 безударных слога. Если услышать "мЫ позна/кОмились/" как 2 стопы дактиля, то как раз следующий слог ожидается слухом как ударный - как начало 3-й стропы дактиля - и этот слог приходился бы на эту нами выявленную цезуру: ожидание слуха обмануто, ударный слог не появляется. Итак, выявленная цезурная пауза позволяет сравнивать пару "дрАКОноМ / познАКОМились" и трактовать её как внутреннюю рифму. В самом начале текста, когда закономерности текста ещё не выявлены слухом, такая рифма звучит как рифма вполне сильная.

Ключевое слово "яблоко" проявляется в рифмах как симметричная система из перекликающихся трёх пар окончаний строк, играющих на ассонансах пары звукобукв Я / И: "…Яблоко / …спросИл Я", "…Яблоко И / сИльно", "…Яблоко / (червЯ / мЯкотИ) / …пошутИл Я". Значение звукобуквы И для автора доказывает единственный пример анжамбемана: вместо обычных для этого стихотворения стихоразделов по синтагматике "Я взял румЯное Яблоко / и надкусил его…" (дополнительно выделяем Я) мы наблюдаем анжамбеман на И: "Я взял румЯное Яблоко И / надкусИл его…" (выделяем И, которое акцентируется за счёт анжамбемана).

Из последних семи строк 6 строк являются ассонансами на звукобукву Я, что - с точки зрения формы - указывает на Интегральную доминанту (И-доминанту на ассонансе "я"), а с точки зрения концептуально-смысловой - пунктирно, исподволь воздействуя на "слухозрение" читателя, акцентирует "авторство" лирического героя, его рассказ от первого лица - Я! Предпоследняя строка ("…искусИтель") подготавливается предыдущим расшатыванием ("…пошутИл Я"), в итоге локально образовывается женская ассонансная рифма с дополнительной окантовкой мягким Т' и заударной звукобуквой Л: "искусИ'ТеЛь / пошуТИ'Л я". А в целом, после пяти строк подряд на ассонансной монорифме, текст в предпоследнем стихе даёт отдых слуху ("…искусИтель"), затем позитивно возвращается к ударению на Я - "…рассмеЯлась"!

...текст... можно расщеплять на атомы, как в том же палиндроме, где сама форма априори порождает зеркальную метрофонику, с другой стороны - мы возводим текст "В КУБЫ' БУКВ", ищем кубатуру сфер как квадратуру круга... восхищаемся играми, - высокими, низкими - всякими - всеми, что на пользу поэта как исследователя звука и метра. Измерить звук. Поверить ему. Поверить его - алгеброй гармоний... на стыке... на интеграции звука и формы.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2023.

Литература:
Бубнов А.В. МЕТРОФОНИКА И ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ (на примере нескольких стихотворений, отобранных в «Антологию Интегрального стиха») // Дети Ра № 6 (205), 2023.
https://reading-hall.ru/publication.php?id=34521


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Владимир МОНАХОВ


НА ПЛЯЖЕ


В толпе червяк становится драконом…
(Из дневника)
_____________

Мы познакомились у реки.
Ты протянула мне яблоко.

– Мытое? – спросил я.
– Конечно, – улыбнулась ты,
но на всякий случай
протёрла плод влажной ладонью.

Я взял румяное яблоко и
надкусил его так сильно,
что даже тебе в лицо брызнул сок.

– Ой, – вскрикнула ты, – не ешь его,
там внутри червяк!

Я рассмотрел яблоко
и увидел уползающего червя,
который норовил спрятаться в мякоти.

– Это не червяк, – пошутил я.
– Это наш с тобой змей-искуситель!

И ты одобрительно рассмеялась!

2014


МОНАХОВ Владимир Васильевич
Поэт, прозаик. Автор более 10 сборников стихов и прозы. Публиковался в поэтических антологиях и журналах «Литературная учеба», «Мансарда», «Арион», «Футурум АРТ», «Крещатик», «Сибирь», «Ренессанс», «Иркутское время», «Илья», «Российский колокол», «День и ночь» «Юность», в антологиях «Русский верлибр», «Сквозь тишину. Антология русских хайку, сенрю и трехстиший», «Приют неизвестных поэтов. Дикоросы.» и др. В 1999 г. награждён памятной пушкинской медалью Международного Пушкинского общества (Нью-Йорк). Член общественного Совета «Илья-Премия». За серию философских эссе в 2005 г. В.В. Монахов стал лауреатом литературной премии им. Владимира Максимова. В 2009 году удостоился звания «Серебряное перо Руси» за оригинальную подачу сказки «Русская сказка». Лауреат Международного поэтического конкурса «Лёт лебединый» имени Петра Вегина (2014). Лауреат (второе место) в номинации «Бэла» за лучшую новеллу о любви в международном Лермонтовском конкурсе (2014).  В 2018 году награждён за многолетнюю преданность авангардным традициям русской литературы специальным Дипломом жюри Международного конкурса палиндрома (Тамбов) и Международной Академией Зауми. Многие годы был членом редколлегии альманаха «45 параллель», входит в литературно-философскую группу ДООС («Добровольное Общество Охраны Стрекоз»).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Монахов В.В., стихотворение, 2014.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2023.