Как противостоять бесам

Ангелина Кныш
В первое пришествие Иисуса Христа ситуация с враждебными силами на земле обетованной была довольно сложной.

Во-первых, Иудея и Галилея находились под римским протекторатом – там правили римские наместники Пилат и Ирод.

Во-вторых, «на Моисеевом седалище» обосновались сребролюбивые фарисеи и книжники, которых Христос обличал, прежде всего, в ЛИЦЕМЕРИИ («Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» - Мф. 15:8) и утверждал, что отец их – диавол, который есть ОТЕЦ ЛЖИ (Ин. 8:44).

В-третьих, невидимые бесы весьма вольготно чувствовали себя среди людей, беспрепятственно вселяясь в их души – Христос, а позже и Его ученики, то и дело изгоняли их из страдальцев, иногда даже в массовом количестве (из Марии Магдалины, например, – семерых бесов, из гадаринского бесноватого – целый «легион» и т.д.).

Безусловно, все эти личности угнетали и мучили местное население и заслуживали сурового наказания, однако как поступил с ними Христос, Которому МЫ ДОЛЖНЫ ВО ВСЕМ ПОДРАЖАТЬ?
 
Когда Ирод казнил ни в чем не повинного Иоанна Крестителя, Спаситель не только не стал карать царя, но даже не воспылал гневом или обвинениями в его адрес, а лишь молча надолго удалился в уединенное место для молитвы Отцу.

Нелогичными, казалось бы, были и Его наставления к народу относительно книжников и фарисеев: «Итак ВСЕ, ЧТО ОНИ ВЕЛЯТ ВАМ СОБЛЮДАТЬ, СОБЛЮДАЙТЕ И ДЕЛАЙТЕ; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:3-4).

Что касается бесов, то Христос также не расправлялся с ними, а лишь изгонял их из людей, и они при этом могли свободно вселиться в кого-то другого.
 
Подумать только: всесильный Христос (ибо «Отец любит Сына и ВСЕ дал в руку Его» - Ин. 3:35), безропотно смирил Себя перед Богом Отцом, поставившим Ему КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ по спасению погибающих в Его первое пришествие!

Аналогично во всем подчиняются Богу и могущественные ангельские силы («Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, НЕ СМЕЛ ПРОИЗНЕСТЬ УКОРИЗНЕННОГО СУДА, но сказал: да запретит тебе Господь» - Иуд. 1:9), а также весь земной животный мир, не выходящий за рамки своих естественных потребностей, и даже растения, как, например, подсолнечник, покорно поворачивающийся к сотворенному Богом и жизнедательному для него солнцу.

И только одни люди все более дерзко и цинично игнорируют установленные Богом для них ЗАПОВЕДИ И ЗАКОНЫ и не воздают Всевышнему даже элементарной благодарности за все те многочисленные блага, которыми Он наделяет их, таких несамодостаточных и уязвимых перед силами природы!

Долго ли может продолжаться такая вызывающая гнев Божий ситуация и не наблюдаем ли мы уже сейчас воочию грозные и разрушительные явления и события в мире, свидетельствующие о том, что всему этому беззаконию вскоре будет положен обещанный Богом конец?
      
Как же довести до понимания разумных, казалось бы, представителей рода человеческого, что СУДИТЬ И КАРАТЬ ЛЮДЕЙ МОЖЕТ ТОЛЬКО ИХ СОЗДАТЕЛЬ И ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, а сами люди не должны самочинно «вершить справедливость»: развязывать войны, мстить, осуждать, чинить расправу и т.д., даже враждовать на бытовом уровне!

Этот тезис настолько важен и обязателен в качестве линии поведения для всех людей, что даже приносимые в Храм жертвы Всевышний считал второстепенными в сравнении с послушанием Ему:

«Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, ПРЕЖДЕ ПРИМИРИСЬ с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

Более того, Бог повелел человеку обуздывать не только беззаконные поступки по отношению к ближнему, но и подобные помыслы: «солнце да не зайдет в гневе вашем» (Ефес. 4:26).

Если же еще более углубиться в суть евангельских текстов, то все вышеизложенное сводится к одному, очень важному, но, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ АКЦЕНТИРУЕМОМУ В НИХ ВЫВОДУ:
 
«В нашей жизни нет ничего случайного, все ее вехи, вплоть до кажущихся малозначимыми, предопределены Богом Вседержителем, Который Своим сверхъестественным разумом единолично выстраивает сложнейшую канву мироздания во всех ее переплетениях, взаимодействиях и зримых для Него последствиях».

МЫ ЖЕ НЕ ДОЛЖНЫ ЕМУ В ЭТОМ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ, неразумно вторгаясь в неподвластную нашему ограниченному уму сферу и нарываясь на гнев Божий.

Наша задача – всего лишь твердо усвоить, что Господь желает нам только добра, и поэтому озвученные посланным для нашего спасения Христом заповеди, законы и наставления являются НЕОБХОДИМЫМИ, ОПТИМАЛЬНО ОПРАВДАННЫМИ И ЩАДЯЩИМИ для нас именно потому, что мы вынуждены искать пути своего спасения в условиях МОЩНОГО БЕСОВСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Ибо дьявол с бесами воюют с Богом ТОЛЬКО за души людей, остальных живых существ они, как правило, обходят стороной.

Поэтому ЧТО может в этой войне за души противопоставить немощный человек обладающим ангельски мощными возможностями бесам, сеющим среди нас, например, ВРАЖДУ И КОНФЛИКТЫ? Вековой опыт свидетельствует, что если на удар ответить ударом, то это лишь усугубит взаимное противостояние.
               
Именно поэтому Христос в Нагорной проповеди предлагает единственно возможный для людей способ остановить раздуваемый бесами костер вражды и конфликтов – не отвечать злом на зло, подставить левую щеку, когда ударили по правой, отдать последнее даже в ущерб себе, но любыми путями стараться СОХРАНЯТЬ МИР, как и Он Сам поступал в Свое первое пришествие. «К миру призвал нас Господь» (1Кор. 7:15), «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9), «Плод правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18), «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12:14) и т.д.

Апостол Петр также констатирует: «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Петр. 2:15).

Все это легко проверить на практике. Например, раньше я пыталась спорить, доказывать свою точку зрения, озвученную в моих статьях (не голословную, кстати, а подтвержденную цитатами из Писания) моим некоторым воспринимающими в штыки любую рассудительность рецензентам. В ответ, как правило, получала еще больше  возражений и даже обвинений, и весь этот спор вскоре выходил за рамки первоначальной темы и разрастался, как снежный ком.
 
Теперь же, оценив доводы оппонента, я часто отвечаю: «Вы вправе иметь свою точку зрения по этому вопросу. Да хранит вас Господь». И все, конфликт исчерпан, хотя я и понесла при этом какие-то свои имиджевые потери, но они, безусловно, стоили того, чтобы был достигнут мир.

Аналогично БЕСОВСКИЕ СОБЛАЗНЫ мы можем пресечь лишь своей отстраненностью и равнодушием к мирским благам и привязанности к мирской славе или людям. Только тогда бесовские сети в этом плане станут бессильными для нас, а мы обретем настоящую свободу от порабощения богатством, тщеславием, людьми и т.д.

БОЛЕЗНИ также часто попускаются людям за совершение провоцируемых бесами грехов – Христос, исцеляя людей, нередко наставлял их, чтобы больше не грешили (Ин. 5:14). То есть, здесь у нас единственно верный путь – молитвенное покаянное обращение к Богу (оно должно присутствовать также и во всех остальных случаях бесовской брани) с одновременным постепенным исправлением себя в соответствии с требованиями Спасителя.

Когда мы примем такой подход за основу, то все духовные пазлы, озвученные в Евангелии в качестве дорожной карты для спасения души, совпадут, хотя порой они и кажутся нам нелогичными и неоправданно тяжелыми.

Только так человек постепенно становится сторонником БОГА (при этом Всевышний, в Свою очередь, начинает оказывать ему помощь и защиту), и одновременно противостоит дьяволу, следуя наиболее ОПТИМАЛЬНЫМ МЕТОДАМ борьбы с ним, озвученным Христом.
 
Сознавая ВАЖНОСТЬ поставленной перед собой цели достижения жизни вечной, такой человек начинает ПОНИМАТЬ И СМИРЯТЬСЯ с неизбежностью ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТРАДАНИЙ на этом пути, тем более, что проклятия Всевышнего людям за первородный грех и связанные с ними мучения снимутся только после Страшного суда и победы над смертью.

Вот и получается, что наставления апостола Павла «жить тихо, делать свое дело и работать  своими собственными руками» (1Фес. 4:11) и принимать жизнь такой, какой она складывается, также вполне вписываются в эту жизненную схему и не должны нас шокировать потенциальной «потерей мирских радостей».

Как говорил великий ученый и религиозный философ Блез Паскаль: «Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома, где ему положено».

Святитель Иоанн Златоуст приводит еще некоторые аргументы, объясняющие необходимость избирать такой единственно верный земной путь и, в частности, не дорожить мирскими ценностями.

«Бог, имея возможность взять у тебя ВСЕ против твоей воли, не хочет делать этого без твоей воли, дабы ты заслужил награду. Он может сделать тебя бедным против твоей воли, но хочет, чтобы ты сделался таким добровольно, дабы даровать тебе венцы. Лишает ли нас Бог имущества – Он берет Свое; лишает ли тебя чести, славы, тела, души или сына твоего – Он берет не твоего сына, а Своего раба, ибо не ты, а Он сотворил его, ты только содействовал явлению его, а все сделал Бог.

Что не наше, а Господне, то нам следует употреблять на подобных нам рабов. Все твое есть общее – для тебя и твоего ближнего, как общие солнце и воздух, и земля, и все прочее».

На что же рассчитывают люди, как правило, уже обладающие всеми земными благами, однако добиваясь мирской славы (в силу естественных причин крайне непродолжительной), идут на поводу у бесов и обрекают в возглавляемых ними ВОЙНАХ на смерть, инвалидность, сиротство, лишение всего нажитого и прочие беды многие тысячи людей, хотя и знают, что предрекает Евангелие «поднимающим меч»?

В Священном Писании неоднократно упоминается, что вопль множества страдающих, как правило, доходит до Бога: «И возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше» (Втор. 26:7).
 
И напрасны чьи-то надежды, что от Бога можно спрятаться или «откупиться» – Он неизбежно «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:6).