Ушкуйники казаки

Михаил Илекский
               

   Ушкуйники были отважными воинами, они умело сражались как в пешем, так и в конном строю, в совершенстве владели основными образцами вооружения той поры: копьями, мечами, саблями, луками и арбалетами.

   Это боевые отряды - потомки  варягов, и они представляли собой  военный оплот Великого Новгорода. Новгородское вече и новгородские бояре поручали им сбор дани с обширных северных владений Новгорода, а также другие опасные предприятия.

   В 1366 году Новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Фёдорович и Александр Абакунович громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Хан Золотой Орды обратился с приказом к своему подданному московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Дмитрий шлёт грозную грамоту в Новгород. Бояре Новгорода отвечают отпиской: «Ходили люди молодые на Волгу, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман».

   Подобные лихие экспедиции организовывались вплоть до семидесятых годов XV столетия. В 1478 году независимый Великий Новгород пал и был подчинен Москве, под власть московского князя Ивана III. Но ушкуйники не покорились Москве и обосновались в Хлынове (впоследствии Вятка). Но в 1489 году Хлынов также была насильственно присоединена к Московскому государству. После этих событий организованные походы ушкуев практически сошли на нет.

   Часть хлыновских ушкуйников,  обосновались сначала на Волге, в районе современного Камышина, где промышляла разбойными нападениями на торговые караваны, сбывая награбленное в пограничных рязанских городах.

   Затем хлыновские предки новгородцев переместились в низовья Дона. В жены беглые хлыновцы стали брать дочерей местных степняков, отчего их потомки заметно потемнели, но сохранили воинственность, свободолюбие и привычку к передвижению по рекам, которая была у их отцов и дедов, они и стали одними из прародителей казаков.

   Именно в это время особенно формируются и усиливаются вольные казачьи общины вначале на Волге затем на Дону, и Яике. И это не удивительно, так как вольные ушкуи не перешли на «государеву службу», а ушли в казаки - таким же вольным по духу и жизни людям. Некоторые Донские казаки, и по ныне выводят свой род именно от этих ушкуйников-хлыновцев.

   Затем сюда бежали от никоновского раскола верующий люд, московские стрельцы, разбойники и безбожники, в общем, все те, кто мог драться за свою свободу и жизнь. Они объединялись в ватаги взлохмаченных бородатых бродяг на брегах Яика, здесь на реке, да на степных просторах создавали они свой мир, свое независимое государство. Они несли сюда исконный, вольный дух, истую до раскола веру. Здесь они мечтали сохранить традиции пращуров и свободу.

   С той поры много воды утекло из Яика в море. Предки тех ушкуйников - казаки несут жестокую кару за свое наивное упрямство. Москва сумела обуздать непокорных казаков и теперь зорко наблюдала за Яиком. Многие из упрямцев на себе испытали скорбную судьбу атаманов Матвея Мещеряка и Богдана Барбоши. Царь-антихрист, Петр, покушался лишить их “отечества” - бороду и крест. По его указу полковником Захаровым была проведена первая перепись казаков на Яике.

   Зажиточная верхушка старшин, покорившись Москве, использовали власть во благо себе, обворовывали казаков. Царь наделял их льготной пошлиной на соль и рыбу. Возмущения зачастую вспыхивали у рыбопошленных застав. Здесь таился корень всех бед. Казаки дрались, за улов добычи как звери.