Пасхальный натюрморт Жуковского

Наталья Швец
Пасхальный натюрморт» Станислав Жуковский написал как воспоминание о светлом Христовом Воскресении 1915 года. Жуковские встречали его в усадьбе Островки, что в посёлке Молдино под Тверью. Семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы, а с рассветом усталые и счастливые вернулись домой и сели за праздничный стол.

Впервые картина была показана на XIII выставке Союза русских художников в Петрограде. В Третьяковскую галерею она поступила под названием «Пасхальный стол». Следует сказать, что это не первое обращение автора к теме пасхального стола. Ещё в 1911 году он написал «Праздник весны» (находится в частном собрании).

«Пасхальный натюрморт»
Картина «Пасхальный натюрморт» интересна тем, что позволяет нам представить жизнь аристократа того времени, когда революция уже стучалась в двери. Мастер демонстрирует нам пышность празднества и просит задуматься о том, что всё в этой жизни преходяще.

Натюрморт написан очень реалистично. Кажется, что ты можешь дотронуться до всего, посидеть на диване и вместе со всеми сесть за стол после пасхальной литургии… Талантливой рукой Жуковский создал атмосферу праздничного уюта и тепла. Он показал зрителю часть красивой комнаты, центральное место в которой занимает круглый стол.

Мы видим главные атрибуты пасхального утра: большой кулич, творожную пасху и крашеные яйца. По всей комнате расставлены горшочки с вытянувшимися гиацинтами. Высокая керамическая ваза с сидящим агнцем и узкая пирамидка пасхи напоминают о сакральном смысле праздничной трапезы. Игра фактур полированного дерева, блестящего фарфора, льняной ткани, плотной керамики, прозрачного стекла складывается в прихотливый узор.

Синий ковер на полу, изысканная мебель 1840-х годов, картины на стенах создают атмосферу старины, особенно любимую художником… Искусствоведы считают, что произведение написано в московской мастерской Жуковского. А по словам современников, она была «обставлена с большой роскошью и вкусом…»

Блюда к празднику
Как известно, блюда пасхального стола готовят заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.

Предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.

Имеет свою историю и кулич, который называют домашним артосом. Традиция освящения артоса тянется с евангельских времён. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это подобие праздничной просфоры на домашнем столе.

Ещё одно праздничное блюдо —  творожная пасха. Яство недаром носит название праздника. Его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.

Все эти блюда Жуковский изобразил на полотне «Пасхальный натюрморт». Кроме того, обилие цветов на столе напоминает о рае. Кстати, в семье художника гиацинты специально выращивали к празднику. А за подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.

Словом, Станислав Жуковский в своём натюрморте отразил гастрономические подробности праздничного стола и ликование о Воскресении Христа.

Жуковский
Станислав Юлианович Жуковский родился 13 (25) мая 1873 года в селе Ендриховцы Гродненской губернии. Погиб в августе 1944 года в нацистском концлагере в Прушкове, близ Варшавы (Польша). Его называют русским и польским художником, мастером пейзажа. Был передвижником, на творчество которого оказали влияние французские импрессионисты.

После революции эмигрировал из России, проживал в Польше. Все без исключения полотна Жуковского написаны с натуры. Работая быстро и вдохновенно, он стремился уловить и передать зрителю мельчайшие детали живого, изменчивого мира. Его картины наполнены романтикой, поэзией и красотой.

В 1921 году состоялась первая и единственная персональная выставка Жуковского в России, на которой показали 74 работы. У зрителей она имела большой успех, а критики, напротив, обрушились на неё с резкими нападками.

Жуковский является автором множества лирических пейзажей. Часто создавал картины с интерьерами дворянских усадеб.