Россия и Германия, Достоевский и Гёте

Анатолий Обросков
Выступая своими публикациями, дискуссиями во время участия в литературных событиях как исследователь Достоевского, стараюсь показать связи его произведений с европейской традицией, Гёте, по новому осмыслить значение его наследия для нашего современника.
Критикую обозначившуюся недавно тенденцию представить Достоевского, в его последние годы, отказавшимся от идеалов его молодости, этаким литератором, приближенным к монархическому двору. На мой взгляд, такое мнение не соответствует действительности. Как политический дневник Достоевского, так и его поздние произведения показывают пристальное вглядывание в толщу народной жизни, его стремление показать наиболее привлекательные стороны русского человека. Вероятно, что такие персонажи как Чубайс и хотели бы начать процесс дегуманизации Достоевского, но такие попытки обречены на провал.
Считаю, что "подпольный человек" Достоевского протестует не против утопии социализма, а против ангсоца антиутопии Оруэлла. Такая же критика есть и во "Сне смешного человека". Рекомендую тем, кто только начинает изучать Достоевского, прежде всего М.М. Бахтина, его "Проблемы поэтики Достоевского", о полифонии текстов Фёдора Достоевского.
В "Мёртвом доме" Достоевский нашёл тот самый крепкий русский характер, на котором и до сих пор основывается русская цивилизация. В "Пушкинской речи" Достоевский рассказал о всемирной отзывчивости русского человека, по замечанию Селезнёва, по сути открыл Пушкина российскому читателю.
В стихах Пушкина сокрыты пророческие коды для российской цивилизации, всего европейского сообщества. Напомню, что Председатель Вальсингам из "Пира во время чумы" силой своего духа преодолевает страх смерти горожан от эпидемии бубонной чумы.

***

Но, с другой стороны, нельзя не признать и того факта, что у Достоевского в изображении преступников отсутствует традиционный пафос осуждения и детерминизм. От Ницше - тонкого и проницательного литературного критика - не могла укрыться новизна подхода Достоевского к теме преступления и преступника.
(В.В. Дудкин (Петрозаводск). "Великий инквизитор Достоевского и Жрец Ницше". Альманах №2 "Достоевский и мировая культура", Петербург, 1994).

***

Часто можно прочитать у иных литературных критиков о разногласиях, чуть ли не конфликте между Достоевским и Тургеневым... На мой взгляд, всё это наносное, слухи, оба автора внесли решающий и соизмеримый вклад в формирование такого культурного феномена как Русский роман или, как его называют во Франции, Русан, одной из вершин европейской цивилизации.
И германофилия, за которой кроется еврофилия, очевидно связывает и Достоевского, и Тургенева.
К слову, по всей видимости во Франции Тургенев выполнял секретную миссию, то есть был агентом российской разведки.

В сборнике избранных работ литературоведа из Франции, из Лилльского университета Луи Аллена "Этюды о русской литературе" (Л., 1989) можно узнать малоизвестные мотивы, связывающие Шопенгауэра и Тургенева.
Цитирую.

Впрочем, быть двойственным ещё не значит быть двуликим. У Бакунина явный перегиб, когда он в письме к В.Ф. Лугинину от 20 октября 1862 года так предостерегал своего корреспондента: Тургенев, мол, великий и талинтливейший писатель, он милый и симпатичный человек, но в области политики он "настоящий полишинель".

...

В России поэт Фет, друг Тургенева, посвятил несколько лет переводу ключевого творения Шопенгауэра с третьего издания 1859 года. Некоторые критики, в том числе в тридцатые годы советсткий литературовед Михаил Карлович Клеман, выдвинули гипотезу о раннем влиянии Шопенгауэра на Тургенева, начиная с "Фауста" ("Фауст" был окончен в течение лета 1856 года) и в особенности с "Дворянского гнезда" (1856).
...

Вообще, пятидесятые годы характеризуются для Тургенева углублением внутреннего кризиса, нарастанием сомнения в том, родился ли человек для свободы.

...

Вполне допустимо, что в 1848 0 1849 годах немецкий поэт Георг Гервег посвятил Тургенева в Париже в подробности того нового миропонимания, которое он позднее раскроет Рихарду Вагнеру в Женеве.

...

По Шопенгауэру, основной добродетелью у человека является стремление к выявлению истины, которое воодушевляет "героического человека" в его ожесточённой борьбе против иллюзий, порождённых "миром как представлением".

...

Впервые Тургенев упоминает о Шопенгауэре в письме к Герцену от 4 ноября 1862 года
после ожесточённой полемики вокруг "Отцов и детей". В это время глубоко разочарованный Тургенев вторично замкнулся в себе, как и после 1848 года. Он добровольно покинул Россию и, как он полагал, уже навсегда. Он поселился в Баден-Бадене, следя лишь издалека за общественно-политической борьбой на родине.

...

В пятом письме "Концов и начал" Герцен описывал в духе шопенгауэровских анализов духовный распад западного мира. Отвечая ему, Тургенев советует Герцену глубже вчитаться в основные тезисы Шопенгауэра.

...

Подчинение Тургенева влиянию Шопенгауэра, поэтически ощутивое в "Призраках" (1855 - 1863) и в "Довольно" (1862 - 1864), получит уже более явное общественное выражение в "Дыме" (1867) и найдёт предсмертный отголосок в "Стихотворениях в прозе" (1878 - 1881).