Психика и жест...

Светлан Туголобов
     Может так случиться, что психика человеческая состоит из нематериальных жестов и ответов на чужие аналогичные жесты.

      Это, конечно, не очень хорошо, но некоторым может оказаться полезным - отрабатывать психические жесты так, чтобы они человеком осуществлялись быстро и чётко.

       Если психику можно представить состоящей из нематериальных жестов, то какими могут быть такие, психические, жесты?

     Они могут быть жестами возвышения, падения, направленными вглубь, направленными вовне, а ещё широкими или горизонтальными.

      Если нематериальные, психические жесты можно тренировать, то, вполне возможно, и в актёрских амплуа нет ничего предосудительного. И тот актёр, которому  особенно удаются нематериальные жесты возвышения может быть назван трагиком.

       Ничто так не возвышает трагика, как умение показывать зрителям предчувствие близкой смерти своего героя.

      Актёры, исполняющие роли людей, склоннных к самокопанию,  рефлексии,  должны уметь осуществлять нематериальные, психические жесты, направленные вглубь внутренних миров своих персонажей.

       Как ни странно, труднее всего объяснить -  умением исполнения каких психических жестов должен отличаться актёр комик, но можно попытаться, вспомнив о таком комическом трюке, как падение. 

     Падение является  и комическим приёмом, и нематериальным, психическим жестом.

      Комик, вполне возможно, размахивает  внутренним миром своего персонажа, влево-вправо, и может вызывать, если не смех, то хотя бы улыбку, осуществив, как психический жест,  падение.

     Какое именно падение изобразил комик: идейное, морально-нравственное или сугубо техническое - об этом судить могут сами зрительницы и зрители.

      Сугубо технические жесты падения - это признак фарса, комедии положений,  эксцентрической комедии.

     Когда в спектакле показано, в том числе с помощью технических и нематериальных падений, как какая-то идея оказывается  глупой, то этот спектакль является комедией идей.

      В идейной трагикомедии глупая идея оказывается ещё и очень страшной.

      При желании актёров и постановщиков не быть схематичными, они прибегают  не к техничному фарсу, не к комедии положений, даже не к трагикомедии, а к трагедии.

      Главный персонаж трагедии, вполне возможно, должен быть исполняемым актёром или актрисой, которые должны уметь направлять свои психические жесты в своё окружение, получать из него ответы, направлять эти ответы вглубь себя и предъявлять зрителям возвышающие их персонажей нематериальные, психические жесты.

      Героя классической трагедии приближение смерти возвышает, в трагикомедии предчувствие им его смерти может вызывать улыбку, а, если герою трагикомедии удаётся избежать гибели, смерти, то  переживание им приближения смерти может вызывать даже смех.

      Русский актёр Михаил Чехов разработал теорию нематериальных человеческих жестов, назвав их почему-то не психическими, а психологическими. Потратил на эту разработку, наверное, значительное количество лет своей жизни.

      И если кто-то из читательниц или читателей что-то не понял в этой запутанной, туманной миниатюре, то они могут или отказаться от освоения психических жестов, или прочитать теоретические записки Михаила Чехова.