Дополнение к теме родовых древ

Азамат Джанымбей
Темы родовых древ мы касались уже однажды («О благе и зле Родовых древ» - http://proza.ru/2015/04/03/801), но осталось ещё много того, что заслуживает внимания, как с чисто житейской, так и с психологической точки зрения. О чём речь?

Понятие «древо» относительно рода имеет много смыслов. «Ствол, ветви, листья, плоды» - какое место занимаем мы в этой системе и что из этого следует?

Мы не будем касаться всего спектра возникающих проблем и ассоциаций. Возьмем лишь тот этап, когда наступает родительский период, с его неожиданными открытиями и принуждением к переосмыслению того, что почти не замечалось, того, что связано с родом и его древом.

Пока у нас самих нет детей мы подобны листьям, которые не испытывают на себе особого давления, свободно трепещутся на ветру, воспринимая свою прикрепленность к древу, как и своё появление в этот мир, как нечто само собой разумеющееся. Зачастую всё это протекает безо всякой рефлексии, с присвоенным себе правом поступать так, как заблагорассудится, без оглядки «на ветви и ствол», безо всякой ответственности за прошлое и будущее семейного, а шире родового древа.

Более того, ирония и даже цинизм относительно предков (далеких и близких), их роли и значения в собственной жизни представляются неотъемлемой частью «листовой» свободы. Конечно же, сами эти явления неразрывно связаны с тем, что называется возрастной психологией, но помимо неё зависят также от того, какая система этических ценностей была усвоена, был ли пример в лице родителей или иных значимых фигур, подражать которому хотелось бы в ходе взросления.

Но вот наступает время, когда условные листья превращаются в ветви, а на них появляются новые листья. И вдруг, всегда почти неожиданно, бывший лист сталкиваемся с тем, что появляется нагрузка от новой трепещущейся «бестолковой» листвы, вибрации которой начинают воздействовать и на него. То есть, наступает время свёртывания свободного полёта – ответственности только за себя, когда бремя ветвей, которое не осознавалось раньше, становится собственной реальностью.

Именно в этот период начинается активный, иногда нервный до истеричности, этап поиска почвы под ногами, обращение к тому, что касается опыта решения аналогичных проблем у предков, роль которых до этого в полной мере не осознавалась. Ведь иначе ситуация грозит тем, что или листья сорвутся в окружающий хаос и непредсказуемость, или сам ты не выдержишь бремени дополнительной нагрузки.

По-своему замечательное это время. Замечательно тем, что наступает этап реального взросления, преодоление инерции инфантильного эгоизма. Редкий случай, но бывает и то, что возникает интерес к тому, что обозначается многозначным понятием «родовая программа». По сути, отчасти мы уже начали говорить о ней, но тема эта в жизни думающих людей столь важна, что заслуживает отдельного разговора.

(продолжение - http://proza.ru/2024/05/05/477)