Борис Пастернак. Часть первая

Наталья Скорнякова
Борис Леонидович Пастернак – один из немногих мастеров слова, удостоенных Нобелевской премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы.

За все время существования награды – Нобелевская премия ею были отмечены пять авторов. Иван Бунин -  1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева». Борис Пастернак – 1958 г.  за роман «Доктор Живаго». Михаил Шолохов - 1965 за роман  «Тихий Дон». Александр Солженицын – 1970 г. за Книга «Архипелаг ГУЛАГ».  Иосиф Бродский – 1987 г. за сборник эссе «Меньше, чем единица».

Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве.
Родители познакомились в 1885 году на одной из вечеринок одесской «золотой молодежи» Отец был начинающим начинающим художником, а мама на момент знакомства была уже известным музыкантом, одной из самых популярных концертирующих пианисток России. Среди её друзей были Рахманинов, Скрябин, Шаляпин…

14 февраля 1889 года в Москве Розалия и Леонид Пастернак сыграли свадьбу и вскоре переехали в Москву навсегда.

Родители Бориса Пастернака - Леонид Осипович Пастернак, который позднее стал выдающимся российским художником и Розалия Исидоровна Кауфман - профессор Императорского русского музыкального общества, воспитали мальчика в одухотворённом, пронизанном мыслью и гармонией кругу.

Не в каждую детскую душу входят с младенчества звуки музыки Чайковского, Скрябина, Шопена. Мать привила любовь к музыке Борису навсегда. До конца это будет отдаваться в восприятии мира, осознанное в зрелости и прорифмованное жизнью.

Борис был первенцем, после него в семье появилось еще трое детей. Карьера мамы началась в Одессе, откуда семья переехала еще до рождения Бориса.

Свою карьеру музыканта Розалия с радостью принесла в жертву семье. Розалия Исидоровна полностью, самозабвенно, страстно, как когда-то в музыку, погрузилась в материнство. Правда, с музыкой она не расставалась никогда, но она перестала быть главным в её жизни; главным для Розалии стала семья и дети.

Дом Пастернаков к этому времени стал одним из культурных центров Москвы; он был популярен своими музыкальными и рисовальными вечерами. Знакомство Розалии Кауфман с выдающимися деятелями искусства стало ключевым моментом в карьере её мужа, художника-портретиста. Многие известные люди России с удовольствием принимали приглашения супругов Пастернак принять участие в тематических вечерах. Розалия вдохновенно играла на фортепиано, в это время Леонид Осипович делал наброски портретов знаменитостей, слушавших игру его жены. Благодаря серии портретов выдающихся людей — Рахманинова, Скрябина, Толстого, Горького, Кропоткина, Мечникова — авторитет Пастернака как портретиста вырос среди художников.

В ноябре 1894 года к Пастернакам приехал Л. Н. Толстой послушать необыкновенную игру знаменитой пианистки. Вот как описывает этот вечер Борис Пастернак: «Я проснулся от сладкой щемящей муки, в такой мере ранее не испытанной. Я закричал и заплакал от тоски и страха. Но музыка заглушала мои слёзы, и только когда разбудившую часть трио доиграли до конца, меня услышали». Мать вынесла Бориса из детской в гостиную, и здесь он увидел Льва Николаевича Толстого. «Эта ночь межевою вехой пролегла между беспамятством младенчества и моим дальнейшим детством». Впоследствии поэт сказал о Л. Н. Толстом: «Его образ прошел через всю мою жизнь».

Дети подрастали, но Розалия Исидоровна никогда не отступала от своего материнского долга. Несмотря на то, что в доме жили няня и прислуга, Розалия Исидоровна приучала детей к порядку и аккуратности: убирать за собой, заправлять постели, мыться ежедневно с ног до головы водой комнатной температуры. И делали они всё это охотно и с радостью. С большим вниманием мать относилась к воспитанию и обучению старшего сына, сама начала учить его грамоте. Отец Пастернака, находившийся по делам в Петербурге и получивший первое письмо от Бори, в восторге писал: «Впервые читал "письмо сына" — этого описать невозможно!»

Мама водила сына в Консерваторию на симфонические концерты, устраиваемые для детей. Они вместе посещали музеи, совершали прогулки по городскому саду. Это был мир искусства, её родной мир, естественным образом вошедший в будни детей семьи Пастернак. О своей матери Борис Пастернак писал так: «Она — воплощение скромности, в ней не следа вундеркиндства; всё отдала мужу, детям, нам»; «Мама была великолепной пианисткой; именно воспоминания о ней, о её игре, о её обращении с музыкой, о месте, которое она ей так просто отводила в обиходе, дало мне в руки мерило, которое не выдержали все мои последующие наблюдения».

А вот что мы читаем о родителях Пастернака в воспоминаниях русской актрисы Софьи Гиацинтовой: «Художник Леонид Осипович — высокий, красивый, с пышной шевелюрой и чудесной улыбкой, одетый в классическую художническую черную куртку с белым бантом на шее; говорил много, шумно, темпераментно». Далее о Розалии Исидоровне: «Врожденный артистизм придавал ей нечто привлекательно-беспокойное. Может, это талант, не находя выхода, бился в ней».

Некоторые картины отца были приобретены известным меценатом для Третьяковской галереи. Отец Бориса дружил со Львом Николаевичем Толстым и занимался иллюстрированием его книг.
 
Борис унаследовал от своего отца не только талант художника, но и сильную харизму и проникновенность. Он славился своей глубокой мыслью, чувствительностью и острым взглядом на мир.

Огромным авторитетом для мальчика был Скрябин, под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя.
 
В гимназию Пастернак идет поступать в 1900 г., но не попадает туда из-за процентной нормы (нужное количество учеников уже было набрано. В 1901 г. директор предложил ему поступить сразу во второй класс. Учился он хорошо, следуя примеру родителей, которые добивались успехов неустанным трудом. Интересно, что в этой же самой 5-й московской гимназии учился такой известный впоследствии поэт, как Владимир Маяковский.  Будучи гимназистом, Борис Пастернак все школьные годы усердно занимается музыкой. Однако, несмотря на все старания, у него остаются сомнения в абсолютности своего музыкального слуха.

Первые серьёзные увлечения мальчика рисованием и музыкой относятся к 1903 году, ко времени учёбы в 5-й Московской гимназии. Большое значение для формирования внутреннего мира Бориса Пастернака имели летние дачные месяцы, которые семья проводила в Одессе и в Подмосковье. Борис учился видеть и слушать природу, чувствовать дыхание земли и воздуха, что затем ярко проявилось в его поэзии.

В 13 лет в одну из летних поездок Пастернак чуть не погиб, когда упал с лошади. Результатом неправильно сросшегося перелома правой ноги стала хромота, которую поэт скрывал с помощью специальной обуви и особых упражнений.

25 октября 1905 года Борис Пастернак попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция.
 

Детство и юность Бориса Пастернака прошли в Москве, именно здесь он получил свое первое впечатление от окружающего мира и начал развивать свой талант.

Я стихи Пастернака читаю медленно, привыкая к его необыкновенной лексике и сочетаемости слов, ритму, интонации, потому что Пастернак — автор для меня из числа «трудных».

Мне четырнадцать лет.
Через месяц мне будет пятнадцать.
Эти дни, как дневник.
В них читаешь,
Открыв наугад.
Мы играем в снежки.
Мы их мнем из валящихся с неба
Единиц
И снежинок
И толков, присущих поре.
Этот оползень царств,
Это пьяное паданье снега —
Гимназический двор
На углу поварской
В январе.
Что ни день, то метель.
Те, что в партии,
Смотрят орлами.
Это в старших.
А мы:
Безнаказанно греку дерзим,
Ставим парты к стене,
На уроках играем в парламент
И витаем в мечтах
В нелегальном районе грузин.
Снег идет третий день.
Он идет еще под вечер.
За ночь
Проясняется.
Утром —
Громовый раскат из кремля:
Попечитель училища…
Насмерть…
Сергей александрыч…
Я грозу полюбил
В эти первые дни февраля. 1916

Учится Борис на отлично, в 1908 г. заканчивает гимназию с золотой медалью. Параллельно обучается в консерватории, написал несколько произведений для фортепиано.

В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от музыкальной карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха. Целеустремленный и работоспособный, все что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства. Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к музыке, на музыкальном поприще достичь высот он не сможет.

http://proza.ru/2024/05/06/976