Джеймс Пофэм. Погребение и Воскресение Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
 
ПОГРЕБЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА
Джеймс Пофэм (1929)

И погребен был, и воскрес в третий день по Писанию
1 Кор.15.4
 
Прошлым утром пятницы я говорил вам об 1 Кор.15.3: «Ибо я первоначально преподал вам, в первую очередь, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию", и теперь Его воскресение перед нами. Невозможно переоценить или преувеличивать значение воскресения Господа Иисуса Христа, ибо оно бесконечно важно как само по себе, так и для Его Церкви. Коринфяне были оживотворены, покаялись и получили прощение через могучую проповедь о воскресении Христа апостолом Павлом. В проповеди же в день Пятидесятницы Петр сказал о Христе: "Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти : потому что было неозможно ей удержать Его» (Деян. 2.23,24). Воскресение Господа Иисуса Христа есть утешение и жизнь для Его народа; Он есть Краеугольный камень всего здания, и поэтому Его люди водимы Святым Духом, чтобы искать Божьего лица и благоволения. Евангелия подчеркивают бесконечное значение этой доктрины, но упоминание о Писаниии здесь относится к Ветхому Завету. Ветхий Завет описывает смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса необычайно прекрасным способом. Он указывает на определенные особые детали, касающиеся смерти Христа: "кость Его да не сокрушится" (Иоан.19.36), выражает уверенность в Его смерти, когда мы читаем: "Воззрят на Того, Которого пронзили" (Зах.12.10). В связи с этим Евангелие от Иоанна особо отмечает: "Это было сделано, да сбудется Писание". Бесконечно важно и полезно прийти и взглянуть на эти вещи во Святом Духе, ибо Слово Божие есть одно органическое целое, и оно говорит и о Лице Богочеловека, и обо всех обстоятельствах в связи с Ним. О, что нам нужно больше, чем это? Мы нуждаемся во Святом Духе, чтобы Он взял то, что Христово, и явил нам.
Если я только что сказал, как бесконечно важно Воскресение Христово, я попробую показать вам, что я имею в виду. Прежде всего оно важно потому, что так исполнились все пророчества, обетования и образы. Если бы Христос не исполнил их в Себе, какая ужасающая пустота открылась бы!  Но Он исполнил их все в Своей смерти, Агнец, закланный до создания мира. Он сошел в преисподнюю земли, Его жизнь была забрана, и Он свободно пошел на это. Написано, что "Ему назначен гроб со злодеями", и все же Он будет смотреть на подвиг души Своей. Как торжественно и прекрасно исполнение этого пророчества в смерти Его! И в связи с Его Воскресением столь же верно и в равной мере прекрасно то, что так исполнились ветхозаветные пророчества о Нем.  "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис.26.19). Это касается Христа и Его Церкви. В Псалмах Христос говорит о Себе: "Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс.15.8-10). Иисус был погребен, но Он не увидел тления. Его Отец явил Ему на дороге смерти путь жизни и реку радости Своей навеки. Радость Христа началась сразу же после Его Воскресения. Все Его страдания, горе и боль закончились, когда Он сказал: "Совершилось", а рядом уже пришла бесконечная радость, когда Он воскрес, чтобы жить в силе бесконечной жизни и уже не увидеть смерти. Это бесконечно важно для нас - увидеть, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Его Божество и Сыновство были определены и подтверждены Его Воскресением, о чем учит нас Павел: Он "открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем" (Рим.1.4). Посмотрите сначала на значение этого для Него Самого.     Он сказал, когда на земле учил Своих учеников "Прежде нежели был Авраам, Я есмь." Он сказал: "разрушьте храм сей (это тело), и Я в три дня воздвигну его". Он сказал Своим врагам: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но знамения не будет ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был три дня и три ночи в чреве кита, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли » (Мф. 12.39,40). И как Иисус возвестил истину Своего Воскресения? Нежные беспокойные женщины, которые служили Ему в дни Его во плоти, рано утром пришли ко гробу; они не ожидали найти его пустым, но неведение учеников, которые были научены Им тому, что Он воскреснет на третий день, было очень странным. И это входит в некотором смысле в доказательство Его воскресения, что это не было видением или плодом воображения, но реальнм воскресением.  Эти женщины пошли ко гробу и нашли его пустым, ангел был там, и сказал: "Его нет здесь, Он воскрес, как Он сказал". Он не остался в чреве земли, Он не увидел тления, Он воскрес из мертвых к жизни, как дивный Спаситель. Он явил в Своем Воскресении все, что явил раньше о Себе, в том числе то, что было сказано о Его смерти в Писании. Я говорю об этом не для того, чтобы мы остановились на этом великом моменте, но потому, что мы на самом деле живем им.  Писания Ветхого Завета исполнились в воскресении Господа Иисуса.
Далее, Воскресение имеет бесконечную важность для Его Церкви. Он искупил ее Своей Кровью, Кровью Бога. Когда люди делают глупые и неправильные различия в личности Христа, они могут сказать, что Его Кровь относится лишь к Его человеческой природе, но это глупое и вредное замечание. Истина возвещена в Деяниях: Пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20.28) Никогда не забывайте, Бог приобрел Церковь таким образом. Прежде всего, Воскресение Христа входит в возрождение народа Божия, который воскрес вместе с Ним, ибо каждый рожденный снова оживает вместе с живым Христом. Если бы Христос остался в могиле, этого бы не случилось, Его народ остался бы навсегда в могиле, в смерти и во всем ужасе отчуждения от Бога. Если бы не воскресла Глава, не поднялось бы тело. То, что мы оживотворены вместе с Ним, означает, что Его вечная жизнь внедрена в нас в возрождении Духом Святым. И это имеет особую красоту, ибо тот, кто живет так, есть один дух со Христом. Если вы оживотворены вечной жизнью, вы один дух с Господом, жизнью вашей, вашим Главой. Он воскрес, Он оставил Свою могилу! Павел говорит римлянам: Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6.9,11 KJV). Ваша жизнь является жизнью воскресшего Спасителя; и таким образом, в самом начале, а не только в последующем опыте, Господень народ знает силу воскресения Его, которую Его люди получают в своих душах, когда рождаются свыше. И это прекрасно объясняет их голод и жажду Бога, ибо они имеют в себе природу Христа, будучи "причастниками Божеского естества, удалившись от растления, которое в мире через похоть" (1 Пет.1.4). Духовный голод - это не религия, но это результат того, что Божественная жизнь, жизнь Господа Иисуса передается душе. Христос - наша жизнь, говорит апостол. Это ставит духовную религию на высочайший и благословенный уровень, возвышая ее над всем, что является естественным в религии и делах людей, это ставит грешника на иную и благословенную почву; он становится одним с Тем, Кто есть жизнь Его души. Именно поэтому Воскресение Господа Иисуса бесконечно важно для Церкви. 
И оно бесконечно важно также потому, что сейчас на небесах у нас есть Ходатай, Посредник, Заступник. Который полон сострадания, чтобы помогать нам: "как Сам Он претерпел, быв искушен, то способен и искушаемым помочь". И Он представляет Отцу Своему бесконечную заслугу Его смерти в Своем вознесении на небо; она становится основанием, смыслом и силой Его молитв, которые предлагаются и представлены Богу как бы в золотой кадильнице фимиама. Это было дивным событием когда Господь Иисус вздохнул и застонал, и плакал, и пот Его был, как капли крови, падающие на землю, и Он подчинил Свою святую человеческую волю Своему Отцу в Гефсиманском саду и пострадал всей болью ада и смерти на кресте, и пережил за Свой народ ужасное проклятие закона, и ныне Тот же Иисус, с тем же человеческим сердцем и тем же дивным состраданием, жалостью и властью помочь искушаемым пребывает одесную Бога. Братья мом, если Бог подаст нам в этот день эту истину, как чудесно она укрепит нашу веру и поднимет в нашем сердце горячую мольбу к Тому, Кто несомненно имеет полноту заслуг, полноту жизни, полноту власти, и вознесен превыше всякого начальства, власти, силы и господства. Пусть же голодный, искушаемый и слабый грешник идет к этому Спасителю, и чем больше вы полны гнева против себя, тем лучше. Сей Воскресший Спаситель не презрит вас; "Он принимает грешников и ест с ними". Он знает все искушения, что приходят на Его народ, ибо Он Сам претерпел их, быв искушен. Думайте над этим, размышляйте о Нем, и Бог даст вам обрести то, что позволит устоять в часы искушений, и когда вы стеснены, смотрите на Того, Кто, претерпев все, способен помогать тем, кто страдает.
Еще одно замечание хотелось бы сделать на это: Воскресение Господа Иисуса провозгласило Его победу над всеми врагами. Какое это имеет отношение к искушению человека, можете спросить вы. Потому что враги Его народа являются Его врагами! Возьмем один пример: закон ваш враг, потому что вы нарушили его. Что Он сделал? Он возвеличил и прославил закон, и Его воскресение доказало это, ибо Он оказался бы повинен смерти, если бы не соблюл закон, который Он должен был удовлетворить. Великая причина, по которой Господь Иисус Христос не мог быть удержан смертью, не состоит в Его всемогуществе как Бога, а в полноте удовлетворения, которое Он оказал.    О, если Бог даст нам веру, чтобы увидеть это, мы увидим, что могущественный враг, закон, не может иметь никаких претензий на нас, не может проклинать нас, не может отлучить нас от Бога, потому что Христос возвеличил и прославил закон! Возьмем главного врага, дьявола. С тех пор как он завоевал Адама, он завоевывал бедных людей, убивая и вводя в погибель мириады грешников. Но нашелся Человек, Которого он не мог одолеть. Иисус, будучи ныне на небесах, сокрушил сатану под ноги Своего народа. Сказал Бог, "Семя жены будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3.15), Он сокрушил главу змия, сокрушил древнего закона, имеющего державу смерти, и теперь Он на небесах, чтобы избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству". Эта победа Христа была явлена навечно Его воскресением. Он не развоплотится, и враги не нанесут Ему поражений. Какое счастье видеть это и быть причастным этому!
Воскресение Христа имеет и следующий смысл: через Духа жизни Он имеет ныне власть, чтобы оживлять, благодать, чтобы помогать, и силу, чтобы совершенствовать всех Своих людей. Павел нес смертные приговоры, и у него было жало в плоть; он трижды просил Господа отнять его, но для него было нечто лучшее, чем просто отнять это жало.   Христос сказал ему в ответ на его молитву, трижды повторенную, о его удалении: "Моей благодати достаточно для тебя, ибо сила Моя совершается в немощи" ( 2 Кор 12.9 KJV).  И как только Павел обрел эту веру, она настолько укрепила его, что позволила ему не только нести терпеливо и безропотно боль и муки, но и ввела его в славу. Все его немощи подчинились ему и в конечном счете оказались ему ко благу. Все, что он перенес, было в конечном счете во славу Христа, так что он мог сказать, что его муки, раны, боли и смерть обернутся потом огромной радостью, и он готов хвалиться своими немощами, чтобы сила Христа почила на нем. Печаль и разочарования должны были освободить в нем место для Христа и Его благодати. Христос воскрес, Он на небесах, и Его очи никогда не спят и не дремлют. Он заботится о Своем народе, Он посылает ему помощь и спасение Сиону, и снова и снова Он говорит: достаточно для вас благодати Моей, вполне достаточно! Возможно, некоторые здесь скажут, что определенные испытания оскорбительны, что они не могут прославить Бога. Они скажут Ему: я не могу прославить Тебя в этом испытании, оно меня раздражает, оно поднимает худшее в моей природе. Друзья мои, вам придется принять свой крест и следовать за Христом до смерти. Но как можно это сделать? Без помощи Его ничего не ждите, но благодати Его достаточно для вас; Он позволит вам противостать искушению; Его благодать не даст вам утверждать, что ваши искушения - это свидетельство того, что вы мертвы по преступлениям и грехам; она предотвратит черное отчаяние, которое вы можете испытать из-за вашей греховности, она позволит вам противостать дьяволу, который посопротивляется, но убежит от вас; и она позволит вам сказать, что воля Божия исполнится! Каковы же благодать Господа и Спасителя Иисуса Христа! Вот это результат Его блаженного воскресения. 
Я скажу еще вот что. Отец говорит: "Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам" (Ис.55.4). А это значит, что Его люди не идут на войну на свой страх и риск; пред ними их Спаситель, и Он ведет их стезями правды имени Своего ради. Он водит их к зеленым пастбищам и водам тихим; Он повелевает им взять свой крест и следовать за Ним, и повелевает Своей благодатью, которая утешительна, сладка и полна счастья. Он наш Вождь на стезях правды! "Я хожу по пути правды, богатство и слава у Меня, прочное богатство и праведность" (Притч.8.16 KJV). Вот что у Него есть для вас. Не удивительно ли, что на небесах у вас есть Тот, Кто всегда заступается за Свой народ и помогает Ему? Вот прекрасный гимн, который мы иногда поем и который любят многие из вас: "Человек, истинный Человек, с зияющими ранами на руках и на ногах, из которых по-прежнему истекает Кровь Его!".  Да, Он на небесах, и Он ведет Свой народ на пути праведности, которую Он принес ему.
Есть и еще много вещей, которые можно сказать здесь, полных жизни, любви, благодати и истины, но я оставлю их, и перед концом сделаю лишь два замечания. Первое из них заключается в том, что воскресение Христа обеспечивает воскресение народа Божия. Это первый удивительно прекрасный результат воскресения. Если бы не было никакого искупления, воскресение не было бы нужно. Но нечестивые тоже должны воскреснуть в силу того, что закон Божий, который человек нарушил, имеет дело с человеком в целом, а не с половиной человека, не только с душой, но и с телом. Павел писал коринфянам: "Мы все должны появиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить за содеянное в его теле, в соответствии с тем, что он делал, будь то хорошее или плохое" (2 Кор 5.10). Согласно закону Божию нечестивые, для которых нет Искупителя, воскреснут телом и воссоединятся со своими бессмертными душами для того, чтобы они как грешники страдали от вечной боли и изгнания в аду. Бог обязывает нас понять, что Ему угодно совершить воскресение на основании закона, как говорит Даниил: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12.2).  Праведники же воскреснут на радость и счастье, и это будет венец их воскресения вместе с их Главой, Господом и Спасителем, ибо они должны будут уподобиться Ему на небесах и жить с Ним как Его народ. Какая же великая перспектива и какова радость знать о ней в нашем сердце! Жив Я, говорит Спаситель, и вы будете жить, потому что Я иду на небо, вы должны пойти туда, приду опять и возьму вас к Себе, и если Я со Своим Отцом, то и вы будете с Ним во славе. Христос сказал Своему ученику:  "иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20.17). Это не может быть исполнено до конца, если тела святых не воскреснут :"Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то так и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4.14). О бедное дитя Божие, какая счастливая судьба ждет тебя - участвовать в том, что сказано Духом о святых: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Иоан.3.2). Мы унижены, ибо сама мысль о могиле не может не претить живому человеку; наши тела чувствительно к боли, они имеют честь во многих отношениях, и тело чада Божия должно испытать унижение могилы и пойти в прах, из которого создано, но для него это не конец. Его цель - Тот, "Кто изменит наше уничиженное тело, так что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Собою все" (Фил 3.21). Наше бедное и болезненное тело обречено на смерть, и все же ему суждено стать таким, как славное тело Господа Иисуса сейчас на небесах. Если бы Бог Духом Святым не сказал об этом никому из Своих людей сегодня, для них было бы очень трудно постичь, что в воскресении это возможно. 
И, наконец, Воскресение Господа Иисуса Христа имеет тот результат, что Он представит Свою Церковь, Свой народ, Отцу Своему, и назовет Своих людей: "Вот Я и дети, которых дал мне Бог" (Евр.2.13). Есть ли у нас надежда быть среди них? Как велик Царь, Который принимает нищих, бродяг из сточной канавы, и облекает их так, чтобы однажды они явились в почете при Его дворе!  О чудо, и как это возможно, что грешник, нищий, бродяга, враг, мерзкий негодяй, сожранный грехом на земле, может быть рожден свыше, омыт в Крови Искупителя, облечен в прекрасные одежды Его праведности, освящен Его благодатью и Духом и в конечном итоге взят на небо и представлен всесвятому Богу "без пятна и порока, святым и непорочным" (Еф.5.27)?
"Ибо я первоначально преподал вам, в первую очередь, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию и погребен был, и воскрес в третий день по Писанию". Да закрепится эта Божественная истина в ваших сердцах, чтобы вы познали то, что Павел называет силой Воскресения Христова, и да придет день, когда мы, воскреснув, будем уподоблены Ему.

Перевод (С) Inquisitor Eisrnhorn