К кому прислушиваться?

Светлан Туголобов
    Ведь было такое. Точно - было. Он это помнит. Выходили, не только в столицах, но и в городах глубинки, к трибунам кандидаты и даже доктора наук, и рассказывали собравшимся о том, что в язычестве патриотизма больше, чем в других официальных религиях.

      Бродила среди мыслителей также  установка на то, чтобы считать язычество наиболее близким к природе, чем другие человеческие мировоззрения.

      А что больше сохраняет родную природу? Ну, конечно, то мироовоззрение, которое ближе к родной природе, чем то мироовоззрение, которое у чужаков позаимствовано.

      Стоял у трибуны, например, кандидат наук, и рассказывал, что начинается патриотизм со знания имён всех богов или божеств  родного, то есть местного язычества.

       У тех якобы учёных, кто так присматривались к язычеству не более, чем десять - двадцать лет назад, была мысль о разделении язычества на родное, местное и позаимствованное, чужое.

      По их мнению родную природу больше сберегает местное, родное, чем чужое, позаимствованное язычество. А христианство  эти "мудрецы" обвиняли в чрезмерном универсализме, который есть не сохранение родной природы, а то, что ведёт ее, родную природу, к неизбежной и даже полной гибели.

     Но что же такое язычество? Часто  о говорят о том, что оно есть многобожие с кровавыми жертвами, дале человеческими. Человеческие жертвы допустимы в язычестве.

     Для обозначения вариантов устоявшегося и нового язычества  есть иностранные слова - паганизм и неопаганизм.

       И мало кто задумывается, что у нас в Отечестве к многобожию, допускающему даже человеческие жертвы, применяется слово "язычество". Слово, связанное с понятием языка общения.

      Даже в словаре В. Даля нет такого значения слова "язычить", как произнесение слов на языке многочисленных божеств, слов, значения которых не понимают рядовые соплеменники, но вполне возможно, что эти значения забыли и сами волхвы. Те, которые при совершении обрядов произносят эти непонятные слова из языка множества местных божеств.

     И вдруг на место произнесения слов из языка  многочисленных местных божеств приходит универсальный язык одного, единственного Бога, вера в существование и в милосердие которого устремлена в БУДУЩЕЕ.

      Там, где у местного язычества было ВОСПРОИЗВОДСТВО обрядов, СООТВЕТСТВУЮЩИХ определённому ВРЕМЕНИ ГОДА, у новой религиозной традиции находится УСТРЕМЛЁННОСТЬ в БУДУЩЕЕ.

     Священнослужители новой религиозной традиции настаивали на том, чтобы прислушивались только к ним и совсем бы не обращались к волхвам.

     В противостоянии служителей новой религии и волхвов старой местной (языческой) религии выработались две традиции:

      Первая. Традиция строгой и универсальной упорядоченности действий, осуществляемых в условиях очень слабой предсказуемости будущего.

     Вторая. Традиция допустимости индивидуального творчества в условиях строгой воспроизводимости распределённой между временами года ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, которая представляется даже не волхвам только, но и обычным соплеменникам ЛЕГКО ПРЕДСКАЗУЕМОЙ.

      Священнослужители новой религии , в условиях слабой предсказуемости будущего, строго следовали канону - порядку совершения ими определённых действий.

      Волхвам, в стремящемся выжить язычестве, позволялось ИМПРОВИЗИРОВАТЬ и даже осуществлять ЭКСПРОМТЫ, при которых неясными являются не только способы достижения какой-то цели, но и сама цель.  Когда человек ИМПРОВИЗИРУЕТ он хотя бы знает ту ЦЕЛЬ, для достижения которой нужно быстро выбрать СПОСОБ действий.

      Кроме, традиции, например, христианской упорядоченности службы в храме и традиции индивидуального творчества волхвов, существует и третья традиция. Или даже не традиция, а всего лишь установка. НАПРАВЛЕННОСТЬ мышления и поведения третьей, по отношению к христианам и язычникам, группы людей.

      Слово "атеист", или как говорили при А.С. Пушкине, "афеист" - не совсем понятное. Оно означает недоверие (скептицизм) по отношению к существованию единого всемогущего Бога, или оно есть и отрицание существования множества местных языческих божеств?

      Вполне возможно, что среди тех, кто ищут в своём индивидуальном творчестве способы сохранения своих индивидуальностей и человеческих коллективов  в условиях ОЧЕНЬ СЛАБО ПРЕДСКАЗУЕМОГО БУДУЩЕГО, находятся не только атеисты.

      Не исключено, что в двадцатых годах двадцать первого века, достаточно или не очень успешно, уживаются  друг с другом действительно три традиции: 1) христианской, то есть универсальной упорядоченности обрядовых действий, 2) местной языческой допустимости индивидуального творчества не всех соплеменников, а только тех из них, кто признаны большинством соплеменников так называемыми ПОСВЯЩЁННЫМИ (волхвами, волшебниками, знахарями, колдунами), 3) ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА в нахождении или ВЫРАБОТКЕ способов действия  или СПОСОБОВ  ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к НЕПРЕДСКАЗУЕМО МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ своего окружения, как общественного, так и природного.

      Да, представителей третьей, условно говоря, традиции,  часто называют атеистами.

     Не вдаваясь в подробности доказательства или их атеизма, или допустимости их веры в единого и могущественного Бога, можно заметить, что многие представители ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, совсем не являющейся языческой ТВОРЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ достаточно внимательно относятся к обрядовой стороне, например, христианства, в том числе православного.

      Среди тех, кто ищут в своём ИНДИВИДУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ способы приспособления отдельных обществ и всего Человечества к непредсказуемо меняющимся общественным и природным условиям, много есть тех людей, которые УВАЖИТЕЛЬНО относятся к ПРОШЛОМУ своих стран и рассматривают обряды, например, христианства в качестве образцов,  ПРОИЗВЕДЕНИЙ определённого искусства.

      Если рассмотреть степень терпимости друг к другу   представителей всех трёх традиций, то, вполне возможно, самыми нетерпимыми к своим соперникам могут оказаться именно представители языческой традиции.

      Не случайно Запад в стране, юго-западной по отношению к России, сделал ставку на тех националистов, которые одновременно являются носителями языческого мировоззрения.

      Западу нужна была нетерпимость  по отношению к россиянам, а ею на юго-западе от России обладают, в наиболее высокой степени, националисты-новоязычники (неопаганисты), как бы сами они ни называли себя: и греко-католиками, и пэцэушниками, то есть представителями новых раскольников, схизматиков. В отличие от протопопа Аввакума семнадцатого века, этих людей, живущих на юго-западе от России, схизматиками  называют обоснованно и справедливо.

     Что бы мы ни говорили о соотношении в современной жизни упорядоченной, церковный  религиозности и язычества, представители традиционной церкви не должны отказываться от сотрудничества с теми, кто в своём индивидуальном творчестве ищут способы приспособления отдельных обществ и всего Человечества к непредсказуемо меняющимся общественным и природным условиям.

     Неоязычники плохо умеют прислушиваться к представителям других мировоззрений, а вот представители официальной Церкви и творческие индивидуальности должны не только прислушиваться друг к другу, но и сотрудничать в поиске путей выживания и дальнейшего развития как отдельных обществ, так и Человечества в целом.