В. В. Матэ. Портрет Пушкина в коричневых тонах

Мара Рушева
В. В. Матэ. Портрет Пушкина в коричневых тонах

Мара Рушева


Портрет Александра Сергеевича Пушкина в репродукции офорта работы В.В. Матэ, исполненный в коричневых тонах, является одним из лучших в иконографии поэта (более известен портрет Пушкина работы В. В. Матэ в чёрных тонах). Живописный оригинал «Портрет А. С. Пушкина» (1827) принадлежит кисти О. Ф. Кипренского (холст, масло 63x54). Он заказан А.А. Дельвигом и позднее приобретён Пушкиным у его вдовы. С этого же оригинала Дельвигом был заказан портрет рисовальщику и гравёру Николаю Ивановичу Уткину, заслуженному профессору Императорской Академии художеств.

Сохранившаяся под пушкинским портретом В. В. Матэ часть текста с выходными данными гравюры, разделённая ниже на разделы, содержит построчно следующую информацию (в квадратных скобках точками указана недостающая часть текста):

А. С. Пушкин (1799 – 1837). Офорт В. В. Матэ, 1899 г. Государственный […]
Ред. Вл. Д. Бонч-Бруевич. Набл. на произв. А.П. Газиев. 62x8[…]
Зак. Тип. 1492 Тираж 30000. Ц. 80 коп. Ти[…] друк 7-й тип. «Искра рев[…] Филипповский пер. 13

Остальная часть текста под портретом, к сожалению, осталась в обрывке и не сохранилась, но в каждом разделе эссе вместе с сохранившимся текстом указывается в квадратных скобках его восстановленная, в основном, часть.

 
РАЗДЕЛ 1. А. С. Пушкин (1799 – 1837). Офорт В. В. Матэ, 1899 г.


А. С. Пушкин – русский поэт, основоположник современного русского литературного языка. Пушкинский стиль: европейский романтизм с фольклорной составляющей и с элементами «натуральной школы» (по Белинскому). Если углубляться в дефиниции, то это восточноевропейский романтизм, в отличие от романтизма западноевропейского типа, к коему причастны, на наш взгляд, Жуковский и Гоголь (Алов) в поэме «Ганс Кюхельгартен».

Василий Васильевич Матэ (1856-1917), русский художник и гравёр (уроженец Литвы немецкого происхождения) был непревзойдённым мастером репродукционной гравюры. Работал в технике ксилографии, с 1899 г. перешёл к технике офорта. Имел немало учеников, среди которых Илья Репин, Валентин Серов, Анна Остроумова-Лебедева, Василий Поленов и др.


РАЗДЕЛ 2. Государственный [литературный музей]. Ред. Вл. Д. Бонч-Бруевич.


Государственный литературный музей, чей вензель ГЛМ располагается слева от текста под портретом Пушкина, являлся воплощением идеи Вл. Д. Бонч-Бруевича, сформированной им в 1903 г. в Женеве. В 1933 г. по инициативе Вл. Д. Бонч-Бруевича был создан Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики. В 1934 г. приказом наркома просвещения А. С. Бубнова он был упразднён, а вместо него создан Государственный литературный музей (ГЛМ), вошедший в состав Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Осенью 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР «Об организации Академии педагогических наук» Государственный литературный музей (ГЛМ) упразднили. Лишь через полтора месяца, после ряда обращений в ЦК ВКП(б), ситуация была пересмотрена и название музея было восстановлено.

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, происходивший из польско-литовской шляхты (белорусское дворянство числилось в записях дворянских книг также по этому разряду), родился в Москве, в семье выходцев из Могилёвской губернии. Был младшим братом генерала Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича, имперского и советского военачальника, участника Первой Мировой войны, позднее (1919 – 1923 г. г.) главы Главного геодезического управления, организатора бюро аэрофотосъёмки. Владимир Дмитриевич, несостоявшийся геодезист, стал известен как политический деятель, революционер, глава администрации Совета народных депутатов, историк и писатель. С 1933 года он значился директором Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики, ставшим затем Государственным литературным музеем (Москва). С 1946 по 1953 год был директором Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР в Ленинграде.


РАЗДЕЛ 3. Набл. на произв. А.П. Газиев. 62x8[2, …]. 


Отец и сын Газиевы (Газияны) происходили из армянских крестьян Ставрополья. Александр Павлович Газиев (1889 – 1961) и его сын Юрий были библиофилами и создателями театральной книжной коллекции. Старший Газиев получил профессию полиграфиста и числился знатоком книжного дела. Работал в Государственном литературном музее, в 1931 г. стал первым директором Музея Театра Вахтангова, выпустил несколько книг и сборников иллюстраций, касавшихся жизни Театра. Его стараниями была создана мемориальная квартира Е. Б. Вахтангова.


РАЗДЕЛ 4. Зак. Тип. 1492 Тираж 30000. Ц. 80 коп. Ти[с.] друк* 7-й тип. «Искра рев[олюции». Москва, Арбат,] Филипповский пер. 13[.]


Речь идёт о продукции 7-ой типографии Мосполиграфа «Искра революции», расположенной по адресу: Москва, Арбат, Филипповский пер., 13». Описание дома дано по ссылке (С): liveinternet.ru›users/sprachfuehrer/post108654311/ МОСКОВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ "ИСКРА РЕВОЛЮЦИИ", 2009:
 
«Дом №13 - одно из значительных сооружений модерна, провозвестник архитектуры XX в. Это здание - работа архитектора И. А. Германа для типографии "Товарищества А. И. Мамонтова" (1913 г.). Его фасад был выдвинут на конкурс лучших московских построек. Типография была построена на земле Иерусалимского подворья (представительства Иерусалимского патриарха), которому в 1818 г. передали церковь апостола Филиппа, давшую переулку имя Филипповский. По преданию, церковь стояла на загородном дворе митрополита Филиппа Колычева, того самого, который выступил против зверств Ивана Грозного и был задушен опричником Малютой Скуратовым. В XVII в. церковь была приходской для Иконной слободы, находившейся в этих местах (переулок назывался также Иконным)».
...1924 г.: Первые номера "Красной звезды" печатались в типографии "Искра революции".
...1931 г.: 7-я типография Мосполиграфа „Искра революции" Москва, Филипповский пер., 13».

*_ друк «печать, способ печати, также: «оттиск» (см. чернодрук «чёрный оттиск»).


                ***

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕКСТУ "В.В.Матэ. Портрет Пушкина в коричневых тонах"

Картина Кипренского – это представление Пушкина на параде стихотворцев начала XIX в. Поэт облачён в тёмный сюртук поверх белой рубашки, на шее тёмный шелковый шарф, завязанный мягким узлом. Большой клетчатый шотландский плед, перекинутый через плечо, символизирует принадлежность поэта к байроническому кругу победителей, и изображение статуи музы с лирой в руках в верхнем правом углу полотна свидетельствует, что во главу портрета поставлена тема поэзии.

(Известна гравюра с портретом Байрона в сюртуке, тёмном жилете, белой рубашке и развевающимся тёмным шейным платком, см. «Литературно-художественный музей-усадьба "Приютино"; также погрудный портрет Байрона, где поэт в сюртуке, белой рубашке, шарф свободно повязан вокруг шеи, см. "Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля"; в начале XIX века эта мода была широко распространена в Европе).

Примечательно, что прижизненный портрет Пушкина работы гравёра Уткина, по свидетельству супруги Дельвига, поразительно похоже передавал внешность живого поэта с его светлыми глазами. Офорты Матэ, созданные гораздо позднее, также сохранили это сходство, но другая техника в сравнении с работой Уткина не даёт с надлежащей чёткостью разглядеть на этих офортах (черном и коричневом) шотландский плед на правом плече Пушкина, а цвет глаз кажется гораздо темнее.

В тексте эссе вскользь упоминается западноевропейский романтизм с его кумиром Джорджем Гордоном Ноэлом Байроном, оказавшим значительное влияние на русскую литературу, отошедшую позднее от определённого неправдоподобия байронизма. Тем не менее, следует упомянуть, что в последней рабочей тетради Пушкина (1833 – 1836) рядом с первым вариантом стихов «Вновь я посетил…» был начертан профиль Байрона…