Преследователь

Натали Тат
В доме пахнет умирающими цветами - на прошлой неделе праздновали день рождения. В ещё недавно роскошных букетах тюльпаны склонили головки и, почти касаясь поверхности стола, осыпали её лепестками. Я смотрю на них с нежной грустью, не решаясь притронуться к хрупкой красоте увядания. Тронь, и опадут те немногие, что ещё сопротивляются неизбежному.
Ветер-хулиган задрал подол лёгкой занавески на окне, сдул пару лепестков со стола и, угрожающе загудев в камине, вылетел куда-то по трубе. Сквозняк! Надо бы закрыть окно.
Едва слышный шелест, словно кто-то листает страницы книги. Оглядываюсь. Так вот почему возник сквозняк! Эта незванная гостья не позволила закрыть двери. Беру её в руки. В мягкой молочного цвета обложке.
Как она сюда попала?! Удивительная книга! Она просто преследует меня! Вы спросите, как такое возможно? Сейчас расскажу.
Я была юной, любознательной и доверчивой особой, когда произошла наша первая встреча. Да, ещё в ту пору я была студенткой первого курса физико-математического факультета. Школьная подруга пригласила меня в гости. Она очень рано, в 16 лет, вышла замуж за мужчину, который был значительно старше её. В их доме собирались  не обычные советские, а творческие люди: художники, писатели, тунеядцы и прочие несогласные. Было необычайно интересно слушать их споры, рассуждения, критику или восторженные отзывы о каких-либо новых событиях в мире искусства, общественной жизни, литературы.
Почему-то вдруг вспомнилось, что Пётр, так звали мужа моей подруги, вскоре оставил её, чтобы женитья на англичанке и уехать из, тогда ещё, Советского Союза.
А в тот вечер они как раз отмечали год совместной жизни в гражданском браке.
В небольшой (двухкомнатной) квартире собралось человек десять молодых и не очень. Не все были знакомы между собой, не все придерживались одних и тех же взглядов. Для затравки Пётр завёл разговор о только что опубликованной в журнале "Иностранная литература" первой части романа Артура Хейли "Аэропорт". Мне он очень понравился. Все с нетерпением ожидали его продолжения. При обсуждении разногласий не возникло.
Алёна (так звали подругу) призвала меня на помощь с подачей угощения. На кухне полушёпотом она сообщила важный секрет: "Среди гостей есть... Не просто целитель, а профессор эзотерических наук, член-корреспондент какой-то американской академии, вот!"
Профессором оказался щуплый, лысеющий рыжий с бородой. Уже не молодой, но бодрый, он занял оборонительную позицию под иконкой в углу комнаты, где стояло тяжелое старинное кресло Алёниной мамы. Глубокое, оно почти полностью поглотило тщедушное тельце эзотерика. Его окружили неравнодушные к оккультным наукам. Похоже, разгорался какой-то спор. Я поспешила присоединиться к группе нападавших.
- да пытался я читать и "Тайную доктрину" , и "Разоблачённую Изиду". Бред несусветный.
  - молодой человек, вы, по-видимому, не пройдя курса арифметики, решили сразу приступить к высшей математике. Ничего удивительного в том, что вам было и не понятно, и не интересно.
Парировал нападение длинноволосого парня профессор.
После чего продолжил спокойно и доброжелательно улыбаясь оппоненту.
- чтобы читать,  постигая глубину философских размышлений Блаватской, необходимо пройти подготовку. И не начальную школу, а посерьезней. Я бы посоветовал вам начать... Хотя, простите, нужен ли вам мой совет?
- мне нужен ваш совет!
Нагло встряла я в их диалог. Взгляд огромных прозрачно-голубых глаз профессора встретился с моим. Почему-то вдруг стало жарко.
- чтобы дать дельный совет, мне нужно знать, как далеко вы уже продвинулись на пути постижения...  Давайте мы с вами побеседуем... Чуть позже. Вы не против?
- конечно!
Весь вечер я волновалась в ожидании предстоящей беседы. Занятный гость был постоянно окружён и атакован вопрошающими. Я с нарастающим раздражением удивлялась его терпению и вежливому спокойствию, с которым он отвечал на провокационные, а порой даже агрессивные наскоки. Было очевидно, что среди гостей не нашлось никого, кто мог бы поддержать  разговор на интересном для него уровне. Каждый пытался продемонстрировать свой высокий интеллект, задавая глупые вопросы. Чтобы как-то успокоиться, я вышла на лоджию. Здесь собрались заядлые курильщики обоих полов, а курили тогда почти все поголовно, поэтому было тесно и весело.
- закуришь?
Пётр протянул мне открытую пачку сигарет.
- давай!
- как ты? Не скучает ли математик среди лириков?
- я физик. Начинающий. Не скучаю, жду.
- ждёшь чего?
- жду, когда профессор освободится.
- Юрий? Не дождёшься. Его до упора будут долбить, пока я его не спасу.
- так его Юрий зовут?
- ну да. Юрий Лир.
- забавно. Это его псевдоним?
- скорее всего, а зачем он тебе?
- совет обещал дать.
- серьезно? Когда это ты успела напроситься? Ладно, пойду выручать эзотерика.
Я уже почти докурила сигарету, когда кто-то тронул меня за плечо со словами:"Курить вредно..."
Обернувшись, я встретилась со взглядом прозрачным и голубым. Страные у него были глаза. Никогда таких раньше не замечала.
- Юрий - назвал он своё имя, протягивая руку.
- Татьяна - представилась я, принимая его лёгкое рукопожатие.
- Таня, зачем тебе понадобился мой совет? Ничего, что я сразу "на ты"?
- да, можно конечно "на ты", только... Не Таня, а Татьяна. И знаю, что мячик не утонет. Видите ли, я тоже как-то пыталась прочесть одну из книг Блаватской.
- я понял. А что тебя к этому подтолкнуло?
- любопытство. Теперь много говорят о ней и её книгах. Хотела понять, чем вызван такой повышенный интерес.
- а ты можешь подробно описать впечатление от прочитанного?
- попробую. Прочла немного. Очень скоро поняла, что мне это и не понятно, и ...
Я молчала, стараясь найти нужное слово.
- что?
- подбешивает. Как-будто меня считают полным ничтожеством, которому можно любую лапшу на уши повесить.
- это уже интересно! Ты где-то учишься, Тат?
- да, в ЛГУ на физмате. Первый курс заканчиваю.
- нравится?
- не очень. Когда поступала, надеялась, что будет интересней.
Юрий держал паузу, глядя на меня с загадочной улыбкой. Я начала волноваться, подозревая какой-то подвох. Наконец он продолжил.
- как ты думаешь, все люди способны понять и усвоить высшую математику?
- думаю, что не все. Как там было... "Каждому своё..." Я - не о разделении на касты. Я - о способностях и талантах.
- ты права. Каждый может достичь успеха лишь в том деле, которое ему интересно. Когда интерес пропадает, человек теряет источник энергии, который позволял ему двигаться в выбранном направлении. Дальнейшее продвижение по этому пути будет отнимать силы, ничего не давая взамен.
- вы хотите сказать, что в самом начале может быть допущена ошибка в выборе своего предназначения?
Профессор словно задумался, глядя куда-то своими странными прозрачными глазами. С минуту молчал, потом со словами "подожди немного" оставил меня одну.
Он вернулся до того, как я успела закурить очередную сигарету.
- брось ты это, Татьяна! Ты же понимаешь, что курить не только вредно, но и глупо! Вот, смотри, что я принёс. Пётр позволил одолжить тебе эту книгу на неделю.
С этими словами Юрий протянул мне книгу в мягкой молочного цвета обложке.
Так состоялась моя первая встреча с Преследователем.

Почему я её тогда не прочитала? Уже после первой главы во мне зародилось странное чувство протеста. Оно нарастало с каждой прочитанной главой, пока я наконец не сказала то ли себе, то ли книге:"Хватит! Это мне совсем не интересно."

Вторая встреча случилась годы спустя. Это было бурное время сотворения новых государств на развалинах огромной разрушенной страны. Время свободы и почти безвластия, надежд, идей, жестокой драки за куски расчлененного тела советской промышленности. Время прозрения и отрезвления для всех, кто верил в идеи поверженной социалистической системы.
Выйдя из конторы, находилась она на втором этаже старинного особняка, я увидела книгу, лежащую на лестничной площадке внизу. Обложка молочно-белого цвета. Внутри что-то дрогнуло. Почему я подумала, что это та самая? Спустившись на один пролёт и взяв книгу в руки, убедилась, что предчувствие меня не обмануло. Держу её и понимаю, что все эти годы не забывала о недочитанной. Этакий не законченный гештальт, растянувшийся на десятилетия. Я оставила книгу на подоконнике в подъезде. Ведь тот, кто её обронил, возможно вернётся...
Мысли о странной находке не оставляли меня втечение остатка дня. Пыталась припомнить прочитанное и понять, почему не захотела продолжить чтение. Да, тогда во мне возникло чувство протеста, это я хорошо помнила, но чем оно было вызвано? Возможно причиной был мой юный возраст. Юность часто становится на дыбы. Менторский тон автора? Несовпадение в понятиях о жизненных ценностях? Помнится, в тексте часто встречалось слово "иерархия", от которого меня коробило. Ведь это было время, когда я ещё жила в стране всеобщего равенства. И наивно верила в это равенство. Той страны больше нет. Равенства тоже. Да его и не было...
Наверное, не просто так поджидала меня эта книга в подъезде на лестничной площадке, но что-то и в этот раз заставило меня расстаться с нею без попытки прочтения. К чему я опять была не готова?
И вот, ещё двадцать лет спустя, она у меня в руках. Не новая. Обложка сильно потёрта, местами залохматилась. Как же она сюда попала!? Как бы то ни было, это уже очевидный посыл: я должна её прочесть. Открываю наугад и читаю:
«Когда человек своим малым ограниченным умом раньше времени пытается понять прикрытые символами истины, которые еще не вмещаются в его голове, то он неизбежно приходит к ошибкам и заблуждениям.
Но заблуждения и ошибки неизбежны; они признак роста. Через заблуждения человек должен пройти и, когда он прошел их все и все они кончились для него разочарованием и страданием, тогда он находит истинный путь.»