Народный календарь 6 - 12 мая

Александр Мишутин
6 МАЯ. ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ.
На Руси два Егорья: один холодный (9 декабря), другой холодный (6 мая). «Холодный» ясно: зимний потому что. А вот - «голодный»… Всё съедено. По амбарам, по сусекам, по погребам – шаром покати. Осталось неприкасаемое: посевное да посадочное. Нет, конечно, у зажиточных да богатых хозяев достаток. «Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа)». «До святого Юрья корм есть и у дурня». «Сена достаёт у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22мая)».

Но хоть и голодный Егорий вешний – его ждали: «Егорий из-под спуда зелёну травку выгоняет». А потому повсеместно по всей России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле. Ритуал выгона соблюдался везде неукоснительно с небольшими отклонениями в местных обычаях.

Рано утром, до зари, хозяин с хозяйкой зажигали в избе перед иконами «страстную» свечу (свечу, освящённую в церкви в четверг перед Пасхой), накрывали стол чистой скатертью и клали на него целый круглый хлеб и солонку с солью. Затем молились. После молитвы с хлебом, солью и свечою обходили весь скот, приговаривая: «Святой Егорий – батюшка, сдаём на руки тебе свою скотинку и просим тебя: сохрани её от зверя лютого, от человека лихого» (А.Ф.Некрылова).

При выгоне скотины через ворота существовало много разных оберегов-обычаев. Архангельская хозяйка повязывала вокруг своего голого тела пояс, затем снимала его, расстилала в воротах и выгоняла скотину приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка (корова) вокруг двора держится» (А.Ф.Некрылова).

В московских сёлах клали в ворота сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы…». На смоленщине клали в ворота замок и ключ… По- разному. Но все хозяйки выгоняли скотину в стадо вербой, освящённой в церкви в вербное воскресенье.

Несколько слов о «юрьевской росе». Эта роса – первая в году, которая обладала (по поверьям) магической силой. Летом будет ещё несколько таких рос, но эта – первая. Она способствует богатому удою у коров и делает их тучными и здоровыми. Эту же росу впитывают в себя, катаясь по траве, женщины – для здоровья.
Но если ведьма соберёт «юрьевскую росу» в холст, да накроет им скотину, то от животного уже никогда не отвяжется злая болезнь-призор. Никто и ничто не поможет. Только освящённая верба.

Так как святой Георгий покровитель всех домашних животных, то в этот день была особая честь и лошадям. Их мыли, купали, угощали «крестами», испеченными на Крещенье. Гладили голову лошади яйцом, приговаривая при этом: «Как яичко гдадко и кругло, так и лошадушка моя будь кругла и сыта».

С днём Егория вешнего связано много примет. Главные из них – о лете и урожае. Ну, это понятно. «На Егория роса – будут добрые проса». «На Юрья снег – урожай на гречу». А вот – на осень: «Когда на Георгия будет мороз (или снег) и повторится через неделю, то можно ждать тёплой осени».
На зиму: «Коли весенний Егорий с кормом (травой), то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится).

Большую тревогу вызывало кукование кукушки на Егория (ранний прилёт). Если куковала, то ожидали падежа скота, неурожая, голода.
Но всё равно хорошо: весна.
А кроме того – пасхальная неделя идёт.

7 МАЯ. ЕВСЕЙ - ОВСЫ ОТСЕЙ. САВВА.
Май голодный месяц. Поэтому иронизировали по поводу дня Саввы:
«Богат Савва, знай, по миру ходит, да под окнами славит (побирается)»
А вот о священниках, обходящих свой приход такое не говорят. Всю Святую, пасхальную неделю они ходят по дворам: освящают зерно, продукты, скотину. Их сопровождают «оброшники» (от слова «оброк»), или «богоносцы» - добровольные помощники из крестьян. «Оброшники» несут иконы («богов»), кадило, свечи и все принадлежности для совершения молебна. А так как крестьянин в эти дни щедр и хлебосолен, то «оброшники», не справившись с хмелем, «к вечеру теряют всякий смысл и еле волочат ноги» (С.В. Максимов)

8 МАЯ. МАРК.
Прилёт певчих птиц стаями. Крестьяне обращали внимание: если птичьи стаи садятся на конопляники (там с прошлого года осталось много семян), то следует ожидать хорошего урожая конопли. А чтобы спровоцировать птиц и укрепить надежду, крестьяне разбрасывали по задворкам горсти конопли.
10 МАЯ. СЕМЁН - РАНОПАШЕЦ.
«Ранопашец» – это относительно северных областей России и части средней полосы. А пахать-то надо, «когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают».


11 МАЯ. ЯСОН.
Начинается сбор берёзового сока. И сладость, и радость, и болящему лекарство. Собирали сока много. Даже очень. Берёзовый сок имеет свойство быстро перебродить и превратиться в «зелено вино» на радость бражникам и бездельникам. А бездельников среди крестьян очень мало, а в эту пору – тем более: рубаха мокрая – от зари до зари в поле мужик. Лошадь валится с ног, а он, двужильный, упирается в рукоятки сохи, да понукает клячу.

Измотанный, мокрый, на коварном весеннем ветру и лихорадку может зацепить. Вот тут-то опять на помощь приходит берёзовый сок и лекарка-знахарка. Выкупают мужика в дождевой воде, а ещё лучше – протрут талой водой мартовского снега (первый снег, выпавший и собранный в марте), если сумели сохранить его в погребе-холодильнике, затем напоят его под пришёптывание-заговор берёзовым соком и пойдёт крестьянин на поправку.
12 МАЯ. ФОМИНО ВОСКРЕСЕНИЕ. КРАСНАЯ ГОРКА.
Как появилось «Фомино воскресенье»? По библейской легенде выходило так. Воскрес Христос, вознёсся на небо, все радуются. И только апостол Фома бубнит: «Не верю. Пока не увижу Христа и следы гвоздей на его стопах – не поверю». Прямо-таки как начальник УВД! Пришлось Христу вернуться для освидетельствования. День возвращения Христа назвали «Фоминым воскресением» или - антипасхой, в честь Фомы неверующего.

Именно в Фомино воскресение молодёжь празднует Красную горку. Почему – «красная горка»? «Красная» - объяснимо: красна девица, девица-краса – красивая, значит. Красная площадь – ясно. А – «горка»?

Не по низким берегам рек укоренялись поселения славян, а по высоким. Не в ложбинах были места молений языческим богам, а на холмах. Внизу – беды: долгая зима, разливы, затопления, разрушения. Вверху – спасение и благо. Холмы и пригорки первыми открываются солнцу и теплу. С высоты легче обороняться, чем в долине. Высота – благо и защита.

В подсознание наше вошло убеждение в превосходстве «высокого» над «низким». Сначала как физическое превосходство, а потом как нравственное. «На высоком холме», «высокий терем», «высокий человек», «высокие мысли». Вроде того, что не может быть полёта мысли в овраге.

И вот – Красная горка. Красная – потому что восхитительна своей свежей, лаково отливающей зеленью. А горка – ближе к небу - благо.
В северных областях России с восходом солнца собирался на зелёном холме девичий хоровод. Нарядный, яркий, весенний. На середину круга выходила «хороводница» и произносила заклинание. Девушки повторяли слова «хороводницы». Заканчивалось обращение к солнцу такими словами: «Кого хочу – того люблю, кого сама знаю – тому и душу замыкаю…на веки веченские заклятьем тайным, нерушимым. Аминь!» (А.А. Коринфский).
Так начиналась Красная горка. С моления о женихе. О суженом.

Красная горка – девичий праздник, но считалось «дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдёт себе невесты, или возьмёт рябую уродину».
(С.В. Максимов)

Весенние работы – вот они, у порога. Торопись! Внимание и силы заберёт матушка-земля. И очень возможно, что уже не по любви выбирает себе пару парень, а по необходимости: семье позарез нужны молодые руки и сила. И выходят женихи вместе с родителями на «зелёные смотрины» и договариваются. А в Костроме по-иному договаривались: в этот день парень обливал девушку водой. Это было равносильно публичному признанию в любви. Облил – значит, обязан свататься.
Фомино воскресенье. Красная горка.

Я поздравляю именинников недели:
6 мая: Александра, Анатолий, Георгий (Юрий, Егор).
7 мая: Алексей, Валентин, Елизавета, Савва.
8 мая: Марк.
9 мая: Василий, Степан.
10 мая: Владимир, Семён, Степан.
11 мая: Виталий, Кирилл, Максим
12 мая: Василий, Иван, Федот.