Лаконичной строкой. 2024

Маркович Ирина
   Нахожусь под впечатлением фильма Михаила Локшина "Мастер и Маргарита" (2023). Приняла все:  нестандартное "прочтение" романа, игру актеров (великолепен Воланд - Август Диль!), зрелищную визуализацию фантастического. Безусловный триумф киноискусства!


***
   Открыла для себя прозу Стефана Цвейга, отличающегося "редким и счастливым соединением таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника» (Горький). По силе воздействия драматичные, глубоко психологичные новеллы о главном человеческом чувстве-страсти - Любви (эта же тема доминирует и в романе "Нетерпение сердца") сродни прозе Достоевского.

 
***
   Телефильм "Поздняя любовь" (1983) - достойная экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского. Л.Пчелкину удалось воссоздать атмосферу жизни Москвы ХIХ века, при отсутствии сюжетного напряжения передать драматизм внутренней жизни героев. Подбор актеров на главные (Смоктуновский, Каменкова, Нахапетов, Проклова) и второстепенные роли идеален.


***
   "Если можешь, прости" (1984), фильм режиссера Итыгилова с лучезарной Любовью Полищук (здесь она не "королева эпизода", а  полноправная героиня) и Сергеем Никоненко в главных ролях, - один из "незамеченных" советских киношедевров о любви (сценарий В. Мережко). Искренность чувств героев потрясает, музыка Евгения Доги  увеличивает шемящий лиризм произведения.
   Непритязательный сюжетно, фильм пронзителен и глубок.


***
   Почти параллельное ознакомление с фильмом "Зов предков" (Канада, США, 2020) и одноименной повестью Джека Лондона выявило недочеты того и другого произведения: "оцифрование" Бэка, главного героя-животного, породило "недоверие" к киноверсии; чтение повести  выявило несовершенство раннего творчества писателя (затянусть сюжета, наличие второстепенных подробностей и др.).


***
   Пейзажи Ирины Губаревич в Арт-галерее Колодеевки вызвали в памяти работы импрессионистов : сочная палитра (доминирование  аналоговой и монохромной цветовой гаммы), техника импасто (выполненные мастихином рельефные мазки), передача магии света. "Березы", "Морозная тень", "Хвойный март", "Дорога в ноябре" пронизаны любовью к малой Родине.


***
   "Евгений Онегин" (Россия, 2024) - убогий фильм. Хуже, как говорится, не бывает.


***
  МАРИАННА ГОНЧАРОВА. ЭТЮДЫ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ
  (М.:ЭКСМО, 2011).

   В сборнике юмористической прозы Марианны Гончаровой, "под флером которой скрываются философские размышления о несовершенстве нашего мира", выделила цикл о кошке Скрябине – гордой, самодостаточной "хозяйке" дома,  и рассказы из раздела "О школе опять и снова" - грустные "анекдоты"  об учителях-мучителях, "закаляющих волю" своих воспитанников.


***
   "Сказочный блокбастер для всей семьи" Александра Войтинского "ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ" (2023) интересен поиском "баланса между современной и классической формой".
Увлекательный сценарий, качественная музыка (композитор Сергей Луран), великолепные пейзажи, визуальные спецэффекты, выбор на главные роли молодых талантливых актеров, точно попадающих в образ (Никита Кологривый, Мила Ершова, Алина Алексеева и др.).


***
   БЕЛЛА АХМАДУЛИНА. БЛАЖЕНСТВО БЫТИЯ (М, 2001).
   "По улице моей который год...", "Метель", "Ровно полночь..."- "зацепившие" душу стихотворения.   
    Привели в восторг "пастернаковские" строки о Петербурге:
"Ровно полночь, а ночь пребывает в изгоях.
Тот пробел, где была, все собой обволок.
Этот бледный, как обморок, выдумка-город -не изделье Петрово, а бредни болот.
 Да и есть ли он впрямь? Иль для тайного дела
ускользнул из гранитной своей чешуи?
Это - бегство души из обузного тела
вдоль воздетых мостов, вдоль колонн тишины"...
 

  ***
   Выставка живописи Геннадия Масальского в Арт-пространстве Колодеевской библиотеки продемонстрировала мастерство пейзажиста- непрофессионала, владеющего различными техниками рисования маслом (лессировка, набрызг, гризайль). Более других впечатлила  "Лесная Венеция".


***
   На канале  "Classic Music"   слушала пасхальное песнопение мужских монастырских хоров (Данилова, Новоспасского, Сретенского). Высочайший профессионализм, потрясающее эмоциональное воздействие!
 

***
  Читая роман-воспоминание Охрана Памука "Стамбул" (М. 2003), рассматривая фотографии, проникаешься любовью к "евразийскому" городу с  его многовековой историей и драматичной судьбой.
 
   
***
   Пытаюсь "разобраться" в собственном отношении к прозе Ирины Муравьевой (сборник "Вечеринка". - М., 2019). На первый взгляд, пошловатая, с неприятными физиологическими подробностями женская "макулатура". Но... контрапункт "жизнь-смерть-судьба", держит читателя в напряжении.


 ***
   Историческая мелодрама «Анна и король» (США,1999, режиссер Энди Теннант) - красивый и романтичный фильм о любви, "об ощущении, предвкушении счастья", эпическое  повествование об экзотическом Сиаме, колыбели древней цивилизации.
   Великолепен актерский тандем: Чоу Юнь-Фат, сыгравший роль короля Монгкута, и Джоди Фостер, создавшая образ английской учительницы.
   Впечатляющие декорации, костюмы, музыка (номинация на «Оскар» в 2000 г.).