Павел Косяков Ветрам навстречу

Анатолий Апостолов
               

                ПАВЕЛ  КОСЯКОВ:  ВЕТРАМ  НАВСТРЕЧУ
            
КОСЯКОВ  Павел. Память  ветра. – М.: Издательство НИЦ «Академика»,2012
               
                Возрождать Россию надо
                с русской культуры. С поэзии.

                Академик Д. ЛИХАЧЁВ


     «Человек — это то, во что он верит» — утверждал А.П. Чехов. С этим можно согласиться, но звучат  эти мудрые строки   нашего классика русской литературы   как-то неопределённо и размыто. Они даже  в   чудовищных реалиях  прошлого  XX   столетия, звучат  сегодня  чересчур корректно в отношении    гомо сапиенс.  Увы, чем стремительней развиваются науки о человеке  (социальная психология  и педагогической антропология), тем слабее становится наша вера в человека  разумного  Неверие в себя и  откровенное безбожие  разобщает людей, расслабляет их волю и подчиняет их злой  воле. Отсюда — заблуждения,  суеверия, многобожие, культ личности  и  сатанизм.
      Носители нечистой силы     устраивают  в  ночь на  1 мая  на  горе Брокен шабаш ведьм, а их партнёры по бизнесу и образу жизни — Вальпургиеву ночь в  «нехорошей» квартире  мага  Воланда.  Проповедники любви и смирения    называют 1 мая — Великой средой  Страстной  недели, а  материалисты и утописты   в этот день  празднуют   Первомай. Красный День Весны и Труда. У каждого из них   своя вера, свой праздник и своё предназначение, и «каждому даётся по вере его».
       А если     человек перестал  верить   в себя    и  в Бога? Тогда он кто? Пустоцвет и пустота,  абсолютный нуль? Всё большее число мыслящих людей вынуждены сегодня признаться, что они  до сих пор не знают,  что такое человек. Так, например, один  из видных  современных  поэтов  религиозно-пессимистического направления  Лев Котюков (1947-2022)  на исходе Смуты 90-х годов утверждал: «Я не знаю что такое человек. Да и знать не хочу!    Ужасно, если человек вдруг покажет всё!!!,  на что он способен».
         В эпоху глобализации мира  в людях   возник  небывалый острый дефицит    ума и мудрости,   любви и человечности, вызывающее и  обострённое,  перманентное  торжество  Зла и бесконечные  поражения   сострадательной и жертвенной  любви.
         Только культура и искусство, музыка и поэзия отделяют хрупкой перегородкой настоящего мудрого, психически здорового  человека от нечеловека, от алчного и завистливого  пещерного людоеда.
         Скучен и жалок мир потребления без музыки и поэзии, без поиска истины и радости познания. Только музыка и поэзия утешают  душу человека в любых обстоятельствах и во все времена, даже во время смут и нестроений в  человейнике.
        Истинную поэзию мало кто  понимает, но она живёт и развивается даже в условиях разрухи, войны и голода. Она цветёт  и благоухает при любой политической погоде в любое время года — накануне войны, во время войны и в послевоенное голодное и трудное  время. И абсолютно правы те, кто утверждает, что пока жива русская поэзия, жива и русская цивилизация, что восстанавливать Россию  после  великой Смуты  надо с русской культуры, с поэзии.
     И совсем не удивительно, что  в Смуту 90-х годов численность поэтов не  сократилась, а наоборот, по сравнению  с эпохой  велеречивого  генсека  Михаила Горбачёва,  значительно увеличилась.
     После  умышленного   развала СССР и последующего распада  Союза писателей СССР  на несколько независимых писательских городских и региональных организаций, начали  спешно создаваться  новые писательские сообщества,  выходить самиздатовские поэтические сборники под именами трех или несколько авторов. На исходе лихих 90-х годов   в столице возникло несколько десятков частных издательств и  поэтических альманахов («Академия поэзии», «Дом Ростовых, «Муза», «Полдень», юмористический альманах «Музы и мужи»»),   где стихи самодеятельных поэтов  публиковались за счёт авторов. В марте 1997 года  вышел первый номер литературно-художественного журнала «Поэзия» (гл. редактор — Лев Котюков).
        В стране стало стремительно расти число  поэтов  среди людей разных профессий, как среди научно-технической интеллигенции и простых рабочих,  так и среди  представителей высшей государственной власти  —   в лице    помощника Президента России и зам. главы Администрации президента   Владислава Суркова, автора    цикла мистических стихов и скандального  романа о коррупции «Околонуля» (2009)   и    министра экономического развития РФ Алексея  Улюкаева, автора  трёх сборников стихов — «Огонь и отсвет» (2002); «Чужое побережье» (2012) и «Авитаминоз» (2013).       
     Сегодня  в России, по данным портала СТИХИ. РУ, насчитывается  915   тысяч граждан,  пишущих стихи, а по данным  портала  ПРОЗА. РУ, более 330  тысяч человек, составляющих прозаические тексты.
    Итого в стране 1 миллион 250 тысяч  самодеятельных писателей, включая и тех, кто по  давней советской традиции был  когда-то  тесно связан с разного рода литературными кружками и объединениями при домах культуры. офицерских клубах, промышленных заводах-гигантах, при редакциях республиканских,  краевых и областных газет,  а также слушателей литературных курсов при Литературном институте им. Максима Горького. 
     Такой   стремительный рост численности   самодеятельных поэтов наметился сразу же после распада СССР во время кромешной Смуты   лихих 90-х и бездуховных нулевых годов,   когда  стремление выжить в новых условиях любой ценой   вытеснило у большинства постсоветских граждан последние остатки   социального романтизма и  радужных перспектив на будущее.
       Не слишком ли много  писателей  для  постсоветской рыночной     России? На этот счёт у любителей русской изящной словесности   за последние  30 лет сложились разные мнения.
       Что касается   меня, то по моему личному мнению  много поэтов не бывает, как никогда  не бывает слишком  много ученых, изобретателей, инженеров-конструкторов, как и не бывает  переизбыток   талантливых   учителей-наставников  молодёжи.
      Среди  почти  миллионной армии поэтов  есть несколько дюжин одарённых лириков  из числа  детей  Войны и Беды. Это   дети тех,  кто превозмог   нечеловеческие страдания,  кто не покорился, не сдался, а выжил и победил,  провозгласив победу сил Света над тьмой. Все они в своё время и каждый по-своему были ранены Истиной  и, судя по биографиям и географии  их жизни, хлебнули немало  трудностей  и горя  на краю суровой ойкумены.
      Большинство — это самодеятельные поэты и барды, прошедшие ещё в молодые годы непростой трудовой путь от    кочегара отопительной котельной и заводского  слесаря-сборщика  до бетонщика и простого  грузчика  в  морском порту.    Но кроме них  есть  и  члены Союза писателей России, лауреаты многих литературных премий  и даже… действительные члены Академии  Поэзии. 
        Среди них много поэтов  самобытных, уже сложившихся и социально и  идейно    зрелых, способных   внятно, мужественно  и честно  рассказть о своей эпохе с позиций  детей отцов и дедов-победителей.
     Их, и мертвых и живых,   лучше всего представлять   идущими  в шеренгах «Бессмертного полка»  посмертно взявшись за руки. В первой шеренге этого поэтического  полка  идут преждевременно погибшие (доведённые до  самоубийства, затравленные,  отравленные или убитые), те поэты,  кто рано и трагически распрощался с жизнью — Николай Анциферов, Дмитрий Блынский,  Вячеслав Богданов, Геннадий Островский,  Анатолий Передреев, Николай Рубцов,  Борис Примеров, Алексей Шадринов…
       Во второй шеренге этого условно  бессмертного поэтического полка    с полным правом идут  поэты послевоенного времени 40-50-х и  эпохи  безвременья,  на  рубеже двух веков и двух тысячелетий.     Среди них  особо выделяются своим творчеством   поэты-лирики и философы Сергей Антипов, Олег  Алешин     Михаил Анищенко,  Владислав  Артёмов,  Борис Виленский,  Евгений Артюхов, Николай Дмитриев,  Юрий Зафесов,  Николай  Зиновьев, Сергей Каратов, Виктор Кирюшин, Павел Косяков, Лев Котюков, Александр Мамонтов,  Юрий Куксов, Валерий Самарин, Евгений Семичев, Валерий Попов (Баталов), Михаил Фридман, Евгений Юшин…
      Что  объединяет и роднит их сегодня таких разных по темпераменту и характеру, по вере и мировоззрению? Явные и скрытые знаки и приметы грядущей ядерной войны, общее тревожно-депрессивное состояние или стремление смертью тела обрести бессмертие души?    Или мучительный, порой надрывный, труд души и неизбывная связь в судьбе, зачастую   трудной и трагической?
      Некоторых поэтов, рождённых в 40-50-е годы  можно с полным правом назвать   верными продолжателями  дела поэтов  довоенного и военного времени,  верными служителями  поэтического Слова, бескорыстными хранителями сокровищ традиционной русской изящной словесности.   
       Многие ещё живы и, не смотря на преклонный возраст,  творят, не теряя интерес к жизни  и  вполне ещё способны  поведать  миру  всю правду о  позорном Смутном времени  90-х и нулевых годов, о победах и поражениях любви, о  силе и бессилии  зла.
       Но есть и поэты,  творчество которых помогает, прежде всего,  юному читателю   сделать правильные  выводы из уже  мучительно пережитого  во избежание  ошибок прошлого в будущем,  понять настоящее и   подспудно  ощутить грядущее. 
       К таким  верным служителям  русской поэзии  и русского бытия    можно  отнести поэта Павла Косякова,  автора нескольких стихотворных сборников и книг, члена-корреспондента Академии  Поэзии, редактора-составителя сборника лирической поэзии современной России «В пятидесятых рождены» (М. «Новый ключ», 2011).
      Удивительно, но факт —  имя поэта Павла  Косякова не  затерялось  в  миллионном рое  авторских имён и псевдонимов. Наоборот, оно упорно и ярко продолжает пробиваться к читателю  через чащобу поэтического разнотравья  и чертополоха. 
      Павел  Косяков  родился в 1959 году на Сахалине, с 1969 года жил с родителями в г. Минводы Ставропольского края, где закончил среднюю школу и откуда пошел служить в ряды  Советской  Армии (1977-79).  В Москву  он  приехал в конце 1984 году, где много лет  работал бетонщиком, строителем-монтажником на стройках Москвы и Подмосковья, писал стихи, публиковался. В нулевые годы  нового столетия (с 2005 по 2007)  работал в аппарате Международного Сообщества писательских  союзов (Дом Ростовых).
      Предельная искренность и поэтическое вдохновение  как томление сердца, чистота поэтического звучания,    честная, непосредственная  передача  поэтического смысла, глубокая содержательность  каждого стиха - главные привлекательные  черты поэзии  Павла Косякова. Его стихи просты и мелодичны, но почти в каждом  стихотворении есть та самая духовно-мистическая сердцевина повседневной жизни, которая придаёт  всему творчеству  поэта  редкую в наше безыдейное время основательность  и содержательную глубину.
      Павел Косяков  пишет о  самом дорогом и  близком каждому человеку —  о Родине,  о любви, о   природе, о горах. Ничего не надо домысливать: из душевных глубин автора появляются стихи из трогательных и понятных слов. Но за кажущейся  простотой угадывается талантливый человек и невероятный поэтический трудоголик.
       Павел Косяков не только тонкий лирик, но и хороший собеседник. Эта доверительность его стихов приближает  читателя к пониманию сельской жизни, её простоты и чистоты, поднимет со дна души какие-то глубинные пласты  первичного запечатлённого сознания  и миропонимания  в период «нежного возраста».
     Павел Косяков поэт-пилигрим, непрестанный «очарованный странник». Из своих поездок  по стране и Русскому Северу он привозит не только свои впечатления, но и замечательные стихи, возбуждая в нас   угасающую   со  временем тягу «к перемене мест». 
Его внешняя суровость говорит о твёрдости характера и о том, что он надёжный товарищ, верный друг и соратник.         
        За его суровостью скрыт тонкий лирик, пристальный наблюдатель, у которого  главная  «философия жизни» — это   любовь к Родине, женщине, к земле, ко всему дышащему и живому.  Без всего этого не может  быть  русской души и русской поэзии, ведь душа питается не только  одним  святым духом, но и любовью и милосердием ко всему живому в  мире. У человеческой души как и у родины есть своя заповедная территория:
               
                Есть страна среди вершин,
                Из которой нет исхода —
                Территория души
                На любое время года.

       В лирике Павла Косякова  звучат мотивы и смыслы  его друзей-единомышленников  по перу и мировоззрению и философии жизни.    
       Здесь и академизм и тонкая эстетика лирика  Александра Мамонтова, автора книги «Поэт и мир» (М.: «Академия поэзии»,2010).   Основательность, твёрдая убеждённость  и  железная лирическая  логика поэта и прозаика Бориса Виленского, автора книги «Территория  смыслов» (М.: «Новый ключ», 2021).  Избяной, лесной, таёжный дух стихов русского поэта-лесничего Юрия Куксова, автора замечательной и последней его  книги стихов «В плену земного притяженья». (М.: Новый ключ,  2018).   
        Мотивы одиночества и скитаний человека по холмам  времени пространства, извечный мотив разлуки и прощания, смерти и бессмертия души нашего выдающегося поэта-пессимиста и мистика Льва Котюкова, автора 30 книг стихов и прозы и двух  знаковых  книг стихотворений «В змеиных  зеркалах» (М.: «Ниппур»,1993); «Крест и пламя» (М.: «Голос-пресс».2004)
      Дивные тайны природы, открытая книга России над бескрайним простором и вечным покоем. Мир немыслимый и непостижимый, и всё незримое, неслышное и бесплотное непрерывно наполняет  нас и  и всё наше бытие.
                Мне ведомо время. И в знанье моём
                Нет места тщете и гордыне.
                Над вечным  покоем горит окоём,
                Запаленный ветром пустыни.
      
         Знакомая тема вечного поиска.  Велика Русская земля  —   в ней есть что искать,  что находить и что терять.
        Поэт и мир, поэт и время. Метафорический образ  бега  времени, крепкая и незыблемая  связь времён, которую никому не дано разорвать, настоянное на любви и муках  наше прошлое, настоящее и будущее, вечное умирание и вечное возрождение времени —всё это пронизывает и наполняет  стихи Павла Косякова. Время любви, как и время жизни,  быстротечно и преходяще, его уносят ветры бесконечных странствий в безднах  Вечности:
               
                …Проседает твердь.
                За меня держись!
                Позади нас — смерть,
                Между нами — жизнь!
                …………………………
                Впереди века.
                Впереди стихи.
 
       Когда читаешь стихи Павла Косякова, то соприкасаешься с творчеством человека с тревожной совестью, обострённо рефлектирующего «на острие нерва» и  остро  переживающего за всё происходящее вокруг него вместе с народом, со  своим стремительно  уходящим поколением.
                Нас ещё не  мало.
                Нас уже не много.
                Нас от пьедестала
                Сберегла дорога.
               
                Мы слагали строчки,
                Не боясь подвоха.
                Нас, поодиночке,
                Извела эпоха.
               
                Странники лиризма
                Мы не пели ради
                Псевдокоммунизма,
                Псевдодемократий.
               
                Нас в житейской драме
                Назовут чужими.
                Мы не стали вами.
                Мы не станем ими.
               
             Стих Косякова —  лёгкий и свободный, как «вольный  ветер»  из одноимённой оперетты Дунаевского,  во многих его стихах можно увидеть тексты потенциальных песен и романсов. Это  «Карельский вальс», «Курортные стихи», «Ходили  б тропочкой одной» из  цикла стихотворений «Наука женщину любить». 
            Многообразны  лики женственности  —  от русского земного эроса  до  романтических  любовных грёз и платонических юношеских переживаний.   Образы    стылой жизни без любви,  силы  и бессилия любви, её удивительная способность    побеждать смерть и  зло, тема  извечной  разлуки, вечного  прощания  как исход, как итог  угасающей страсти — щедро наполняют всю лирику Павла Косякова.
     Главное достоинство лирики поэта  —  это то, что в её  основе лежит философия жизни самого автора и пережитая им история, которую  придумать невозможно. В ней нет  ни капли морализаторства и  назидания, но зато есть   опыт горьких  наблюдений и размышлений  и в итоге  философский вывод из всего пережитого.
     Поэт  не учит нас жить, не учит нас как  нам любить друг друга и  и как  любить своё Отечество, он просто призывает  всех нас  стать немного добрей и человечней по отношению друг к другу, преподносит  нам в простой  живой форме положительные и отрицательные примеры из нашего  постсоветского, безыдейного и сумеречного бытия.
         Светлыми,  выстраданными всем   сердцем,  славяно-русскими,     православными  устремлениями  к братству, любви и милосердию,   наполнена чистая   душа поэта,  летящая ветрам навстречу к лучшей новой жизни. И новым берегами и  к высоким смыслам. И это утушает нас и дарит нам надежду на лучшую судьбу и долю.   
       Ещё  есть надежда  на  духовное выздоровление и возрождение России.  И начинать его надо, прежде всего,  с самих себя, как учат нас древние учителя нравственности  и современные отечественные культурологи.   Начинать возрождение страны    надо с русской культуры, с поэзии.
       Еще не все потеряно, говорят нам наши поэты, наши мыслящие и  тонко чувствующие время  современники. Ещё не всё потеряно и не всё утрачено, утверждает  наш поэт  Павел Косяков:
               
                Ещё не все объяты сроки,
                Не все отмеряны пути.
                Ещё безмолвствуют пророки.
                Ещё бесчинствуют  вожди.
                Ещё победы неминучи
                И до утра огни в домах.
                Ещё царит счастливый случай
                В не опечаленных умах.
                И корабли ещё не утлы,
                И руки тянутся к цветам.
                Ещё девчонкам  дарят куклы
                И бескозырки  —   пацанам.
               
                Октябрь, 2011

               
   01.05.2024, Великий Вторник. Красный День Весны и Труда.