Загадка чевэ...

Светлан Туголобов
     Точно неизвестно, существуют ли вообще авторы-сочинители, которые литературно и художественно ТРУДЯТСЯ тся, для того, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ своими произведениями именно  читательского ВОСХИЩЕНИЯ.

     Предположив, что такие сочинители существуют, нужно понять, что такое  - это самое чевэ? ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСХИЩЕНИЕ.

     Предварительно чевэ можно определить как такое СОСТОЯНИЕ читательницы или читателя, в котором они ДУМАЮТ, что их ВНИМАНИЕ поглощено, ПОХИЩЕНО, НАВСЕГДА или НА какое-то ВРЕМЯ, определённым литературно-художественным ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

     Если в рассуждения о читательском восхищении ДОБАВИТЬ побольше НАУЧНОСТИ, то станут вырисовываться два вида чевэ: УДОВОЛЬСТВИЕ или даже наслаждение от прочитанного эльхапэ и ОЦЕНКА какого-то литературно-художественного ПРОИЗВЕДЕНИЯ, если не КАК СОВЕРШЕННОГО, то хотя бы как МАСТЕРСКИ СОЗДАННОГО-СОЧИНЁННОГО.

     Не все литературно-художественные произведения такие, что читательница или читатель, перечитывая их, получают каждый раз именно то УДОВОЛЬСТВИЕ, которое они получили ОТ его ПЕРВОГО ПРОЧТЕНИЯ.

     И, наоборот, то произведение, которое кто-то из литературоведов и литературных криков признал МАСТЕРСКИ СОЗДАННЫМ-СОЧИНЁННЫМ, могло и НЕ ДОСТАВИТЬ, при его первом прочтении, не только наслаждения, но даже УДОВОЛЬСТВИЯ.

     Некоторые критики и литературоведы считают, что ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ от ПРОЧТЕНИЯ конкретного эльхапэ означает:

      Первое. УДИВИТЬСЯ неожиданной РАЗВЯЗКОЙ литературно-художественного произведения.

      Второе. Несколько раз ПРОСЛЕЗИТЬСЯ или несколько раз УЛЫБНУТЬСЯ и даже РАССМЕЯТЬСЯ за ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ данного литературно-художественного ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

      Третье. Испытывать РАДОСТЬ при ВОСПОМИНАНИЯХ  о данном эльхапэ.

     УДИВЛЕНИЕ, ЧУВСТВЕННОСТЬ при чтении, РАДОСТЬ воспоминаний об эльхапэ - это три НЕОБХОДИМЫХ и, вполне возможно, ДОСТАТОЧНЫХ ПРИЗНАКА чевэ, ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСХИЩЕНИЯ, если рассматривать его ТОЖДЕСТВЕННЫМ ЧИТАТЕЛЬСКОМУ УБОВОЛЬСТВИЮ или даже наслаждению.

     В отличие от обычных читательниц и читателей, у литературных критиков и, особенно, у литературоведов - своё представление о читательском восхищении.

      По мнению многих литературоведов, читатели должны восхищаться  ИДЕЙНОСТЬЮ рассматриваемого эльхапэ и БОЛЬШИМ  КОЛИЧЕСТВОМ МЫСЛЕЙ, которые СФОРМУЛИРОВАНЫ ТАК, что их МОЖНО ЗАПОМНИТЬ и ЦИТИРОВАТЬ по памяти.

      Встречаются, конечно, среди ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ДОСТАВИВШИХ читательницам  и читателем при первом прочтении УДОВОЛЬСТВИЕ, те произведения, в которых какие-то МЫСЛИ ЗАПОМНИЛИСЬ ЛЕГКО, БЕЗ особых УСИЛИЙ самих ЧИТАТЕЛЕЙ.

      И совершенно не важно то, с какой именно точностью - совершенно полной  или недостаточно полной, запомнились какие-то мысли из литературно-художественного произведения, доставившего читателям, при своём прочтении, удовольствие.  Главное, что запомнились!

      Роман "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова может быть оценён как литературно-художественное поражение, которое и доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие при первом чтении, и может быть оценено как мастерски созданное. Даже как СОВЕРШЕННОЕ.

       Но НУЖНО ЛИ самим авторам-сочинителям, стремящимся к достижению читательского восхищения, СОВЕРШЕНСТВО СОЗДАВАЕМЫХ ими литературно-художественных ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

      Некоторые литературоведы думают, что СОВЕРШЕННО - это когда и ДЛИННО, и ПОНЯТНО. Когда не нужно возвращаться к началу длинного предложения или абзаца, чтобы удовлетворительно понять их содержание.

     Получается, что совершенные тексты нужно обязательно понимать, а от несовершенных текстов нужно получать удовольствие.

     Читательницы и читатели устроены так, что они НЕ БУДУТ ЧИТАТЬ те СОВЕРШЕННЫЕ ТЕКСТЫ, которые они НЕ ПОНИМАЮТ, и НЕСОВЕРШЕННЫЕ ТЕКСТЫ - тоже ОТБРОСЯТ, если НЕ БУДУТ ПОЛУЧАТЬ от их чтения УДОВОЛЬСТВИЯ.

     Вполне возможно, что ошибаются те авторы и литературоведы, которые убеждены, что ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСХИЩЕНИЕ эльхапэ, ОСНОВАННОЕ на ПОЛУЧЕННОМ при чтении УДОВОЛЬСТВИИ, является очень КРАТКОВРЕМЕННЫМ, а ДОЛГОВРЕМЕННЫМ является то ВОСХИЩЕНИЕ литературно-художественным произведением, КОТОРОЕ ОСНОВАНО НА его, произведения, ПОНИМАНИИ.

     Так и остаётся НЕПОНЯТНЫМ то, НА ЧТО должен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ автор-сочинитель, СТРЕМЯЩИЙСЯ ВЫЗВАТЬ у читателей ВОСХИЩЕНИЕ своими литературно-художественными  ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ: на ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ПОНИМАНИЕ или на ЧИТАТЕЛЬСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, а, если повезёт, то и на читательское наслаждение?

     РАЗНЫЕ читатели одно и то же литературно-художественное произведение и ПЕРЕЧИТЫВАЮТ С РАЗНЫМИ ЦЕЛЯМИ.

     Одни ПЕРЕЧИТЫВАЮТ те МЕСТА произведения, которые ДОСТАВИЛИ им УДОВОЛЬСТВИЕ. 

     Другие ПЕРЕЧИТЫВАЮТ  в произведении то, что содержит в себе ГЛУБОКИЕ и УДАЧНО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ.

     Вот и получается, что ВЕЛИЧИНА  ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСХИЩЕНИЯ определяется КОЛИЧЕСТВОМ  МЕСТ в литературно-художественном произведении, которые ОДНИ в нём ПЕРЕЧИТЫВАЮТ из-за ВОСПОМИНАНИЙ  о полученном при чтении произведения  УДОВОЛЬСТВИИ или наслаждении, а ДРУГИЕ - для того, чтобы УТОЧНИТЬ, КАК именно ПОСТРОЕНА МЫСЛЬ, ПОРАЗИВШАЯ их своей ГЛУБИНОЙ при первом прочтении произведения.

      Вполне возможно, что ЗАГАДКУ читательского восхищения НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ  до конца РАЗГАДАННОЙ  данным выводом.