СВО и ее геополитический анализ

Владимир Мочалов
СВО и ее геополитический анализ

Р.П. Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) опубликовал политический обзор СВО. От «специальной» к «военной», Россия в глобальной политике. Журнал «Россия в глобальной политике» №2 2024 Март/Апрель

Как обычно это тягомотина с перечислением и толкованием всем известных событий, коя в итоге ничего не поясняет о Сути военного конфликта, его геополитических масштабах и главное не дает никаких видимых перспектив и принципов его разрешения. На основе публикации Пухова я предлагаю геополитический обзор СВО.

В начале третьего года специальной военной операции (СВО) России на Украине можно констатировать, что события, начавшиеся в феврале 2022 г., подобно любой большой войне последних столетий, привели к крушению многих представлений, теорий и авторитетов в политической и военной областях. Инициаторы, основные участники, да и наблюдатели со всех сторон получили и увидели то, чего не планировали и не ожидали.

Два года боевых действий наметили контуры революционых изменений в военном деле, возможно предопределяющих облик войны и военного искусства на всё XXI столетие.

С первых же дней сразу провалился системно весь стратегический замысел СВО. Тут и захват десантом столичного аэропорта с последующей переброской туда частей ВДВ для блокирования столицы и массированные стремительные марши бронетанковых и механизированных частей к крупным городам для их блокирования и последующей быстрой «зачистки» силами «лёгких частей», спецназов типа «Ахмат» и спецслужб.

Распылённые по восьми направлениям российские группировки были быстро остановлены и вынуждены ввязаться в бои с численно превосходящим противником. Десант в Гостомеле в условиях ожесточённого сопротивления и артобстрелов превратился из плацдарма в ловушку. Попытки наспех отмобилизованных и недостаточно оснащённых сил ДНР и ЛНР отбросить окопавшиеся с 2014 г. украинские силы от линии боевого соприкосновения на Донбассе оказались малоуспешными. Неспособность подавить украинскую ПВО резко ограничила эффективность действий российской авиации над всей линией фронта и территорией Украины, лишив ВС РФ одного из главных козырей.

Россия вдруг обнаружила себя в состоянии крупномасштабной войны на громадном фронте с ее многочисленным и хорошо вооружённым противником. Тому на помощь мгновенно пришли все державы Запада, введшие беспрецедентные экономические санкции и начавшие массированные и все нараставшие поставки вооружения Киеву. Огромную роль сыграла и масса военных и технических советников Запада прибывших на Украину.

С самого начала на службу ВСУ были поставлены колоссальные разведывательные возможности Запада, что обеспечило превосходство в разведке и целеуказании. 9 мая 2022 г. Конгресс США принял даже закон о ленд-лизе для Украины, теоретически открывавший доступ к неограниченному объёму американской военной помощи. Особенно это касается космической разведки, обеспечиваемой комплексом западных военных разведывательных спутников и многочисленными коммерческими спутниковыми западными компаниями-поставщиками геоизображений территории Украины и РФ. Это позволяет вести мониторинг зоны боевых действий и территории РФ непрерывно и практически в режиме реального времени.

Система «всеобщего» спутникового интернета Starlink компании SpaceX Илона Маска быстро стала ключевой украинской системой боевого управления и передачи данных, катапультировав ВСУ в XXI век. Обладая возможностями функционирования в любой точке, распределённого доведения потоковой информации до огромного количества индивидуальных потребителей, поддержания интернет-связи в движении и управления транспортными средствами на любой дистанции, Starlink дал ВСУ стратегические военные возможности. Фактически каждый боевой «юнит» и каждое огневое средство при подключении к Starlink координационно превращались в сетецентрические средства поражения с возможностями целеуказания, наведения и корректировки огневой мощи ВСУ в реальном масштабе времени, с высокоточным вооружением, превосходящим по всем этим компонентам боевой потенциал российской армии.
 
В сентябре 2022 года российская армия вынужденно была пойти на проведение частичной мобилизации. Успехи ЧВК «Вагнер» в боях за Мариуполь дали старт вынужденному резкому наращивание его численности, в том числе за счёт массовой вербовки заключённых в тюрьмах. И к январю 2023 года численность «Вагнер» достигла 50 тыс. человек. Стало наглядно, что эти успехи заложены в его системе отбора воинских сил, формирования штурмовых подразделений и прочего. Все это наглядно показывало полную несостоятельность системности организации и управления вооруженных сил МО и полную профнепригодность системы формирования его генералитета политическими методами. Любой генерал МО, как только он  нарушал своими боевыми действиями политические принципы бюрократической системы МО тут же немедленно устранялся из СВО (Суровикин, Попов и т. д.). 

Успешное наступление на Соледарско-Бахмутском направлении (с ноября), в котором главная ударная роль досталась ЧВК «Вагнер» наглядно показала катастрофичность всей военной и тыловой управленческой системы МО. 10 января 2023 года был взят Соледар, а после ожесточённых боев продолжавшихся до 20 мая «Вагнер» взял Бахмут. Растянувшееся почти на полгода российское наступление на Бахмут сопровождалось тяжёлыми боями при малом территориальном прогрессе и почти полным разрушением занятых городов. Это продемонстрировало новый облик кампании СВО, как стратегический военный тупик, коему по сей день нет обозримого выхода.

Бюрократичесий системный безпредел МО, уносивший жизни бойцов «Вагнер» вынудил его руководство пойти на радикальные меры. В ответ на требования руководства ЧВК о встрече для принятия мер по урегулированию военных проблем глава МО вместо переговоров с мятежным руководством «Вагнер» срочно убыл из Ростова в Москву.23–24 июня вспыхнул мятеж ЧВК «Вагнер». И руководство «Вагнер» отдало приказ двинутся туда же своей военной колоной для радикального решения проблем. Эти события показали, что вся личная «преторианская» гвардия «органов» и «спецназа» для российской власти не являются никакой опорой. Они не сделали никакой попытки воспрепятствовать движению на Москву колоны «Вагнер». В то же время после завершения этих событий разгонять «Вагнер» для власти было самоубийственно. Попытки подкупить его руководство и поставить «Вагнер» в состав МО, либо иного «спецназа», провалились. И временное затишье наступило лишь после террористической ликвидации руководства ЧВК Пригожина и Уткина. Дух боевого братства «Вагнер» массово не утрачен его бойцами и это угроза нынешним властным бюрократам, аппаратчикам, а сам «Вагнер» не сдается и частями пока пребывает в подвешенном состоянии.

Объявленная «денацификация» Украины успешно продолжается затяжной войной лишь в интересах либерального Запада. Тому спешить некуда и переживать не о чем. На сегодня и в обозримой перспективе обе воюющие стороны РФ и Запад не то чтобы не готовы к мирному урегулированию, а наглядно видят, что таковое пока категорически невозможно. Совершенно непонятно по сей день, как и на какой Основе, можно достичь таковое перемирие. Сегодня любая видимая Основа урегулирования конфликта, в виду его мирового системного русофобского антирасового характера, может привести лишь к временному затишью, чтобы через небольшое время разразится новой более жесткой войной.

 Это на сегодняшний день делает неизбежной затяжную войну при относительно стабильных фронтах. Она будет вестись годами, вестись на истощение, не с надеждой вынудить противника к компромиссам, а скорее в безплодном политическом ожидании у него внутренних перемен, которые приведут к изменению политической ситуации. Для Украины и Запада, по существу это выбор между двумя вариантами: продолжать «войну против Путина» длительное время с неясными перспективами и постоянной угрозой эскалации, или пойти на временное перемирие. Оба варианта, по сути, предлагают лишь отсрочку реального мирного урегулирования, отодвигая ее на дальнейшее время, в надежде на «более реалистичное руководство в Москве». И та и другая перспективы пока неприемлемы для РФ. Никакие геополитические цели Запада не достигнуты, кроме пока идущего взаимного изтребления воинских сил сторон, в прозападном русле их конечной «денационализации» в Украине. А это «более реалистичное руководство в Москве» Мы, Русский Мiръ, и Они, коллективный либеральный Запад, мировоззренчески воспринимаем и видим абсолютно по разному.

Радикальный «стресс-тест» нынешнего мирового расового конфликта, начатый 24 февраля 2022 года российской либеральной колониальной системой, по инициативе и подаче Мировых Глобалистов, еще предстоит пройти до конца всему миру и Нам с Вами, как участникам и невольным жертвам этого процесса.