Поездка в Локарно

Ирене Крекер
Моя мечта сбылась. В марте 2024 года я посетила удивительный уголок Швейцарии – город Локарно, где дышится легко и мысли о бренном отступают на второй план.  А на первом – желание жить, наслаждаясь подарками вселенной. И это желание настолько велико, что хочется поделиться с тобой, читатель.

Несмотря на непрекращающийся дождь, ощущение сопричастности к местам, где проводил своё время немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, не покидало меня в течение всей экскурсии по городу. Именно здесь прожил он последние месяцы жизни и умер в госпитале Локарно, когда ему исполнилось 72 года. Это мой сегодняшний возраст. Наверное, ему тогда, как и мне теперь, казалось, что жизнь ещё впереди, и думать о смерти рано. Душа пыталась вырваться из удушающего болезненного состояния.

В тот день мы не посетили могилу писателя в Асконе, которая находится недалеко от места нашего пребывания. Воображение рисовало картины не столь уж далёкого прошлого, когда Ремарк ходил по улицам Локарно, писал строки о любви к жизни за столиком в придорожном кафе и, не отрываясь, смотрел на озёрную гладь Лаго-Маджори. Здесь рождались образы его романов, слова о верности друзьям, мысли о человеческом братстве. Одиночество отступало. По его словам, оно шло даже на пользу. На смену ему приходили слова благодарности создателю солнечного рая на берегу знаменитого озера. А в дневнике писателя появлялись одна за другой строки о том, что жизнь проходит, а мог бы сделать больше. Он сожалеет о растраченных напрасно годах, надеется, что ещё может совершенствовать себя в жанре драматургии.
И вот мы уже в саду с многочисленными камелиями. И опять я мысленно возвращаюсь к Ремарку. Мне вспоминаются слова из его дневника: «В саду камелии, много примул, высадил ещё тридцать; японское вишнёвое дерево в цвету; нарциссы; тяжёлый аромат белых гиацинтов»… «В саду. Камелии начинают цвести. Первые лимонницы. Цветущая молодая дафния. Большая старая отмерла год назад. Теперь цветёт молодая. Как просто!».

Нам повезло, что в этот предпраздничный день Святой пасхи мы смогли подняться на фуникулёре к храму Мадонна дель Сассо. Дождь наступал на пятки, создавал трудности в передвижении по ступенькам к центральной двери храма. Опираясь на поручни, я думала о том, что неслучайно именно в этот день, когда я приехала в Локарно, дождь не перестаёт оплакивать жизнь любимого писателя.
По дороге домой в течение часа я рассказывала туристам автобуса о биографии и творчестве Э.М. Ремарка, о нашем с Ириной Вебстер, автором из США, международном проекте, посвящённом 125-летию Ремарка. В июне 2023 года 70 человек из Лара и его окрестностей приняли участие в презентации книги проекта «Встреча под Триумфальной Аркой/ Ein Treffen unter dem Arc de Triomphe». Проект продолжается. Его цель: познакомить жителей планеты с идеями писателя и их воплощением в жизнь. Сегодня о нём узнали жители Оффенбурга и Лара, и я не сомневаюсь, что, прочитав эту заметку, сотни людей чистой души и совести обратятся к чтению книг Ремарка, борца за мир и справедливость.

Когда я поделилась впечатлениями от поездки с Ириной Вебстер, она почувствовала в моём рассказе «солнечное состояние души, слияние её с природой».
–  Мама, ты была там сегодня, – вскрикнули в один голос мои сын с женой, когда я им рассказала о поездке в Локарно. – Мы давно мечтаем туда съездить, поплавать по озеру на байдарках, насладиться простором и свежим воздухом.
Да, подумалось мне тогда, не только мысли и чувства передаются на расстоянии, но и мечты, и задумки, идеи и даже цели.

А в тот день судьба подарила мне незабываемую встречу со Светланой, соседкой по автобусу, оказавшейся со мной на одной душевной волне. Мысль, что в жизни ничто не бывает случайно и не проходит бесследно, стала отправной точкой нашего разговора. В течение нескольких часов он не прерывался ни на минуту. Почти полвека у женщины за плечами. В жизни случалось многое. К примеру, чуть не умерла от коронавируса, дважды переболев им. Изменилось её понимание смысла жизни. Перестроила быт. Ушла из мира книг в мир наслаждения природой. С её словами, что жизнь – это миг, который нужно прожить в слиянии с мирозданием, я полностью согласна. Мы, жители планеты, получили право на жизнь, и должны оставить на ней свой созидающий, а не разрушающий след. Находясь в полутьме, слыша только звуки голосов и отдаваясь мыслям, мы доверяли друг другу личные тайны, давали советы. Расставаясь, задумали непременно встретиться. Именно тогда, во время экскурсии в Локарно, наслаждаясь близостью к любимым местам Ремарка, мы загорелись мечтой о переиздании моей книги сказок для детей и взрослых. Светлана оказалась учителем и художницей. У неё появилась мысль о создании иллюстраций к книге.

Находясь уже дома, я перечитала последние записи из дневника Ремарка от 3 марта 1965 года. Его слова: «И всё, что остаётся в конце, это чья-то рука, которая удерживает от смерти», – заставили глубоко задуматься.

Ирене Крекер, Кенцинген