На подступах к теме Скифы

Валентина Томашевская
Помню, в студенческие годы, мы делали доклады по Истории Геродота. Я писала  доклад «Люди и боги в исторической концепции Геродота».
Годы спустя я выписала труд Геродота «История в девяти книгах»  и в сносках вступительной статьи кандидата исторических наук И.Е. Сурикова нашла ссылку на книгу нашего преподавателя: «Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993".

И вот теперь тема "Скифы". Геродот посвящает этой теме свою  «Книгу четвертую Мельпомена».  Напишу о некоторых рассказах, которые поразили мое воображение сегодня.

Первая версия прародителя скифов, изложенная Геродотом, связана с именем человека Таргитай, имевшим трех сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший Колаксаис.   В их время с неба стало падать золото.

Интересно, золото падало с неба, горело! Неужто прямо с кузницы ветер принес? Может, упало небесное тело? Метеорит с золотыми жилами?  А когда хотели скрыть вход в золотые копи, рассказывая о птицах, о грифонах, стерегущих  вход в те пещеры, или копи?

Важная для нас деталь: в человеке ценили важный, скажем, божий знак, удачливость, особые внешние данные. Когда старшие братья подходили к золоту, оно возгоралось.
А  младший, Колаксаисон, сумел  взять золото и принести домой. Его-то и признали царем.

Другая версия о родоначальнике скифов – повод для размышлений, для воссоздания картин жизни и образа мышления древних людей. 

Родоначальником скифов стал младший сын (и в первой версии младший сын, сходность сюжета) Геракла по имени Скиф.

Вот как это произошло. Геракл пас коней (кони принадлежали Гериону)  и пришел в необитаемую страну, которую потом и заселили скифы. В одной из пещер он встретил странную женщину: верхняя часть у нее была женская, а нижняя – змеиная. Мифологическое мышление.

Геракл спросил женщину, не видела ли она его заблудившихся коней.
Та сказала, что кони у нее, но отдаст она ему их с условием:
он должен вступить с ней в любовную связь. Геракл согласился.

Женщина-змея медлила отдавать ему коней, стараясь как можно дольше удержать его подле себя. Геракл с удовольствием бы удалился с конями - полюбить женщину он не смог.

И только когда женщина родила троих сыновей, получив тем самым своеобразный милый "выкуп", она  решила отдать коней.  Спросила на прощание: что же ей делать с сыновьями, когда они подрастут: оставить при себе, или отослать ему.

Геракл ответил так: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, посмотри, кто из них сможет натянуть мой лук".

 «Геракл натянул один из своих луков. Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша)  и уехал».

Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом.
Критически настроенный читатель скажет, зачем столь подробный пересказ.
Обратила внимание на интересный сюжет...  Да и немало новых для меня деталей.

Имя давали ребенку не сразу по рождении, а после,  когда проявятся особенности и склонности характера. Интересно, расстояние измеряли днями пешего пути, или плавания. А время - поколениями, беря отсчет от запомнившегося события, порой от имени, простите, завоевателя. Такой вот устный календарь. К слову, побывав в в Анталье(Турция), узнала, что св.Николай, архиепископ Мир Ликийских, умер  6 декабря (343, или 345 год), по языческому календарю в день богини Дианы (Артемиды).  А день рождения святителя Николая людская память не сохранила.

Младшему сыну Геракла, Скифу, удалось справиться  с заданием отца. Он сумел натянуть лук  и остался в стране. От этого Скифа и произошли скифские цари.

Сам же Геродот склоняется к третьей версии: кочевые племена скифов обитали в Азии.

Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы и прибыли в киммерийскую землю. «С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска». Мнения народа и царей разделились, цари были за сражение, а народ - за отступление.
Что произошло далее, не берусь пересказывать, о том любопытный читатель прочитает  у Геродота.

Далее Геродот пишет об эллинских скифах каллипидах, за ними идет племя под названием ализоны и т.д. Земледельцы-скифы занимали область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу — на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену.


*Йоэль Павлович  Вейнберг (1 сентября 1922, Рига - 20 мая 2011, Иерусалим)- латвийский и израильский ученый, востоковед и библеист. Aвтор ряда книг.
Основная работа Й.П. Вейнберга, занимающая важное место в его творчестве:
"Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке сер. 1 тыс. до н. э."
 М., Наука-Восточная литература. 1993.