Майтрея и Шивамурти

Владимир Пяцкий
 
Однажды в царстве Майтреи появился маленький мальчик, который, сидя на лотосе посреди Озера Дхармы, произнёс: "У меня есть три вопроса, на которые я хочу получить ответ. Пусть лучший мудрец этого мира придёт сюда и ответит мне. Если же я не получу ответа на свои вопросы, то я разрушу этот мир своим заклинанием!"
Услышав заносчивые слова ребёнка, боги захотели отшлёпать его. Однако когда они шли по водам озера, желая приблизиться к ребёнку, лотос только отдалялся от них. Тогда боги решили, что это проделки демонов и возмущённо обратились к Царю демонов Кубере, но Кубера только развёл руками и сказал, что этот ребёнок не из его царства. Озадаченные, боги и демоны пришли к Майтрее за советом. Выслушав их, Майтрея улыбнулся и поднялся с сидения. "Я иду ответить на вопросы ребёнка," – сказал Он.
Приблизившись к озеру, Майтрея ласково поприветствовал грозного мальчика, и тотчас же перенёсся на другой лотос, расположенный подле сидения ребёнка. "Каковы твои вопросы, наш добродетельный гость?" – спросил Майтрея.

Мальчик, раздувшись от гордости, важно произнёс: "Как я понял, ты и есть главный мудрец этого мира, иначе бы ты не смог приблизиться ко мне. Я звал тебя, чтобы получить ответ на три вопроса:
1. Почему возникают страдания?
2. Можно ли прекратить страдания?
3. Если страдания можно прекратить, то как это сделать?
И я требую, мудрец, чтобы ты немедленно отвечал, иначе заклинание, которое я проглотил, вырвется наружу и уничтожит весь этот мир!"

Услышав вопросы мальчика, Майтрея ответил: "Конечно, я отвечу. Пока же, чтобы тебя не мучило заклинание, которое ты проглотил, выпей этот эликсир!" Щёлкнув пальцами, Майтрея извлёк из пространства чашу с хрустально чистой водой и дал её ребёнку. Тот отпил и возмутился: "Это же обычная вода!" Тогда Майтрея сказал: "Ты поймёшь чудесные качества этой воды, когда услышишь мои ответы. Слушай внимательно!
Первый твой вопрос – о том, почему возникают страдания. Для того, чтобы узнать это, ты должен понять, какой удачей для тебя является рождение в этом мире. Ты появился на этом лотосе посреди озера Дхармы, родившись сам по себе, а так рождаются либо боги, либо демоны, защитники Учения. Поскольку тебя никто не зовёт здесь по имени, я буду звать тебя Шивамурти (воплощение Шивы). Так вот, Шивамурти, существуют ещё четыре вида рождения, которых ты сумел избежать".
"А каковы эти другие четыре вида рождения?"
"Четыре других вида рождения – это рождение из влажности, рождение в виде бестелесного духа, рождение из яйца и рождение из лона матери. Из них первые три наиболее тягостны, мучительны и бесполезны".
"Расскажи мне о трёх страшных рождениях!"
"Хорошо, Шивамурти. Я рассказываю...
Рождением из влажности называется рождение тех существ, которые возникают в местах гниения: там где есть другие умершие существа или в стоячей воде: там заводятся черви, гнилостная плесень..."
"Разве не лучше было бы, мудрец, чтоб вовсе не было существ, рождённых из влажности?"
"Суди сам, Шивамурти, о своём вопросе: ты говоришь – не было бы лучше без этих существ? Разве твой вопрос не продиктован страхом перед этими существами? Разве не из-за страха перед ними ты ненавидишь их?"
"Да. Они страшны. Поэтому я ненавижу их".
"Скажи мне, хорошо ли быть в страхе?"
"Нет, мудрец. Плохо".
"Так знай, Шивамурти, что если некто действует из состояния ненависти, то он укрепляет в себе страх. Чтобы избавиться от страха, нужно прекратить прежде ненависть. Эти гнилостные существа вначале имеют только рот, который пожирает всё вокруг себя. Поэтому их рождение происходит в ненависти ко всему. Хорошо иметь знание о вреде ненависти – ведь ты, победив её, никогда не родишься таким страшным образом".
"Продолжай, мудрец, пожалуйста".
"Шивамурти, есть существа, рождённые в царстве духов – бестелесные, бездомные, бессильные. Они появляются там, где есть дряхлость ума. Они похожи на призраков тех существ, от дряхлости ума которых они родились. Что такое дряхлость ума, Шивамурти? Это когда человек или другое существо увеличивает свои желания, зависть и жадность.
Иногда духи-страдальцы рождаются ещё при жизни существа с дряхлым умом, как птицы, поселяющиеся в дупле старого дерева. Или же они появляются после смерти дряхлого существа, как облако трухи, поднявшееся от падения дерева. Где бы ни появились такие духи, существа чувствуют тоску и тревогу, у них возникают болезни и слабость, стенания и причитания".
"Как избавиться от таких духов, мудрец? И как мне называть тебя?"
"Друг, меня зовут Майтрея. Ты спрашиваешь: "как избавиться от этих духов?", а как ты думаешь, Шивамурти, что легче – выгонять ветер из комнаты, в которой открыты все двери и окна, или закрыть двери и окна, когда есть сильный ветер?"
"Второе возможно, Майтрея, а первое невозможно".
"Так вот, Шивамурти, изгонять духов – это значит продолжать удерживать их в состоянии борьбы и отчаяния. Они к этому привыкли, отчаяние и борьба возрождают их снова и снова. Это всё равно, что пытаться изгнать ветер из дома, когда в нём открыты окна и двери. Если же мы стараемся пребывать в скромности, радости чужим успехам и щедрости, то наши собственные ненасытность, зависть и жадность исчезнут, а духи успокоятся и станут друзьями Учения. Это подобно тому, как если бы мы закрыли в ветреную погоду двери и окна, и ветер в комнате исчез бы сам собой. Так избегают рождения в образе духа-страдальца".
"А каково рождение из яйца, Майтрея?"
"Есть рождение из яйца – как у птиц, змей, рыб. Яйца эти могут быть твёрдыми или мягкими, малочисленными или многочисленными. Существо, родившееся из яйца, рождается под влиянием гнева, с помощью которого оно разбивает яйцо. Поэтому всё существование такого существа наполнено огорчением и неудовлетворённостью. Из-за этих качеств оно подобно существованию во тьме, даже если существо наделено птичьим зрением. Ведь свет собственного разума скрыт от этих существ следами гнева".
"Возможно, они не чувствуют страдания от слабости света разума, Майтрея. А если они не чувствуют страдания, имеет ли оно для них значение?"
"Нет, дорогой Шивамурти. Не так надлежит размышлять. Думая: "возможно, они не чувствуют страдания от слабости света разума", ты зарождаешь опасное сомнение. Если ты не видишь огорчённости других существ, то не создаёшь ли ты слепоты по отношению к причинам возникновения огорчённости в тебе?"
"Но могу ли я как-либо помочь им в их огорчённости?"
"Конечно, можешь. Знай, Шивамурти, что в кальпу всецелой разумности, первую из кальп, все существа умеют говорить и понимают речь. Если ты зародишь благое устремление спасти всех существ от страданий, то уже сейчас твой ум будет пребывать в этой великой разумности, и все существа, чувствующие твоё присутствие, смогут склониться к благу. Они смогут достичь даже перерождения в мирах Арупа (бесформенных мирах), а затем стать богами, обладающими великим разумом. Поэтому зарождай в себе благое устремление спасти всех существ от страданий, и ты не переродишься в огорчении".
"Это прекрасно и удивительно, Майтрея. Расскажи мне о рождении из материнского лона, и хорошо ли то, что я не родился из лона". 
"Хорошо, Шивамурти, что ты смог выбирать рождаться или не рождаться из лона. Есть два вида рождения из материнского лона – благое и неблагое, и только те могут обрести рождение из благого лона, кто наделён свободой выбора: родиться в земном мире сейчас или позднее, в том или ином месте. Кто наделён свободой выбора, тот способен и отличить благое лоно от неблагого. Неблагим является лоно животных и тех человеческих существ, которые склоняют своё потомство к низменным привычкам и жестоким, ослепляющим мыслям. Благим является лоно женщин, в семье которых есть некто, способный дать пример дружелюбия, преданности, сострадания и уверенности в добродетели. Ребёнок, рождаясь из такого лона, способен сразу обрести связь с Убежищем от страданий. Поэтому выбрать такое лоно могут лишь те, кто искал Убежище от страданий в прошлых воплощениях и нашёл его".
"Я понял, Майтрея, что моё самопроизвольное появление посреди твоего Озера Дхармы является большой удачей. Почему же я так удачлив?"
"Я отвечу тебе и на этот вопрос. Но теперь я хочу ответить на твой первый вопрос: "Почему возникают страдания?""
"Хорошо, Майтрея"
"Ты уже слышал от меня, почему возникают страдания в четырёх видах рождения – из-за развития ненависти; из-за больших желаний, зависти и жадности; из-за потакания гневу; из-за неведения, незнания Убежища от страданий. По этим причинам возникают все страдания в мире. Нет каких-либо долгосрочных страданий, которые возникали бы по другим причинам".
"Ты говоришь о долгосрочных страданиях. А есть ли недолгосрочные страдания?"
"Те страдания, которые, появляясь, проходят сами по себе, или с помощью правильных лекарств, те, которые правильно терпеть, как, например, усталость, которую терпят люди, заботясь о других, незначительные страдания, как, например, страдания от кружащихся мух, или те страдания, которые и не страдания вовсе, а зачастую благо, как, например, неисполнение желаний – все эти виды страданий являются недолгосрочными страданиями".
"Почему они возникают?"
"Они возникают потому, что всякое желание, всякая тяга к существованию и всякое стремление к несуществованию являются страданием, Шивамурти. В силу неведения существа стремятся услаждать свои чувства приятным, они стремятся к новому существованию, или же хотят забвения и смерти. Думая, что они делают нечто, что избавит их от страданий, существа идут навстречу более долговременным страданиям".
"Я понял твой ответ о причинах страданий, Майтрея. Как ты ответишь на мой второй вопрос? Есть ли прекращение страданий?"
"Да, дорогой Шивамурти. Есть прекращение страданий. И чтобы объяснить это, я отвечу на вопрос о причинах твоего удачного рождения в этом мире".
"Хорошо, Майтрея"
"Представь себе, Шивамурти, белку, которая собирает в дупле орехи. В то время, когда лес полон пищи и никто из зверей не страдает от голода, белка множество раз отправляется в путешествие к деревьям, на которых растут орехи, находит подходящий ей орех и несёт его в своё дупло. Много раз проделывая эту работу, она накапливает орехи, которые съедает зимой, когда в лесу нет никакой пищи. Так она остаётся жива. Так ведут себя добродетельные и мудрые существа: когда они счастливы и не испытывают страданий, они используют благоприятную возможность накопить добрые дела и мудрость. В то время, как более легкомысленные существа стараются найти развлечения и получить новые удовольствия, мудрые служат своей Сангхе и очищают ум. После смерти легкомысленные существа должны родиться в том или ином мире страданий, поскольку у них нет достаточных запасов для самовозникновения в теле, состоящем из света. Мудрые же, имея запасы, самопроизвольно возникают в теле из света. Так же возник и ты посреди озера Дхармы. Поэтому, встретив тебя, я поприветствовал тебя, назвав добродетельным гостем.
Теперь посуди сам, Шивамурти: если имея прошлые накопления мудрости и добродетели ты сумел достичь такого прекрасного рождения, которое обретают только боги и демоны, охраняющие Учение, то разве не прекратил ты множество страданий более низких рождений?"
"Да, Майтрея, прекратил."
"А теперь подумай: если ты прекратил наиболее тяжёлые из страданий путём накопления мудрости и добродетели, то разве не очевидно, что ты можешь таким же путём преодолеть и менее тяжкие страдания, которые испытывают боги и защитники Учения?"
"Да, это очевидно, Майтрея. Но каков же этот Путь, о котором ты говоришь как о накоплении мудрости и добродетели?"
"Это твой третий вопрос, Шивамурти. Я отвечу тебе на него кратко:
Не вреди другим существам, не пренебрегай ими, не развивай пороки;
Слушай Учение Пробуждённых мудрецов, размышляй о нём, осуществляй его в поступках;
Знай, что природа ума безбрежна, свободна и чиста".
"Твои ответы превосходны, Учитель. А почему ты назвал простую воду эликсиром?"
"Потому, Шивамурти, что простая вода имеет только один вкус – утоления жажды. Это и есть единственный вкус, который нужен человеку, который хочет пить. Таково же и настоящее Учение – оно имеет единственный вкус – прекращения неведения. Это и есть то, что нужно всем существам".
"Я принимаю Убежище в Тебе и Твоей мудрости, Майтрея! Благодарю Тебя за наставления! Ранее, по ошибке, по неведению, я проглотил ядовитое, разрушительное заклинание. Это было заклинание веры в то, что я лучше и значительнее других существ. Слушая тебя, я понял, что гордое "Я" вело меня лишь к заблуждениям и дурным намерениям. Я чувствую, что гордость прекратила мучить меня. Это "Я" было придумано мной, я же и освободился от него благодаря встрече с Тобой!"
Пусть будет благо!