Пасхальный Пёс

Вероника Богуславская
   Белый-белый собачий силуэт с аппетитными "изюмными" вкраплениями круглых пятнышек застыл поодаль в естественной стойке, совершенно безобидно смотрясь со стороны. Далматин! Ну кто же его не узнает?! Даже во времена моей юности правильно назвать эту бело-пятнистую породу у прохожих получалось почти всегда. Но многие ли знали её характер?

       Памяти любимой "пасхальной" собаки посвящается...
               
                1
        Моя далматинка родилась более 30 лет назад. В той стране, где сейчас гремит СВО... За четыре года до появления этого щенка моим родителям со мной повезло вернуться из крупной азиатской страны – в Россию, к своим корням. Тогда, в годы перестройки, Родина возвращала домой специалистов, трудящихся на благо некогда могучего Союза Советских Социалистических Республик, вдалеке от центра. Благодаря этому мой папа, работающий в ГИПРОМЕЗе, выехал в Россию по вызову Москвы и в считанные дни получил квартиру в одном из городов красивой и славной Белгородской области. Чуть позже он забрал в Старый Оскол и меня с мамой и нашим домашним "мини-зоопарком". Так старый родительский пёс, а также кошка, черепаха и сокол – тоже стали россиянами! Мои родители были очень рады обустроиться на новом месте, особенно потому, что по соседству с нами, на Украине, проживали наши родные...
         Спустя три года жизни в России, я успешно воплотила в реальность свою мечту о собственной собаке, купив великолепную афганку, и вскоре мой папа тоже захотел приобрести себе молодого крепкого питомца, который смог бы его сопровождать в поездках и делах, как это делал раньше его старый пёс, ныне ставший слишком слабым для длительных выходов из дома. В компанию к нашим двум собакам мы на семейном совете решили добавить щенка-суку, и выбирали тогда из относительно новых для России пород, решая, кто это будет: ротвейлер или далматин? Моей семье всегда нравились сильные спортивные собаки, и в идеале – без устрашающей внешности для окружающих людей: мы жили в городе и не хотели пугать соседей. Поэтому в пользу приобретения друга в пятнистой мантии – сыграл именно весёлый несерьёзный окрас далматина. Посчитали, что никто в здравом уме не станет бояться собаки, похожей на праздничную пасху из творога и изюма! Помониторив объявления, решили, что купить щенка проще на Украине. Рядом! Осуществить выбор, покупку и доставку маленькой далматиночки – было поручено мне...
               
                2
         Белым-белым декабрём настал прекрасный день, когда я уже была в соседней стране и разговаривала с семейной парой заводчиков. Они сидели в обнимку со взрослыми далматинами на диване, покрывало которого было сплошь усеяно белоснежными шерстинками, похожими на иголочки. Хозяева собак между тем меня убеждали, что "эта гладкошерстная порода практически не линяет!" В ногах на полу зала играли несколько двухмесячных щенков, похожих на ожившие творожные пасочки с изюмом – глаз не отвести! Понятное дело, что опытного собаковода – шерстью не испугать. Не за куклой же я в Харьков ехала! К тому же, мудрые книги ещё "на берегу" предупредили об обильной линьке у этой породы, и, забегая вперёд, могу сказать, что теперь только этот аспект может остановить меня от того, чтобы снова завести далматина... 
         Среди играющих щенков мне приглянулась самая рослая крепкая девочка, но заводчица, узнав, что малышка поедет жить к двум нашим взрослым собакам, возразила: "Она в стае не уживётся – дюже лютая. Возьмите эту!". И мои руки приняли светлую и нежную некрупную симпатяжку. Придраться к ней я могла только к окрасу – маловато "изюма", и выйдет ли новый? Книги учили, что рождаются далматинчики чисто-белыми, а безупречно круглые пятнышки проявляются постепенно, да и в чём риск? Затемнённый окрас – это брак, порок, а недостаток пятен, если что, мы вполне переживём. Все щенки помёта, как на подбор, были без каких-либо пороков, а ведь их и породных много бывает: от глухоты до частичного или полного голубоглазия. Но раз даже есть возможность взять самую миролюбивую девочку, поверив о её характере заводчице на слово, я была рада вернуться домой с указанной крохой. По рукам!
         Вечером того же дня я отбыла с ней поездом в Россию.
               
                3
         Маленькая далматиночка, сплошь покрытая премилыми детскими складочками, дорогу перенесла великолепно. Очаровав своим "пасхальным" окрасом попутчиков по купе, она никого ничем не потревожила до самого утра. Но меня волновало одно: как по приезду примет незнакомого щенка моя годовалая афганка?..
        "Хозяйка, ты не зря уезжала!",– так и читалось на счастливом "лице" восточной борзой, с ликованием встретившей нас с дороги, словно наконец-то дождалась себе в подарок по-настоящему живую игрушку! А белоснежная кроха в чёрный "изюм" сходу ответила афганке взаимностью, будто встретившись с доброй родственницей. Так две темпераментные собачьи души удачно нашли друг друга, и нашу квартиру с этого дня заполнило веселье двух хвостатых подруг. У них поначалу не было никаких споров, и афганка даже не серчала, что её богатая коллекция пищащих резиновых игрушек методично уничтожалась щенком. Моя семья нарадоваться не могла на их идиллию. А вот со старым родительским псом у щенка сразу родились тёрки. Не сыграла в плюс даже их разнополость. Старик рычал – малышка кидалась. Разбитому старостью псу – нафиг не были нужны игры и беготня, и хотя комнат, чтобы разойтись, хватало, но встретившись со щенком в том же коридоре, дряхлый пёс предупредительно рычал, а это было ошибкой. Гордая малышка тут же злобно висла на его боку, как прищепка! При таком противостоянии рык стоял на весь дом, но благородный пёс, слава богу, не отвечал зубами, и позволял мне снять и увести от него неразумного щенка.
         Сидя на карантине, и оставаясь дома без нас, далматиночка продемонстрировала свои разрушительные таланты – она страдала двумя интересами: опрокидывала поилку, плескаясь, и методично разрушала остов кресла, отданного собакам под одно из мест. Миску с водой мне пришлось заменить на небольшую кастрюльку, чтобы за ручки привязывать её к гвоздям в деревянном плинтусе, а кресло нам даже пришлось потом выбросить, как неподлежащее восстановлению "после бобра". Но вскоре стало ещё веселее – напомнила о себе древнейшая рабочая практика породы: далматины в своей истории были травильными собаками на охоте, защищали в дороге от разбойников конные экипажи, охраняли покои римских пап, участвовали в инквизиции и войнах. Эти псы никогда не были няшками, и мы быстро столкнулись с ярким проявлением охранного инстинкта у ещё крохотной, но решительно настроенной далматинки. Она упрямо стала объявлять своей собственностью любой предмет в поле своей досягаемости, и поэтому нам частенько приходилось терпеливо объяснять серьёзной малышке, что ни игрушки, ни обувь, ни диван – от хозяев охранять нельзя. Постепенно она выучила наше требование, но продолжила упражняться в охране миски, игрушек – на афганке. А так как авторитетов у пятнистой крохи не существовало, и она при случае висла прищепкой на ушах восточной красавицы, то не раздай мы вовремя из дома все косточки и мячики, терпение у афганки могло бы скоро закончиться.
         Белую бестию мы решили окрестить Маркизой. Хотя кошачья кличка – разве могла смягчить характер щенка? Требовалось воспитание. А тут, как назло, заболели мои родители...
               
                4
         Холодное время года, какая-то инфекция, и мои папа с мамой попали в больницу. Нежданно управляться с тремя собаками осталась я одна... И практически сразу, на одной из первых прогулок в парке, чуть не случилось непоправимое – на нашу маленькую далматиночку напала безповодковая щенная доберманка! Возникнув как из-под земли, она схватила щенка поперёк тела и стала резко болтать им над головой, как тряпичной куклой! Маркиза при этом не издавала ни звука. У меня пульсировала мысль: жива или мёртва??! Подбежавшие парни, хозяева доберманки, заставили её опустить моего щенка на землю, и разжали агрессорше челюсти. Освободившись, раненая далматиночка тут же собралась идти на взрослую обидчицу в атаку – мстить!
         Следующее происшествие с папиным щенком было ещё страшнее предыдущего: малышка прямо на моих глазах молниеносно лизнула в траве какой-то паштет, и потом мы с моей знакомой несколько часов подряд спасали Маркизу от отравления! В начале 90-х с ветеринарами было напряжно, и в форс-мажорных обстоятельствах дружные собаководы зачастую обходились своими силами. Мы все умели ставить уколы, вызывать рвоту, останавливать кровотечения. Дрессировкой своих собак тогда тоже все занимались очень ответственно, и случай с ядом показал, что откладывать её никак нельзя...
         Маркиза сразу очень легко поддалась обучению основным навыкам общего курса дрессировки, т.к. у меня была возможность применять и подражательный метод – уже обученная афганка очень помогала щенку своим примером. Собственно, результат быстро превзошёл мои ожидания от новой для меня породы, т.к. вскоре в моих руках был абсолютно послушный щенок! Малышка явно признавала за мной лидерство и всячески старалась произвести впечатление. Однажды я размораживала холодильник и по недосмотру оставила открытой кухню с выставленными на табуретках сырым мясом, сыром, маслом, а сама ушла, и на пару часов наши четвероногие были оставлены в квартире одни. Какова же была моя неподдельная радость, когда я все съестные запасы застала в целости и сохранности – маленькая далматиночка, обливаясь слюной, не позволила ни себе, ни другим хвостатым даже лизнуть дразнящие запахами продукты! Конечно же, за терпение щенок был щедро вознаграждён, а эта необыкновенная история обошла всех наших знакомых, ведь Маркизе тогда было только четыре месяца!
        Также с самого раннего детства в нашей любимице проявилась удивительная чистоплотность, свойственная всей породе: в минуты отдыха Маркиза бесконечно долго вылизывала, словно кошка, свою и без того белоснежную в чёрный "изюм" мантию. А о лужах в квартире я забыла ещё до четырёхмесячного возраста щенка, даже не успев начать за них ругать.
               
                5
         Наконец-то вернулись из больницы мои родители, но в жизнь нашего наипослушнейшего щенка практически одновременно с этим нагрянули неприятности: однажды обычное ясное утро омрачилось апатией и дрожью нашей пятнистой малышки – Маркиза заболела... В доме, уже привыкшем к собачьему гаму, потянулись долгие тревожные дни, заполненные лечебными процедурами и хлопотами над ослабшими далматиночкой и афганкой – неразлучные подруги и в болезни оказались солидарны. Диагноз "энтерит" – тогда звучал, как приговор. Теперь не раз у меня и родителей мелькали пожелания отдать в жертву щенячьим зубкам любые вещи, лишь бы снова безмолвие квартиры заполнилось беготнёй и шумом наших питомцев. И вскоре эти надежды сбылись: ночью все были разбужены какой-то суетой, доносившейся из комнаты с четвероногими больными. Окрепшие телом любимицы даже не сразу заметили наше появление на пороге, ведь они, безусловно, были очень заняты: посреди хозяйской кровати, высоко вскидывая пушистые лапы, прыгала с тряпкой в пасти юная афганка, а на конце "флага" болтался впившийся зубами далматин. Ну, прямо две революционерки на баррикадах!.. С тех пор дружба между Маркизой и афганкой ещё более крепла, а от болезни осталась на память деформированная металлическая пилочка для открывания ампул, которую маленькая Маркиза своими детскими, но уже мощнеющими челюстями превратила в жевательный шарик. "Нет уколам!",– прозвучало в сладком чавканье пятимесячного "бунтовщика".
        Мой папа в тот период был несколько озадачен игнорированием щенком его, как хозяина. Несколько месяцев отсутствия дома – не прошли бесследно: Маркиза бесповоротно выбрала в хозяйки меня, не замечая никого больше вокруг. А меня  сильно огорчал пропущенный младенческий период потому, что тогда легче всего можно было приучить щенка к поездкам в автомобиле. Теперь же Маркизу сразу тошнило, и понадобилось около двух месяцев ежевечерне с ней ставить в гараж папину машину, чтобы вестибулярный аппарат щенка адаптировался для начала хотя бы к коротким поездкам. Но и здесь была дополнительная польза от пеших прогулок из гаража домой – маленькая Маркиза научилась спокойно, без истерик, проходить мимо лающих стай, живущих на территории гаражных кооперативов.
        Я же, наученная болезнью питомцев, стала устраивать для своих хвостатых подруг лесные прогулки за городом, на которых мои воспитанницы крепли и взрослели. Далматиночке пошла на пользу моя игра с ней в прятки за деревьями, и она теперь всегда старалась держать меня в поле зрения, учась с младых когтей быть внимательной к обстановке. А проявление любой агрессии к случайным прохожим и лыжникам, я на взлёте пресекала командой "нельзя" и последующим резким рывком поводка, не желая получить маленького неуправляемого монстра, т.к. силы и самоуверенности в Маркизе всегда было с избытком. Особенно серьёзно относиться к воспитанию далматинки меня заставлял её высокий болевой порог: попадая в зубы к агрессивным собакам, а также получая случайные глубокие порезы лап на прогулках, Маркиза не только даже не пыталась хромать, но и подвергаясь потом безанестезийному зашиванию этих ран у хирурга (мой поклон Николаю Анатольевичу М.) – не издавала ни ползвука!.. По этой же причине на неё абсолютно не действовал парфорс – Маркиза на нём могла тянуть, как бульдозер! Вместо ошейника при обучении я использовала узкую рывковую цепочку в одно звено (не удавку).
       ... Однако, и моя практика, и знания, и книги о породе говорили, что с серьёзными собаками желательно договариваться только по-хорошему, без физического принуждения. Жёсткость механического метода дрессировки, сообщали породники, к далматинам не приемлема. Ничего удивительного: этих красивых собак в истории люди использовали отнюдь не для украшения жизни, а для охоты, в том числе на крупных животных, для охраны почтовых карет, знати, покоев римских пап, в боях, для службы в армии. Им даже долго коротко купировали уши, чтобы не страдали в схватках... Робкие, негодные для таких служб собаки, в разведении не использовались. А бесстрашную собаку – попробуй сломи! Да и зачем, раз она своя?..
        Но я и не любитель наказывать собак. Щенков – тем более. Лучше продумаю всё до мелочей, убирая из доступных мест важные мне вещи, чем лишний раз буду ссориться со своим маленьким зверем, ругаясь. Но какие-то досадные оплошности всё равно с растущей далматиночкой происходили – то я книгу/пластинку/записную книжку не досчитаюсь, то с нашего старого пса снова сниму белую зубастую бестию. Вообщем, временами я Маркизу ругала. Интересно, что афганка тут же активно вставала на мою сторону: хватала свою любимую пятнистую подружку за шею и трепала. Маркиза, на удивление, сносила это, как должное. А вот афганку мне ругать было нельзя: тут же щенок рыком вставал на её защиту! Удивительные отношения...
        Однако, как мы ни дружили, но всё же и к моей творожно-изюмной красавице неумалимо подкрался возраст, когда четвероногие многих пород пытаются взять власть над двуногими...
               
                6
        Белое-белое платье невесты ослепляло красотою весенний парк – на улице гуляла свадьба. Молодые, заметив моих собак, попросились сфотографироваться рядом с ними на память. В щенке я была абсолютно уверена, а вот афганка – дама серьёзная: год, как ночами служит в охране. О чём я и сказала, но случилось всё ровно наоборот! Моя обычно суровая к чужакам афганка, как заправская фотомодель, премило позировала рядом со мной фотографу, украшая свадьбу, а полугодовалая далматиночка, совершенно забыв о послушании, заливалась в камеру недовольным лаем – невозможно заткнуть! Мне было стыдно за неожиданно неуправляемого щенка... который ещё вчера безупречно слушался!
        Пришло время, когда то и дело между мной и подрастающей далматинкой стали вспыхивать разногласия. Естественно, я всегда старалась оставаться на высоте Главного в "стае". Афганка, если присутствовала, продолжала активно поддерживать мою сторону, без промедления устраивая трёпку своей младшей подруге, но длительного результата это не приносило. Взрослеющая Маркиза подчинялась своей старшей подруге явно не из страха, а как-то "по-родственному" что ли, как к замечанию от важного члена Своей стаи, но людей, как сложный подросток, она уважать теперь не желала...
        В Клубе Собаководства, куда меня пригласили работать, каких только советов не раздавали мои соратники по цеху. В секции далматинов в то время было три молодых собаки, и все практически одновременно вошли в "трудный" возраст. У рядовых владельцев встал вопрос: что дальше делать с характером этой новой для нашего города породы? Один из частых советов, что некоторые горе-кинологи давали при мне: хвостатого неслуха надо поднять за шкирку, и трясти, как котёнка (зачёркнуто) подсосного щенка. Английских кокер спаниелей, дескать, это очень вразумляет, а в начале 90-х они, действительно, кусались, как черти. Но я для себя стояла на своём: моей далматинке этот возраст надо перерасти, а мне при этом продолжать с ней заниматься дрессировкой, мягко и планомерно, например, контрастным методом. Сложность была только в том, что когда Маркизка становилась чем-то сильно перевозбуждена – до неё безопасней было не касаться, но ведь и нельзя дать собаке даже хотя бы заподозрить, что ты пасуешь!..
        Череду выверенных уроков нарушил его величество случай. Мне позвонили домой из Клуба Собаководства, предупредив, что отправили ко мне девушку Н., желающую присмотреться к породе "далматин" – лично, на примере моей собаки. Попросили принять гостью. Руководству – не откажешь. Жду. Телефоны в квартирах тогда были стационарные, проводные, с массивными ручками. Наш стоял на уровне груди на полочке в коридоре, как раз напротив входной двери.
         В обозначенное время приходит милая девушка. Приятная – приветливая, высокая. Далматинка встречает её со мной в коридоре – всё, как положено. Приглашаю гостью пройти в зал, она проходит. За ней следом туда же идёт Маркиза, и направляюсь я. И тут звонит телефон! За моей спиной, я же уже почти вошла в комнату. Оборачиваюсь, ведь надо ответить на звонок, а собака то уже в помещении с гостьей! Мелькает мысль: "Вдруг девушка решит без меня какую-нибудь книгу в руки с мебельной стенки взять – ей же от щенка не поздоровится?!". Из коридора громко командую Маркизе: "Выйди!", – и снимаю трубку... И тут боковым зрением успеваю заметить – с порога зала мне в голову прыгает моя собака!
               
                7
         Грозной стрелой, как в замедленной киносъёмке, мне в лицо летела моя повзрослевшая далматинка! Я стояла с телефонной трубкой у уха, и благо тогда они у стационарных аппаратов были массивные, а то современным смартфоном я бы отбиться не смогла от щенка, весом уже не меньше двадцати килограммов. Свою питомицу в прыжке я удачно отбила от лица рукой с телефонной трубкой. Собачий клык всё же успел зацепить золотую серьгу в моём ухе, надрывая плоть. Но в последний момент застёжка каким-то чудом всё же расстегнулась, серьга упала, а из надорванной мочки хлынула кровь. Сбитая в полёте Маркиза, недружелюбно озираясь, словно чужая, неспешно проследовала в мою спальню, недовольно опустив хвост, а гостья поспешила за мной в ванну – помочь остановить кровотечение. Почему-то крови было несоразмерно больше, чем тяжесть моей травмы – всё обошлось лишь надорванной мочкой уха. Но надо ли говорить, что молодая девушка, став свидетельницей этого ЧП, о собственном далматине сразу мечтать перестала? Зато она "заболела" афганами, и я знаю, что и сейчас наша гостья держит восточную борзую, живя в Воронеже.   
        ...Причину нападения далматинки я поняла сразу: я слишком грубо осекла молодую гордую собаку, разгорячённую присутствием чужого человека. Ни дать, ни взять – уверовавший в свои силы подросток решил дерзнуть на родителя!
         Гражданские специалисты любительского Клуба Собаководства, как всегда, предлагали всё более изощрённые способы ломки собачьего характера: животное, нацеленное на борьбу, они советовали привязывать к батарее и лупить, или долго трясти за шкирку, либо размазать своей массой по полу, удерживая "до успокоения". И эти люди словно сами верили, что мордобоем можно заслужить пёсью преданность и любовь! Одна владелица молодой далматинки московских кровей, как потом выяснится, им поверила. А я, естественно, пошла иным путём. В конце концов, в армии никто казённых собак не лупит, а ведь они тоже бывают там горячими. Служебные кинологи обязаны знать, что сломленный пёс – сможет потом "работать" только, как трус. То есть для службы – никак. А несломленный и сильный духом, но обозлённый своим же дрессировщиком, будет для обидчика просто опасен, регулярно пытаясь подняться над дураком-человеком. Не всех же собак можно сломить! И выход тогда один: таким собакам в армии меняют дрессировщика.
        О разных собачьих характерах несколько месяцев назад я уже образно писала – в мини-рассказе "Собаки, как продукты".  Среди людей невероятно много неучей, верящих в волшебную "силу и пользу пенделя" для собак. Это ровно до того момента, пока "гении битья" лично не нарвутся на "волшебный клык", о чём мы все иногда читаем в криминальной хронике. Но даже качая мышцы на "беззубых" не шибко злобных собачках, коих, возможно, действительно, большинство, своими жестокими наказаниями неразумные двуногие только разрушают уже наработанные контакты со своими животными. И среди дрессировщиков, и в среде детских педагогов – садисты недопустимы! А кто думает иначе – сам опасен для общества. Например, девушку, получившую "добрый совет" в нашем Клубе Собаководства – потрясти за шкирку свою юную далматинку, чуть старше возраста моей Маркизы, после такой практики увезли в травмпункт на "Скорой помощи". Молодая владелица, доверившаяся идиотскому совету, по-итогу получила больничный из-за множественных покусов плеча и предплечий, и необходимость переустройства в другие руки своей красивой, но совсем неласковой собаки. ...Хорошо хоть не усыпили ту знакомую мне далматинку из 90-х, как в случае, что я недавно читала на Дзене, блин. Об ошибках неграмотных собаководов можно сказать, что зачастую "для удаления перхоти – они используют гильотину"! И мало кто вообще понимает, что между двумя модными крайностями – заискиванием перед псом либо подавлением его личности, есть огромное пространство – классическая дрессировка! А всякие современные однобокие эксперименты – давно прописаны кровью в теории дрессировки собак, как ошибки.
        ...С Маркизой я уповала на свои знания и опыт, да и отступать было некуда: ни забитая, ни безумная собака – моей семье была не нужна. Нам требовался обыкновенный четвероногий друг – преданный и любящий, бесстрашный, но безоговорочно добрый к своей семье. Важно было, чтобы домашние могли не опасаться нашу далматинку: поворачиваться к ней спиной, лезть в её миску, трогать пасть, да хоть пустить на постель. Вообщем, всем хотелось в будущем не напрягаться, общаясь со взрослой Маркизой. Я знала, что даже после того, как мне эта собака "пустила кровь", терпеливое и грамотное воспитание постепенно даст положительные плоды, ведь мы с ней друг другу – не враги. Но то, что добрый исход не за горами, а совсем близок – не ведала даже я...
               
                8
        Новый конфликт не заставил себя долго ждать. Я шла по своей спальне, когда резко и неожиданно, как чёртик из табакерки, злобно окрысилась на меня из под кресла Маркиза. Откладывать решение проблемы было уже некуда, и прикрыв дверь в комнату, чтобы афганка не ввязалась в наш конфликт, я вернулась к укрытию дерзкого подростка. Семимесячная далматинка рычала, как десять ротвейлеров, изо всех сил давая понять, что она мне не рада. Казалось, что именно надёжное укрытие придавало юной злюке особенную решимость, и мне ничего не оставалось, как медленно и аккуратно приподнять над Маркизой кресло, и отставить в сторону. Рык стал просто захлёбывающимся, как будто явленный свету щенок ожидал от меня казни, как загнанный зверёныш... Стараясь не делать резких движений, я осторожно присела перед питомицей и тихо-тихо пристыдила: "Я тебя люблю, а ты скалишься, и т.пр.". Обычно я вообще не разговаривала со своими собаками, отдавая только команды, а тут вдруг интуитивно из меня для Маркизы полилась целая речь, хоть и почти шёпотом. Профессионалы бы тут сказали: "Незачем собаке слушать "белый шум"!" Но результат превзошёл все мои ожидания: далматинка, словно не желая пропустить мои слова, стала тише и тише рычать! Постепенно рык совсем смолк – собака явно прислушивалась, а страсти поутихли. Я ещё несколько минут продолжала очень тихим голосом рассказывать Маркизе, как я ценю нашу дружбу и т.пр., а потом так же безупречно аккуратно, без резких движений и рук, я встала и вышла из комнаты, не закрывая дверь, оставив хвостатого подростка на месте.
        Моя успокаивающая лекция сотворила какое-то волшебство!!! С тех пор умная Маркиза никогда в жизни больше не пыталась даже рыкнуть на меня или членов нашей семьи! Быстрая перемена характера была просто разительной, будто Маркизку подменили на героиню Диснеевского мультфильма – сплошное дружелюбие и покорность ко всем домашним. Естественно, я об этом необыкновенном преображении нашей собаки рассказывала потом всем знакомым собаководам, ничего не скрывая! Мало того, эту историю я несколько раз поведала прессе – в телепередачах и газетных статьях в конце 90-х годов. Мой художественный рассказ о Маркизе, с несколько упрощённым сюжетом, даже выиграл в областном литературном конкурсе "Портрет друга", который проводила в течении года белгородская газета "Зебра". А вырезку этой статьи я отослала с бумажным письмом уважаемому породнику Ирине Петраковой. Вообщем, мои знакомые давно знают, как добрый хозяин может справиться со злобным питомцем без применения силы. Притом – мгновенно, если сам владелец собаку воспитывал, но не обижал!
        ...Маркиза прожила в нашей семье интересную жизнь, никогда больше ничем домашних не огорчая. Ежегодно приезжающие к нам на каникулы племянники, младшие школьники, сразу попадали под бдительную и внимательную Маркизкину защиту. Тут уже приходилось следить, чтобы хвостатая охранница не переусердствовала в целях достижения безопасности своих маленьких друзей. Защищая своих людей – она была совершенно бесстрашна, и смело могла атаковать хоть толпу, не стесняясь применять зубы. ...Без видимой причины Маркиза кинулась на человека только раз – людям не понять, как собаки определяют зло: через пару месяцев этого мужчину задержали за тяжкое преступление.
        Надо сказать, что специальной дрессировкой, типа защиты, с Маркизой мы никогда не занимались – нам было с лихвой достаточно её породных и природных данных. А второе "покушение" на меня у далматинки получилось по нелепой случайности: гуляя на улице с нашей семьёй без поводка, она так обрадовалась встрече со мной, что в порыве чувств, ласкаясь, неожиданно ударила меня лапами в грудь, в один миг опрокинув навзничь в весеннюю грязь. Сторонние свидетели говорят, что я упала, не сгибаясь, как от пули, но мне явно повезло, т.к. мой затылок оказался в каких-то считанных спасительных сантиметрах от бетонного бордюра. Далматинка происшедшего испугалась не меньше людей – с "места преступления" её как ветром сдуло, и уже поодаль она делала вид, что давно там гуляет.
               
                9
        Маркизе было полтора года, когда не стало папиного старого пса, а моя афганочка обзавелась потомством. Поистине сильный материнский инстинкт разбушевался у впечатлительной далматинки! Даже не страдая ложной щенностью, наша младшая собака извелась по поводу рождения в семье афганчиков. Забывая о еде и прогулках, она оповещала всю округу рыданиями типа: "О-О-чень спешу! В до-о-ме ДЕ-Е-Е-ТИ!". Шести афганчикам на роду было написано вырасти с двумя мамашами – Маркиза абсолютно всё, кроме кормления, делала как родная мать малышей: и грела, и облизывала, и охраняла. Зато мне было труднее всего, ведь приходилось следить, чтобы между хвостатыми дамами не произошло ревнивой склоки, когда есть опасность щенкам быть затоптанными. И всё-таки однажды у афганки сдали нервы и такая ссора случилась прямо в "гнезде", и как все остались целыми – одному богу известно! В дальнейшем Маркиза безупречно меня слушалась, боясь быть удалённой от афганского семейства. Как-то, уходя, я для кормящей матери оставила молочную кашу, наказав лакомке-Маркизе её не есть. Вернувшись через несколько часов, я застала злую голодную афганку и вымотанную ответственностью Маркизу, охраняющую уже подёрнутую плёнкой молочную еду. Досадно, но я совсем забыла сказать далматинке, что есть из миски нельзя только ей...
         К подрастающим щенкам матери-афганки продолжала в вольер заходить Маркиза, каждого подолгу лаская и облизывая. Оставленная нами из этого помёта девочка, и годы спустя, так и воспринималась Маркизой, как собственное дитя. Притом, и сама молодая афганка была не меньше уверена в прямом родстве с нашей далматинкой, и платила пятнистой красавице ответной трогательной привязанностью. Это же повторилось и с другими поколениями наших восточных борзых. Маркиза стала белым ангелом нашей семьи, опекая и нас, и своих длинношерстных подруг, с которыми на прогулках могла легко поддержать коллективную охоту на крупных агрессивных чужаков. А дома далматиночка была исключительно доброй и ласковой – второй мамой нашим молодым афганам, и нежной нянькой моим племянникам. Мы никогда не боялись оставлять наших детей наедине с нею.
        ...Без стаи Маркиза с чужими собаками держалась ровно, никого не лезла обижать первой. Могла играть. Мало того, как и наши афганки, она спокойно сносила глупый лай и рык пустобрёхов, и даже не реагировала на пощипывания особо задиристых безповодковых мелкашей. Видимо, свои нервы она "прокачала" ещё в детстве – с дворнягами на вечерних гаражах. На прогулках наша красавица всегда была сдержанной, терпеливой. Правда, до первой крови от чужих крупных зубов! Оставлять настоящие дырки в своей пятнистой мантии – Маркиза не позволяла никому, и тогда со стороны всегда казалось, что она получает удовольствие, срываясь в неистовую драку. Поражений она не знала, кто бы ей ни противостоял...
         Мне очень повезло, что Маркиза умела дружить с животными нашей семьи, никого теперь не обижая. И даже когда у нашей далматиночки были собственные щенки, и потом, никак не менялось её поведение: Маркиза со всеми домашними оставалась предельно миролюбивой и послушной. А совсем ещё маленькие её щенки-далматинчики – были все, как на подбор, забияки. Также, как и их мать в детстве, охраняли от незнакомых людей все предметы, до каких гости касались, легко пуская кровь из чужих рук и ног своми молочными острыми зубками. Продавая щенков, я всех владельцев снабдила пошаговыми инструкциями, как из юных "бандитов" без физического принуждения сделать благородных аристократов. Претензий от их хозяев потом не поступало – все прямые потомки Маркизы выросли воспитанными и умными собаками, приятными не только своим пасхальным "творожно-изюмным" окрасом, но и управляемым характером.
               
                10
        Как и у всех полноценно развитых собак, самой главной ценностью для Маркизы был её человек. Не за руки, которые кормят и защищают от бед, не за игры, в которых есть мяч, а за душу – одну на двоих. Не знаю, сталкивались ли Вы с этим, или нет?
        Через расстояние и время собака способна любить одного человека. Который её понимал. Никому не пожелаю расставаться с любимцами при жизни, отрывая часть души. Знаете, я даже не плачу при своих собаках, чтобы не травмировать их. Это очеловечивание, Вы считаете? Нет, это, возможно, у чьих-то животных – одни инстинкты, а мне по жизни все как-то с душами попадались...
         Маркиза с детства доказывала, что не хочет оставаться в стороне от семейных событий. Мои домашние не раз убеждались, что даже на даче привязывать компанейскую любимицу нельзя – она без промедления перегрызёт любую привязь, и снова составит нам компанию. Но одним весенним днём наша пятнистая красавица, запертая на втором этаже дачного дома, постаралась превзойти саму себя. Услышав, что к участку навестить родителей подъехали мы с мужем, далматинка решила выйти к нам на встречу самостоятельно. Решительным ударом лап она распахнула окно, вырвав щеколду, и без промедления ринулась вниз...с пятиметровой высоты! Мою семью в этот момент от ужаса чуть не хватил массовый инфаркт, но белобрысая каскадёрка, плавно соскользнув на землю, даже не обратила внимания на затянувшуюся тишину, и активно занялась приветствием приехавших "родственников". Кстати, а мы с мужем никогда в карманах не держали лакомства для встреч. По-моему, такие умные животные ждут прежде всего любви! Поэтому клетки, вольеры, будки или отдельного помещения лично у меня для моих собак – нет. По-секрету говоря, при двух нынешних собаках у меня даже межкомнатных дверей в моей квартире – не существует. А когда были – не запирались. Зачем они?..
         Знаете, на выставках собак, а Маркиза была в своё время на них в разных городах, сейчас держат даже крупных собак – в клетках. Зачастую – в маленьких и тесных. Хвостатые заключённые сидят в них, как узники в карцере, порой не имея возможности даже встать во весь рост, или лёжа вытянуть лапы. В самолёт при таких размерах клеток, как я сейчас вижу на официальных выставках, собаку в полёт не возьмут. А у некоторых и бульдоги сидят до ринга – в душных мини-палатках. В помещении, да, где проводятся ринги.
         Что-то не так стало с собаками??? Или с людьми??! Раньше положишь питомцу коврик, дашь воду, и лично я своих собак, включая афганов, даже не привязывала на выставках. Они лежали в указанном месте и знали, что хозяин обязательно за ними придёт. И не брехали. А как же иначе? Оказывается, можно. Теперь повсюду вижу клетки! А ведь больше всего, по-моему, очеловечивает собак тот, кто их не дрессирует. Никак. Но дипломы, возможно, имеет. Сейчас эксперты и судьи смотрят на кинологических мероприятиях – диких зверей что ли, да или нет? А почему тогда их достают перед рингом из клеток? Так это современные собаки потеряли навыки к дрессировке, или люди растеряли свои таланты учить домашних зверей?Домашних или клеточных? Кто от кого спрятался за решётку в нынешних историях про собак и людей?..               
 
                11
         21 век, и весна на дворе. Не важно – холодная или тёплая, это не руки. Православные совсем недавно отмечали светлую Пасху. А вчера вся планета смотрела, как в России проходил торжественный праздничный Парад, посвящённый 79-ой годовщине Победы СССР в Великой Отечественной Войне над фашистской Германией. А я уже больше четверти века, как публично описывала возможность воспитывать собак без подавления воли. Потому, что сама это практикую.
         А что происходит в Интернет-пространстве? Зимой море зрителей наблюдало, как в Саратове одна дама-блогер, имеющая корочку кинолога, истязала чужого добермана, отданного ей "для перевоспитания". Кто-то об этой садистке написал слепым правоохранителям??? Заводчица этого добермана, помню, подать заявление грозилась... А советы от горе-дрессировщиков, замечу, стали ещё жёстче, чем в 90-х годах. Пишут публично, что, дескать, подвешивать собаку надо, а не только держать сутками голодной, забитой кнутом и ЭШО, в наморднике под дамской ножкой садистки. Не знаю, может в кинологических темах сейчас в советчиках БДСМ-щики ходят, а не кинологи??? Так что они от собаки хотят, нагрузив её до отказа внутренними отвлекающими раздражителями (голод, холод, боль, измождение), которые дают стойкое торможение не только условных, но и безусловных рефлексов? Или это публичный цирк теперь такой – расправа над беззащитным созданием??? Так может фашизм по отношению к собакам тоже пора искоренять? Или рано, вы считаете?
         Недобрые люди-человеки, собаки не заслужили таких судеб, как вышеописанный затравленный доберман! Псы на Земле появились человечеству в помощь, а не во вред! А тем, кто не может содержать собак, как друзей, зачем вообще заводить свои тюрьмы и пыточные???
          ...Давайте уже трезветь от злобы! Посвятите этот год отказу от рукоприкладства, чтобы отметить 80-летие великой Победы уже точно не как фашисты для собственных собак! Не обижал русский воин своих друзей и слабых – никогда!!! ...Простят ли вас, люди, те собаки, которых вы прессовали? Не знаю. Но пробовать – стОит! Дикое и безграмотное Средневековье – пора искоренять навсегда!
         Добрые люди, когда вы снова будете в светлый праздник Пасхи есть пасхи и куличи с вкраплениями изюма, как пятнышки в окрасе далматина, то вспомните о Маркизе – собаке, пустившей кровь своей хозяйке, но в один миг ставшей доброй – без унижения, без клетки, без боли, без насилия... И расскажите другим.

               
                Эпилог.

         Белый-белый современный мирный российский город под синим-синим небом...безумные фашисты в любой момент могут снова опалить беспощадной бомбёжкой! Что они сейчас и делают, даже в праздники, как было ещё во времена Великой Отечественной Войны. Чего они от нас добиваются? Любви?
         ...Белла-Бона Маркиза из Хар прожила в нашей семье длинную и насыщенную жизнь. Её окружали только друзья, и никто из них никогда не посмел поднять на неё руку. 


10.05.2024г. Вероника Богуславская.
Автор фото: Вероника Богуславская.