Русские классические балеты в США

Михаил Ошеров
Русские классические балеты в США.

Я недавно посмотрел американский фильм 2016-го года "Щелкунчик" Холлмарковской серии про Рождество. Фильм - очень хороший, интрига связана с постановкой новогоднего балета "Щелкунчик" и так далее. Как в любом фильме про театр (и балет тут не исключение), одна из основных интриг - распределение ролей, кто какую роль будет играть, кто какую партию будет исполнять. Я не очень помнил либретто балета, и решил поискать в интернете. Нашел много интересного про этот балет и про русский классический балет в США вообще.

Если в России и в СССР и снова в России классические балеты типа "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и так далее были и остаются фактически незыблемыми, без каких-либо переделок, изменения музыки, партий артистов и так далее, то на западе и в основном, в США, все эти балеты оказались изрядно видоизменены и искромсаны. Вносились изменения в музыку (бедный Чайковский, наверное, переворачивался в гробу), в либретто и в собственно в балетные партии.

Меня заинтерсовали причины этого, я стал читать дальше. Одну из основных ролей в переделке русских классических балетов сыграли три волны русских эмигрантов - сначала дягилевский балет, потом Рудольф Нуриев, потом - Михаил Барышников. После чтения различных мемуаров выяснилось, что это было не связано скаким-либо иным вИдением этих балетных спектаклей, а с очень банальной причиной - рядовые американские артисты балета и звезды просто технически не могли исполнять сложнейшие партии русских классических балетных постановок, и поэтому их адаптировали - по-американски - выкидывали сложные па и так далее. Вот и вся "гениальность" Нуриева и Барышникова - они просто искромсали и упростили русские классические балеты для того, чтобы их можно было ставить не только в России, но и в США и в Европе ...