Борис Пастернак. Часть четвертая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2024/05/10/441

В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. В 1934 г. был принят в Союз писателей СССР. С 1936 г. преимущественно проживал и работал на даче в поселке Переделкино.

Любовь  Бориса  Пастернака   к  Зинаиде  Нейгауз   зародилась  не  сразу.
 
Талантливый,  виртуозный  пианист Генрих Нейгауз приехал  в  Москву  из  Киева,  вскоре  к  нему  приехала  жена  Зинаида,  красавица  -  полуитальянка   по  матери,  с  матовой  кожей  и   огромными  карими  глазами.  В  Москве  у  них  родились  сыновья.  Жили  они  душа  в  душу,  часто  вместе  играли  на  пианино  в  четыре  руки.

Зинаиде  стихи  Пастернака  не  нравились, но она  обратила  внимание  на  его  внешность, ей  понравились  его  горящие  глаза.   Как-то, будучи  в  гостях  у  Пастернака,  Зинаида  заметила, что  жена  часто  резко  спорит  с  мужем, одергивает  его, что  он  не  ухожен, но  она  так  же  понимала,  что проигрывает   Евгении  в  плане  личности.  Да,  и  друзья  говорили, что  Евгения  была   по  мерке  Пастернаку, а  Зинаида  была  несравненно  меньшего  калибра.   

Пастернак  влюбился  сразу,  сильно  и  мучительно, он  понимал,  что  его  любовь  губительна,  но  ничего  не  мог  с  собой  поделать, ведь какое-то время Борис Пастернак дружил с музыкантом Генрихом Нейгаузом — на тот момент оба они были женаты. Борис положил глаз на его супругу — домовитую и рассудительную женщину — и твердо решил завоевать ее. Когда Генрих уезжал на гастроли, Пастернак наведывался к ней в гости и очаровывал. Ей только 32, ему уже 40, Спустя время, в один из таких отъездов, Нейгауз получил письмо, где жена призналась ему в неверности.

Нейгауз – полная противоположность первой жене. Она хорошая хозяйка и без остатка посвящает себя семье. В ней не было утонченности, присущей первой жене, но он влюбился в нее с первого взгляда. Замужество и дети избранницы поэта не остановили, он хочет быть с ней, вопреки всему.
 
После этого семья Нейгаузов еще два года выясняла отношения: то сходилась, то расходилась. В это время Пастернак развелся с женой, а Зинаида ушла от Нейгауза и в 1932 году вышла замуж за Пастернака.

Две  семьи  распались, и  все  четверо  участников  этой  трагедии  чувствовали  свою  вину  друг  перед  другом,  все  четверо  страдали.  Но  красавица  Зинаида  дала  Пастернаку  то,  чего  ему  не  хватало  в  первом  браке: огромную  любовь, преданность  и  заботу. С  ней  он  чувствовал  себя  избалованным  мальчиком.  Вместе  они  пережили  смерть  старшего  сына  Зинаиды  от  туберкулеза,  вместе  растили  общего  сына  -  Леонида  и  сына  Зинаиды  Станислава.
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.

Леонид — в честь отца Бориса Леонидовича — родился в 1938 году. Как и брат, он оказался талантлив в точных науках, стал физиком, участвовал в исследованиях Севастьянова и был соавтором многих его работ. Леонида Пастернака вспоминают как эрудированного, с приятными манерами, мягкого человека, который мог читать наизусть огромное количество стихов и делал это очень артистично. Увы, но умер Леонид Борисович, немного не дожил до сорока лет.
 
Сборники стихов Бориса Пастернака стали издаваться ежегодно, в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза писателей. Считается лучшим поэтом в стране Советов. В 1935 году отправляется в Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.

В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны Ахматовой, которых арестовали, а затем освободили после его писем Сталину. В благодарность в декабре 1935-го поэт отправляет Сталину в подарок книгу с переводами лирики грузинских поэтов. В сопроводительном письме он благодарит за «молниеносное освобождение родственников Ахматовой».

В январе 1936 г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и Мандельштама.

В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.

В результате детской травмы он не подлежит мобилизации, когда началась война. Остаться в стороне поэт тоже не смог. Заканчивает курсы, получает статус военного корреспондента и едет на фронт. После возвращения создает цикл стихотворений патриотического содержания.

Главной  в их  доме  была,  конечно,  Зинаида, но  именно  ее  любовь  и  забота  удерживали  Пастернака  в  кругу  семьи.   Визитеры,  приезжающие  к  Пастернаку,  сначала  встречали  грозную  Зинаиду  Николаевну,  которая  решала,  может  Борис  Леонидович   сейчас  принять  кого-либо  или  ему  надо  работать. Она  была  рядом  всегда:  и  в  дни  благоприятные,  и  в  дни  гонений.  Но  в  1946  году  ее  счастью  пришел  конец.

В послевоенные годы много трудится, занимается переводами, так как они остаются единственным его заработком. Стихов пишет немного – все свое время использует на переводы и написание нового романа, работает также над переводом «Фауста» Гете.

Книга «Доктор Живаго» - одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак на протяжении десяти лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни Ольги Ивинской, новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.

Повествование романа начинается от начала века и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча горела» и «Смерти нет».
За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на события тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор Живаго» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за границей. Изданный в Италии в 1957 г. роман «Доктор Живаго» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.

В романе «Доктор Живаго» Пастернак подробно изобразил сложный, витиеватый жизненный путь творческой личности – врача и писателя Юрия Живаго. Мы становимся свидетелем его нелегкой судьбы, становления его как личности и поэта, изменения его отношения к процессам в истории того периода. Если в начале книги Живаго воспринимал революцию как нечто «евангельское», то затем он понял, что революция внесла новую, кровавую, основанную на насилии мораль, в которой нет стремления к любви и состраданию.

В 1958 г. Пастернаку присуждают Нобелевскую премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в Германии, Великобритании и Голландии. Советские власти неоднократно предпринимали попытки изъять рукопись и запретить книгу, но она становилась все более популярной.

Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается травля не только властью, но и коллегами. Обличительные митинги проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием наказать провинившегося поэта.

Предлагали выслать его из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «Нобелевская премия» (1959 г.), также опубликованном за границей. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден отказаться, а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза писателей СССР, но он остается в Литфонде, продолжает публиковаться и получать гонорары.

Произведение, написанное в 1956-ом, относится к позднему периоду его творчества, когда он жил и работал в Переделкино.
 
Любимая тема поэта - единство человека и природы.
В последний его сборник войдет стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Произведение состоит из двух частей: пейзажной зарисовки и философских размышлений о смысле жизни и ее быстротечности. Крылатой станет строчка «и дольше века длится день» из его стихотворения «Единственные дни» (1959), которое также вошло в последний сборник.

Как и с первой женой, счастье со второй женой длилось чуть больше десяти лет. Потом муж стал задерживаться в Переделкино и постепенно отдаляться от семьи. На фоне охлаждения семейных отношений в редакции журнала «Новый мир» он знакомится с новой музой и редактором журнала Ольгой Ивинской.

Борис не хотел оставлять жену, поэтому неоднократно пытается разорвать отношения с Ольгой. В 1949 году за связь с опальным поэтом Ивинскую арестовывают и отправляют на 5 лет в лагеря. На протяжении этих лет он помогает ее матери и детям – опекает и обеспечивает финансово.
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?

Тяжелые испытания сказываются на его здоровье. В 1952 году он оказывается в больнице с инфарктом. После возвращения из лагерей Ольга работает у Пастернака неофициальным секретарем. Они не расстаются до конца его жизни.
В апреле 1960 года Пастернака стала мучить боль под лопаткой, и он решил, что у него рак легкого. Сказал об этом родным. Те вызвали в Переделкино врача, который рака у больного не нашел, а нашел отложение солей и назначил ему диету и гимнастику, запретил ужинать. Однако состояние Пастернака не улучшалось.   В начале мая 1960 года Пастернак в последний раз увиделся с Ольгой Ивинской. Спустя несколько дней, 7 мая, писатель перенёс очередной инфаркт. Несмотря на оптимистичные прогнозы врачей, состояние его стремительно ухудшалось. Он не раз повторял, что не сердечная болезнь сломила его, а более коварный и страшный недуг, но близкие лишь недоумевали и лечили его сердце. Диагноз, поставленный самому себе, подтвердился у Бориса Леонидовича через несколько дней, когда врачи, проведя рентгенологическое исследование, определили у него рак лёгких. Ивинская, узнав, что состояние любимого ухудшается, попыталась приехать к нему, однако родственники поэта запретили ей приходить в их дом. Она, плача, стояла под окном, а любимый, отправляя ей короткие записки, просил не искать с ним встреч. Что чувствовала в те страшные минуты женщина — известно лишь ей одной. Перед смертью писатель говорил родным, что рад умереть, что больше не может видеть людскую подлость и что уходит не примирённым с жизнью.

30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало. Ему было 71 год.

Пастернак умер от рака лёгкого. Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня).
Сотни людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и др.) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище, в то время это было небольшое скромное сельское кладбище. Автор памятника на его могиле — скульптор Сарра Лебедева. Памятник неоднократно осквернялся, и к 40-й годовщине смерти поэта была установлена точная копия памятника, выполненная одним из учеников Лебедевой, скульптором Дмитрием Шаховским.

В ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года вандалы в очередной раз осквернили памятник. В настоящее время на могиле, расположенной на крутом склоне высокого холма сооружён мощный стилобат, накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны, его младшего сына Леонида и пасынка Адриана Нейгауза, а  также была устроена площадка для многочисленных посетителей и экскурсантов, желающих отдать дань уважения великому поэту.

Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от той же болезни, что и муж. Советская власть отказалась предоставить ей пенсию, несмотря на ходатайства многих известных писателей. Сын Леонид Борисович умер в 1976 году в 38 лет (примерно в том же возрасте, что и Юрий Живаго). Оба они похоронены рядом с  Б.Л. Пастернаком на  кладбище  в Переделкино.
Евгения Владимировна Пастернак умерла в 1965 году.

Последняя любовь Пастернака Ольга Ивинская после смерти поэта по надуманному обвинению провела в заключении ещё 4 года вплоть до 1964, потом на полученные по завещанию гонорары приобрела квартиру в доме около Савёловского вокзала, где жила до своей кончины 8 сентября 1995 года.

Дача в Переделкино была превращена в мемориальный музей поэта, попавшего в опалу в последние годы своей жизни.
Мемориальный музей Бориса Пастернака есть в Чистополе (Республика Татарстан).
Музей «Дом Пастернака» открыт и в Пермском крае, там же установлен ему памятник.

Виртуальный музей Бориса Пастернака (создан российским государственным архивом литературы и искусства).

Путешествуя по Италии, я обнаружила памятник Пастернака на территории университета Мессины - промышленного и курортного города на северо-западе острова,  там я узнала, что Петро Цветеремич автор перевода романа «Доктор Живаго». Спустя год после публикации романа, 23 октября 1958 г., Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» . Именно на итальянском языке роман был доставлен в Нобелевский комитет. В наше время студенты гладят бронзового Пастернака для отличной сдачи экзамена.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку.

В кинокомедии Э. Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром!» исполняется песня на стихи Пастернака. У меня же эта песня ассоциируется с домом, мандаринами и Новым Годом.

Пастернак — явление чрезвычайное. Попытки обузить и обкорнать его несут лишь потерю для нашей культуры. Превратить его в эталон, в пример для подражания, нет нужды: Пастернак неповторим.