Ни дня без строчки

Любовь Леонидовна Гайдученко
Когда я пишу, на ум всегда приходят эти знаменитые слова неплохого советского писателя сталинского времени Юрия Олеши. Почему-то при Сталине различные искусства прямо-таки процветали. Литература, конечно, была переполнена разного рода конъюнктурщиками, прославлявшими советский строй, но давайте вспомним Пастернака, Паустовского, Ахматову, Булгакова, наконец… А кино?!! По-моему, даже при застое не было таких замечательных жизнеутверждающих фильмов с такими обаятельными звёздами, я уж не говорю про режиссёров – сплошные корифеи. А балет??? Гениальные Уланова, Плисецкая, Лепешинская, их много – всех не перечислить. А музыка? Прокофьев, Шостакович… А театр? Кто сказал, что советская культура и искусство – никакие?!!

Мой мозг всё время сверлит одна и та же назойливая мысль. Россия 18-го века. Это начало нашей государственности и нашей культуры. Пётр Первый, Екатерина Вторая… Державин, Ломоносов, Карамзин. И вот золотой 19-ый век. С его началом Россия выдвинулась на одно из первых мест в истории цивилизации по количеству имён, внесших огромный вклад в развитие культуры. На протяжении всего 19-го века как будто бил фонтан гениев, разнообразнейших талантов во всех областях культуры и искусства. А Серебряный Век на рубеже веков 19-го и 20-го? Наверное, ни одна страна в мире не может похвастаться ТАКОЙ поэзией, ТАКОЙ живописью, ТАКИМИ-ТАКИМИ – всем…

И даже Октябрьский переворот не прервал эту вереницу больших талантов. Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева… (опять одно только перечисление громких имён займёт очень много времени и места). А дирижёров, музыкантов и театральных деятелей я могу назвать хоть тысячу. Как говорится – аншлаг… Битком набито, и не какая-нить там мелочёвка, а классик на классике, каждый из которых – алмаз в миллион каратов, творец, которого мы не забудем, пока жива наша культура (кто знает, сколько ей ещё осталось – памяти народной? Да и самому народу?)

Так я к чему? А к тому – как получилось, что от такой великой культуры, от Льва Толстого и Достоевского, которыми зачитывается весь мир, мы пришли к донцовым и устиновым? Почему у нас культурой и образованием командуют какие-то серые фурсенки? Даже Фурцева – и та была полноценным министром культуры, ценившим больших артистов! В какое болото мы скатились сейчас и почему??? Кто нас туда спихнул? Почему мы в нём тонем и захлёбываемся?

Нет ответа на эти больные вопросы. До культуры ли, до искусства ли, если вопрос стоит вообще о нашем существовании, как нации? Все более-менее крупные величины давно слиняли за бугор. Осуждать их невозможно – творцы прекрасного должны жрать три раза в день, как минимум. И народ, который потребляет их творчество, тоже не должен думать о том, что не на что купить даже книгу, которая стоит целое состояние, не говоря уже о том, что отдать одарённого ребёнка, если семья небогатая, в художественную или музыкальную школу, невозможно.

Наверное, культуру можно возродить только в том случае, если в стране прекратится эта всеобщая судорожная погоня за материальными ценностями, поставленными во главу угла: у кого коттедж пятиэтажный, у кого иномарка круче всех? Но вряд ли кто способен на такую «жертву» во имя туманных перспектив возрождения былой русской славы. И ещё я часто слышу такое мнение – если нацией утрачены её основные национальные ориентиры, то их уже практически невозможно восстановить, она обречена на слепое блуждание в потёмках по окраинным ухабам цивилизации. Что и происходит с нами. А былую «гордость великороссов» мы променяли на мнимое присоединение к «мировому сообществу», которое одарило нас мексиканскими сериалами и низкопробными голливудскими фильмами, на все лады прославляющими кричащую дешёвую роскошь гламурной жизни, к которой мы все должны стремиться, как к идеалу…