Гуманистический психоанализ Э. Фромма

Гадаев Алексей Вениаминович
Эрих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне —18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
    Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России.
    Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.
    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла.
   Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию.
   В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райхи другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:
Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).
Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования "экзистенциального" и "исторического".
    Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.
В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.
Философия
В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.
    Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.
В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.
    В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.
В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству. Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера.
В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.
Жан Кальвин и Мартин Лютер
      Мартин Лютер — первый человек, открыто начавший борьбу за переустройство католической церкви в Германии. Он опубликовал «95 тезисов против индульгенций», которые стали основой его учения.
      Жан Кальвин — французский богослов, вдохновленный учением Мартина Лютера. Он основал новое протестантское вероучение в Швейцарии, которое получило название кальвинизм.
     Движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия.
     Протестантизм, или протестантство (от лат. protestatio — «протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение») — одно из трёх, наряду с православием и католичеством, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Зарождение протестантизма обычно относят к октябрю 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер выступил с критикой в адрес злоупотреблений католических священнослужителей, обнародовав свои «95 тезисов». Впрочем, в той или иной степени, возмущения против произвола священников и диктата римских пап возникали задолго до     Мартина Лютера (как, например, деятельность и проповеди английского богослова Джона Уиклифа в XIV веке или идеи чешского философа Яна Гуса в XV веке). Однако, лишь в XVI веке идеи исправления недостатков и пороков устройства Католической церкви вылились в широкое общественное движение.
   Э.Фромм изучил работы Мартина Лютера и Жана Кальвина и обосновал понятие "Свобода как познанная необходимость" от диктата и произвола.
    В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории З.Фрейда и К.Маркса.
Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:
«В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX – что мертв человек».
Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.
    Книги Эриха Фромма. В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.
В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.
Личная жизнь
Любовь к старшим по возрасту женщинам Эрих Фромм объяснил недостатком материнского тепла в детстве.
    Первой супругой 26-летнего ученого стала старшая на 10 лет коллега Фрида Райхманн, у которой молодой ученый проходил лекционный курс психоанализа.
    Фрида Райхманн, первая жена Эриха Фромма. С Фридой Фромм прожил лишь 4 года, но женщина оказала влияние на профессиональное становление мужа. После расставания они остались друзьями, а официально развелись в 1940-м, когда Эрих встретил Карен Хорни.
     Карен Хорни, гражданская жена Эриха Фромма
   Известная феминистка и психоаналитик Хорни часто вступала в романтические отношения с коллегами, неизменно разочаровываясь в избранниках. Иногда у Карен было несколько любовников одновременно, каждый из них дополнял недостающие качества остальных.
     Карен и Эрих познакомились в Берлине. Роман разгорелся в Америке, куда они иммигрировали. Хорни обучала Фромма технике психоанализа, он ее – азам социологии. Роман не увенчался браком, но ученые дополнили знания друг друга и повлияли на дальнейший профессиональный рост.
    Хенни Гурланд, вторая жена Эриха Фромма
     Второй раз официально Фромм женился в 40 лет. Его женой стала на 10 лет старшая Хенни Гурланд, фотограф и журналистка. У Хенни имелось тяжелое заболевание спины. Чтобы облегчить страдания супруги, Фромм по совету медиков переехал в Мехико. Смерть любимой в 1952 году потрясла ученого. Живя с Гурланд, немецкий психоаналитик увлекся мистикой и дзен-буддизмом.
     Справиться с депрессией Эрих смог, встретив Аннис Фримен. Она стала единственной женщиной Фромма, которая была моложе его.
Вместе супруги прожили 27 лет, до самой смерти ученого. Американка Аннис вдохновила мужа на написание научного бестселлера «Искусство любить».
Смерть
Под занавес 1960-х у Эриха Фромма диагностировали первый инфаркт. В середине 1970-х ученый перебрался в швейцарскую коммуну Муральто, где закончил работу над книгой «Иметь и быть». В 1977 и 1978 годах у Фромма случились второй и третий инфаркты.
Сердце знаменитого психоаналитика остановилось в 1980 году. До 80-летия Эрих Фромм не дожил 5 дней.
Библиография
1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
1941 – «Бегство от свободы»
1947 – «Человек для самого себя»
1949 – «Мужчина и женщина»
1950 – «Психоанализ и религия»
1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
1955 – «Здоровое общество»
1956 – «Искусство любить»
1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
1968 – «Природа человека»
1970 – «Кризис психоанализа»
1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
1976 – «Иметь или быть»
1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
1981 – «О неповиновении и другие эссе»
АВТОР: АЛЕКСЕЙ КОВАЛЬСКИЙ
  ***
   Из книги А. Н. Романин "Практическая Психология и Психотерапия": Эриха Фрома можно рассматривать в двух психологических направлениях продолжателя психоанализа и инициаторов гуманистической психологии.
   Говоря о каждом направлении с позиции триады (корни, дух времени и личность), мы можем к корням учения Эриха Фромма уверенно отнести психоанализ. марксизм и талмудизм,  к социальным хотя были и другие влияния. <..>
    Можно сказать, что Эрих Фромм занимался переводом психоанализа от биологизаторских подходов.
    Именно Эрих Фромм начинает интересоваться историей капитализма, видя в чрезмерном стремлении к накопительству нечто иррациональное. "Чрезмерное накопительство - это ограбление себя", - считает  Фромм. Человек, заразившейся  духом накопительства, теряет свободу, становится рабом вещей и денег, он обкрадывает свою жизнь.  <..>
    Фром обратился к работам Фрейда, так как именно в них выражалась идея, что агрессивный инстинкт (наряду с половым) относится к врождённо-биологическим  инстинктам и несмотря на его иррациональность, он не истребим. И поэтому социальные условия здесь не причём, войны будут всегда. А Маркс считал причиной империалистических войн экономические интересы, которые при слишком высоких процентах прибыли сметают все границы морали. Фромм решил, что надо учитывать и то и это, поэтому пытался соединить Фрейда с Марксом.
   Фромм приходит в психоанализ и изучает его в Берлинском институте психоанализа и оканчивает его, будучи по первому образованию юристом. Он становится первым крупным психоаналитиком без медицинского образования. Эрих Фромм собственное направление психоанализа  - гуманистический психоанализ.
   Фромм оин из первых уезжает из Германии в Америку в самом начале установления диктатуры фашизма. В Америке он пишет свою знаменитую книгу "Бегство от свободы", в которой разоблачает механизм тоталитарных государств. Он показывает, что к тоталитарному режиму приходит сам народ, у людей есть две потребности, которые всё время борются друг с другом. Одна потребность - свобода, другая безопасность. Они далеко не всегда совместимы. Общество, которое дает больше свободы, не в состоянии дать больше бытовой безопасности, чем тоталитарное государство, которое оградив вас от хулиганов, может без суда и следствия посадить и даже уничтожить за свободомыслие.  <..>
    Эрих Фром в своей работе "Бегство от свободы" первым из психоаналитиков обратил внимание на эту иррациональную конфликтность нашего стремления к свободе и бессознательного страха перед ней. В ней Э.Фромм констатировал важное проявление массового подсознательного, которое необходимо учитывать реальным политикам.   Стремление к с свободе такая же вечная потребность, как потребность в зависимости.
    Эрих Фром верил, что можно создать социальную систему, где будут примирены потребность к свободе и потребность в безопасности.
Именно с этой позиции надо рассматривать его книгу "Иметь или быть", в которой он продолжает  развивать возникшие ещё в юности мысли  об иррациональной потребности в накопительстве в ущерб духовности, т. е. в ущерб тому главному, что отличает человека от животного.
    Фромм пытается напомнить нам о необходимости выбора: Иметь или Быть, т. е. посвятить мысли и чувства деньгам и вещам (Иметь!) или духовному ощущению полноты жизни и своего личностного роста (Быть!).
    Примирить конфликт потребностей в свободе и зависимости  Фром пытается в любви (как добровольной зависимости). Но и здесь он находит много несовместимостей с понятием свободы.  В большинстве случаев именно в любви проявляются частнособственнические инстинкты и ограничение свободы.
Фромм как  и Райх, считает это наследием буржуазной морали и потребителей психологии капиталистического общества, в котором и любовь, даже узаконенная браком, стала товаром.
   Этому посвящена ещё одна известная книга - "Искусство любви". В книге широко рассматривается понятие любви. Там описывается любовь к Богу, любовь к родителям, любовь к детям, любовь между мужем и женой. Каждое из этих понятий рассматриваются здоровые и невротические проявления каждого из этих видов любви.
   С одной стороны, у человека есть потребность в любви и преданности, но с другой - эта любовь должна быть свободна, потому что если любовь собственническая (а мы её по-другому редко представляем), то она ограничивает свободу другого человека и фактически это уже на любовь не к нему, а к себе. <..>
   Вкладом Фромма как в психоанализ, так и в экзистенциональную психологию является его классификация так называемых экзистенциальных потребностей (от слова exist - существовать). Это врождённые потребности человека, но не животные, а собственно человеческие, а точнее социально-биологические, которые нередко вступают в противоречие с социальными требованиями и интересами других людей.
    Способность находить компромиссы для удовлетворения этих потребностей и характеризуется степень психологического здоровья, а не способность - уровень невротизма.
       Какие же это потребности?
    Первая - потребность в установлении связи.
Даже животные не смогут выжить в одиночку, они должны объединяться в семейства, в стаи.  Противоположной потребностью  является потребность в независимости: я не могу без людей, с другой стороны, я хочу сохранить свою индивидуальность. Я могу одновременно любить и ненавидеть близкого человека, потому что хочу стать самостоятельным, но не могу без него обойтись. Здесь, как и везде у Фрома, мы видим конфликт потребностей в свобод и зависимости. Задача психотерапевта - помочь найти компромисс между этими потребностями, так как полностью преодолеть их невозможно.
     Следующая потребность - это потребность в преодолении себя, которая необходима для самореализации человека. насколько она сильна?  Нередко нам приходится преодолевать собственную лень просто для того, чтобы встать с постели.
     У человека есть потребность в преданности. Ему очень важно быть преданным кому-то и ощущать , что кто-то предан ему. Эта преданность может быть разного уровня : как положительной, так и отрицательной (на уровне невротической зависимости, как к близкому человеку, так и к символической фигуре
(святому, политику, рок-звезде) или идее. Здесь важно уметь разоблачить самообман.
    Во многих учебниках потребность в преданности объединяет ещё две экзистенциальные потребности: в укорененности и в самоидентификации, хотя каждая из них имеет свои нюансы.
    Потребность в укорененности, боязнь оторваться от прошлого может мешать движению вперед. Помните как у Христа: "Брось всё (а некоторых высказываниях - даже "мать и отца") и иди за мной. Христос неоднократно подчёркивал, что его выражения надо понимать не буквально, а символически. В данном случае он призывает разорвать путы, которые мешают ему дальнейшему росту. Невротику трудно это сделать, и задачей психотерапевта является довести до его сознания , что из его прошлого важно сохранить (удовлетворяя здоровую потребность в укорененности), а от чего или кого необходимо избавиться как от невротической зависимости, мешающей прогрессу и причиняющей страдания.
    То же самое относится и потребности самоидентификации (кто я, кем я) и к потребности в системе ценностей (хорошее- плохое). Эти потребности могут быть здоровыми и невротическими, сдерживающими личностный рост и усугубляющие невроз.
     Помочь невротическую зависимость от ложной самоидентификации  и ложных ценностей - задача "фроммовского" гуманистического психоанализа, помочь измениться - фроммовской психотерапии.
    Эрих Фромм разработал свою классификацию социально психологических типов.
    Фромм выделяет так называемый Рецептивный (получающий или паразитирующий ) тип, когда не рассчитывает на себя, настроен жить, говоря современным жаргоном, "на халяву". Он хочет получать все блага от государства или от других людей. При этом данный субъект может быть честным, не воровать, не обманывать, но он все время ждёт, когда ему в очередной раз кто-то что-то подаст или поможет. Это порождает у многих иждивенческие настроения, ожидание помощи от других, типичное для невротика устранение от личной ответственности за собственную судьбу. Но если ты не готов быть инициативным предпринимателем, ни квалифицированным дисциплинированным исполнителем, тот уж не жалуйся, что никому не нужен.
   Следующий тип Эксплуатирующий. Этот человек, который не просто хочет получать что-то от других, но ещё и желает,  чтобы на него работали. Если у него не получится на работе занять эксплуатирующую позицию, он будет пытаться сделать это в семье не потому, что он вас не любит и не жалеет, а потому, что он такой психотип и другим он быть не может.
    Надо сказать, что в таком типе есть разные стратегии. Может быть стратегия авторитарная, а может быть конформная. Комфортный эксплуатирующий тип не выглядит традиционным "эксплуататором", он даже готов приспосабливаться для вас, лишь бы не работая, получать зарплату и почести начальника, т. е. эксплуатируя ваш труд. В этом смысле он близок к рецептивному типу,но "похитрее" .
    Есть ещё один тип - рыночный. Это человек, который строит общение с людьми по принципу "ты мне - я тебе". При этом он может быть хороший работник. Для него, всё что не запрещено законом, то разрешено. Он будет работать в рамках закона, при этом всегда будет искатьв нём лазейки для увеличения прибыли или ухода от налогов.Это люди которые гордятся тем, что умеют жить , умеют взаимодействовать с окружающими. Духовной ориентации у такого человека нет, ему важнее все время крутить какой-то бизнес".
***
В работе Э.Фрома "Здоровое общество" Фромм дает следующую классификацию потребностей человека:
1) Потребность в приобщенности (необходимо преодолеть одиночество, отделённость, изолированность). Конструктивным путём её удовлетворение является любовь; при невозможности его реализации  возникают паллиативные возможности его реализации в виде "симбиоза"  в подчинении или овладении. Предметом "симбиоза" являться люди или внешне силы. Полная неудача в обретении приобщенности выражается в нарциссизме - патологической фиксированности на себе, неспособности к установлению связей с окружающим миром и его объективному восприятию.
2) Потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Неудовлетворённость человека собственным положением случайного, пассивного. бессильного создания порождает стремление стать "творцом", быть созидательно активным. Негативным вариантом удовлетворения этой потребности является разрушительность, стремление к самоутверждению в деструкции.
3) Потребность в ускоренности и братстве. Разрыв естественной связи, невозможность возврата к доиндивидуальному существованию вынуждает каждого человека к поиску помощи, близких межличностных отношений, защиты. Оборотной стороной этой потребности является "инцест", трактуемый Фроммом как некритическая связанность индивида с общностью: семьёй, родом, государством, церковью. В современных обществах, по мысли Фромма распространены такие формы "инцестуальной связи", как национализм и квазипатриотизм.
4) Потребность в чувстве тождественности. Человек. с его разумом и воображением, нуждается в представлении о самом себе, в способности почувствовать себя субъектом своих действий, в обретении индивидуальности. Отсутствие подлинного индивидуального чувства тождественности компенсируется его заменителями, которыми являются чувства принадлежности к нации, религии, социальному классу, роду занятий. В этом случае имеет место , по Фромму, "стадная" идентичность, при которой чувство тождественности покоится на чувстве безусловной принадлежности к толпе.
5) Потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Их основой является неопределенность человеческой ситуации и необходимость в силу этого сформулировать систему координат для организации восприятия мира, интеграция усилий и осмысления жизни.
  По Фромму специфически человеческим (экзистенциальным) потребностям отвечают произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власти).  Фромм трактует характер как замену для слаборазвитых у человека инстинктов. Характер определяется  им как относительно стабильная система всех неинстинктивных  стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром. Коренящиеся в характере страсти и влечения, будучи категориями биосоциальными, историческими (в отличие от физиологически обусловленных инстинктов - биологической природной категорией), не служат физическому выживанию, но обладают даже большей чем инстинкты, мотивирующей силой. Экзистенциальные потребности у всех людей одинаковы, но в тоже время индивиды и группы различны по преобладающим страстям. Это различие , по мнению Фромма, в значительной степени зависит от социальных условий, влияющих на биологически заданную экзистенциальную ситуацию и соответствующие ей потребности. Характер позволяет человеку действовать последовательно и "разумно" (целенаправленно), а так же создает возможность его приспособление к обществу. В то же время каждое общество для своего устойчивого существования нуждается в соответствии характеров своих членов социоэкономической ситуации. Приспособление индивида к обществу первоначально происходит в семье  - "психологическом посреднике" общества - транслирующей нормы и ценности данной культуры от родителей к детям. По мнению Фромма, факт сходства значимых черт характера у членов одной культуры, позволяет говорить о "социальном характере", формирующимся под влиянием социально-экономической структуры общества. <..>
     Плодотворная ориентация, согласно Фромму представляет тип характера, при котором центральной целью является рост и развитие всех человеческих возможностей.
   Фромм, обосновывая гуманистическую этику, различает эгоистическое себялюбие и любовь к себе. Им отмечается, что любовь как проявление человеческой продуктивности, предлагающее заботу, ответственность, уважение и знание, неделима между объектами и собственным "Я". Любовь к собственному "Я" как представителю человеческого рода неразрывно связана с любовью ко всем людям. Любовь же к одному человеку по мнению Фромма, предполагает любовь к человеку как таковому.
    Обращаясь к проблеме совести, Фромм различает авторитарную совесть как действие интериоризированного внешнего авторитета и гуманистическую совесть как реакцию всей человеческой личности на её правильное или неправильное функционирование.
    Гуманистическая совесть является выражением целостности человека и его подлинных интересов, а авторитарная  - подчиненности и "социальной приспособленности".
    Целью гуманистической совести Фромм считает результатом реализованной плодотворности.
    Гуманистическая концепция Фрома сыграла значительную роль  в становлении комплекса идей, идеалов и подходов гуманизма.
М. Н. Мазаник.
***
Эрих Фромм (1900-1980) - самый видный представитель неофрейдизма. Разработал концепцию "Гуманистического психоанализа". К психоанализу Фром пришел после завершения образования социолога. На протяжении всей жизни его восхищали тексты Ветхого и Нового Завета. Углубленное изучение религии иудаизма, немецких мистиков, классического буддизма способствовали  формированию гуманистических представлений о человеке и путях его развития. По Фромму характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность. Зависимость характера  человека от его образа жизни Фромм выразил в понятии Социального характера. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры. Фром различал следующие его типы: накопительный, воспринимающий, рыночный, эксплуататорский, некрофилический. А. Н. Ждан.
Некрофилический тип характера по Фромму - это один из видов общего "страстного влечения ко всему мертвому, разлагающему, гниющему, нездоровому. Этот характер как страсть делать  живое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. В книге Фрома "Анатомия человеческой деструктивности" посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Примером "клинического случая некрофилии" Фромм считал А. Гитлера.
 ***