Память, 2023

Савелий Грамматик
"Память" рисует параллельную жизнь. С одной стороны как будто бы успешные хозяева жизни – приличные дома и машины, встречи, семьи, а с другой – травмированные бывшие алкоголики, живущие в разводе и в одиночку растящие детей где-то на отшибе и заботящиеся о пациентах потрёпанного приюта для людей с ментальными проблемами. Казалось бы, здесь – комфорт, а там – посредственность.

Но интересно, что именно "успешный успех" закрывает персонажам глаза на оеальность и делает их моральными уродами, защита которых больше похожа на насилие; именно "ограниченные" более человечны и эмпатичны по отношению к окружающим.

Сама же заглавная тема раскрывается в том числе через то, что люди имеют очень разное восприятие и помнят происходящее по-своему; мозг обманывает нас, пряча какие-то события либо раздувая их, и настолько видоизменяя воспоминания, что они далеко уходят от фактов – и даже здоровые фактически испытывают ту же амнезию, что и обладатели деменции. Кроме того, оказывается, что семья в реальности – то, что не защищает от опасностей мира, но представляет наибольшую в нём угрозу.

Замечательные постановка Мишеля Франко и игра Питера Сарсгаарда и Джессики Честейн; вскрывающий общественное лицемерие сюжет и своя динамика. И хотя понятно, чем в итоге всё закончится, сама лента заканчивается на позитивной ноте, давая какую-то надежду перспективы.

8 из 10