Пушкин предупреждает... думайте!

Владимир Конюков
Пушкин предупреждает… думайте!



     Знаменитый на весь мир роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого в несколько томов. Автор ушёл из жизни, получил прижизненную славу… Сам себе не ответил на вопрос, что такое «мир»? К моменту издания первой книги, словарь В.Даля был, но он в нём, сослался на  «вундеркинда» века, знатока словесности Хомякова Алексея Степановича.
Пушкин А.С., создавая, формируя литературный язык, обращался к значению «МИР», к младшему по возрасту гению слова Хомякову! Историку Православия…

Тезис Хомякова   в словаре В. Даля,   МИР – «… вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков)»… СИЛА  во  ВСЕЛЕННОЙ!
Военный Хомяков, учёный, 19-й век, передел мира после войн Российской с Османской империей и констатировал… ВОЕННАЯ  сила!
Мир войной… Война 1812-1815 годов. Роман Толстого должен звучать не «Война и мир», а «Война и война» или «Война войной», чтобы был мир. Казуистику значения слова решали Великие: Хомяков, Пушкин, Толстой…

Смыслом «мир войной», метания писателя Толстого Л.Н., в правильности заголовка своего труда и были… Например, противоречивые значения (влияние старофранцузского, галльского языка), … «… на французском языке роман публиковался под названием «La guerre et la paix», где «paix» переводится как «примирение», «мирный договор», «отдых» или «покой».
Не надо быть знатоком слова, что четыре значения и их можно трактовать, кто во что горазд.
Как то, хотя бы одно из них, «примирение», значит, «прощение»…

А,  «Проще;ние –. 1) действие Бога, направленное на грешника, состоящее в том, что Бог смягчает или не вменяет ему ответственность (не наказывает) за грех».

Этой истиной в то время было, православное  у Хомякова, Пушкина,
умирая, поэт Данзасу сказал исторические слова на века:
«Данзас сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил.—«Нет, нет,—ответил Пушкин,—мир, мир».

.—«Нет, нет,—ответил Пушкин,—мир, мир». Иначе, примирение – прощение, только войной…
Хомяковским слогом: «сила во времени».
Значило, «мир, мир – это война, война» …  МИР  войной или МИР через войну!
Было время, грамматика написания была ещё Ломоносова М.В, пример стиля, формы языка, многие значения слов, можно посмотреть в инете, сложность восприятия. Труд Карамзина Н.М., «История государства Российского», тома печатались к 1818 году.
Язык, самое начало, перерабатывался в литературный, лёгкий, певучий Хомяковым, Пушкиным.

     Производное, тщательно утаиваемое авторское было, из 19-го века,  от  учёного,  ВОЕННОГО, таланта-гения своего времени, славянофила  ХОМЯКОВА  А.С.….
Тезис на века: «Хочешь  МИРА – будь готов  к  ВОЙНЕ!»
Трансформация славянской грамматики и сталось выражение, наследие Хомякова, тоже на века, советское и для соц. стран, уже 20-го века для  ПИОНЕРИИ…  Угрозы ядерной войны, в том числе, ответ юности, пионерский ответ:  «БУДЬ ГОТОВ! - ВСЕГДА ГОТОВ!

Исследование выражения можно почитать,
«Аннотация. Прослеживается история пароля и отзыв «Будь готов! - Всегда готов!» начиная с Нового Завета до первых десятилетий XX в». Но историка Хомякова там нет… Имя «затёрто» умышленно… Что-то разгадкой, причины в биографии, что ниже.

Он-учёный, Хомяков, трансформировал древнеримское  в славянскую лексику, через…
«Si vis pacem, para bellum (с лат.;—;«хочешь мира, готовься к войне» — латинское крылатое выражение. Формулировка фразы принадлежит римскому военному писателю Флавию Вегецию». (Трансформация выражения уже от Вегеция, есть во всемирной сети, можно почитать).

----------------------------------
Коротко из энциклопедий (приём исследования текста), необходимость…
     «Славянофильство —… В своей философии истории славянофилы выступали против модернизации России по западному образцу, в чём идейно противостояли западничеству».

«Хомяков не только стоял у истоков славянофильства, он стал его признанным лидером. В его «Записках о всемирной истории» философско-исторические воззрения славянофильства представлены наиболее полно и обстоятельно».

Философское Хомякова, это и  МИР без войны, вариант….
«Отношения Восточнохристианского и Западнохристианского дискурсов включают общую скриптуральную и патристическую основу и структурируются на множество предметных сфер – догмат, богословие, литургика, экклезиология и церковная политика и т.д.
Происходящее в каждой из этих сфер – отнюдь не полярное противостояние, но долгий, содержательный диалог, в котором лишь иногда элементы конфронтации берут верх. И можно, уточняя, сказать, что «мир», в котором конституируется феномен русской мысли, – это не только Восточнохристианский дискурс, но и все пространство этого бесконечного христианского диалога».

     «Алексей Степанович Хомяков (1.5.1804–23.9.1860), философ, писатель, публицист, один из основателей славянофильства. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками.
… Мать воспитала его в строгой преданности православной Церкви и национальным началам жизни. В 1815 г. семья переехала в западнический Санкт-Петербург, который показался 11-летнему мальчику языческим городом, но это лишь укрепило его в русском  Православии.

…  о петербургском периоде жизни Хомякова (1827, 1828): в это время и всегда Алексей Степанович был «строгим и глубоко верующим православным христианином».

В 1822 г. Хомяков окончил физико-математическое отделениеМосковского университета и в 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита)…
После учебы Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. Устанавливает знакомство с поэтами-декабристами, печатает в «Полярной звезде» стихотворение «Безсмертие вождя» (1824). В 1825 г. вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия), что дало ему важный опыт практического знания западной жизни, духа западного христианства, и повлияло на формирование славянофильского учения.

В 1828 г. с началом Русско-турецкой войны возвращается в Россию на службу в Белорусский гусарский полк; был адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; за храбрость получил орден святой Анны с бантом. По заключении Адрианопольского мира Хомяков во второй раз вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, вскоре ставший называться славянофильским. Члены кружка в начале 1830-х годов были, по словам Кошелева, ярыми западниками, и Хомяков почти один отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития, превосходство Православной Церкви над учениями католичества и протестантства…

Уже в ранних стихотворениях Хомякова заметны идеи славянофильства: «Орел» (1832), «Мечта» (1834), историческая драма «Дмитрий Самозванец» (1833). Основные теоретические положения славянофильства были изложены им в статье «О старом и новом» (1839). В эти годы он усиленно занимается самообразованием, расширяя круг своих научных интересов. В 1838 г. приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки о всемірной истории».

… В начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с западниками (Герценом, Грановским и др.) в салонах Елагиной и Свербеевых. В этих спорах главную роль среди славянофилов играл Хомяков. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, он был на голову выше западников и легко опровергал их схемы.

На протяжении всей последующей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления, выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии. Круг умственных и практических занятий Хомякова чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк міровой цивилизации, экономист, автор технических новшеств, поэт, врач, живописец. Но главной чертой его личности была глубокая религиозность».

------------------

1. Пушкин предупреждает… не ошибитесь!
2. Пушкин предупреждает… не обижайте время!
3. Пушкин предупреждает… думайте!