Двухмашинный вариант, глава 4. Енисейск

Юрий Ушев
        Анонс:   http://proza.ru/2023/12/17/1399

        Идти от улицы Мира к Фурманова по площади Ленина (сейчас все названия другие) всегда приятно и даже радостно. Кругом клумбы с огромными гладиолусами самых разных цветов.  Вот кафе «Ак-Ку». Выбрал столик в тени. Под настроение заказал фужер белого полусухого вина и мороженое. Лебеди все те же, черного не видно, наверное, прячется. Попробовал вино, приятное. Мысленно поздравил себя с таким не частым мозговым прорывом. Еще немного подумал о работе, завертелись мысли об аспирантуре, каких-то статьях.
        Мороженое вкусное, с вином сочетается; посидел немного, нахлынули воспоминания. С чего все началось, тогда, в Омске?
        В автобусе, держась за поручень, ехала девушка и мечтательно смотрела в окно на весеннее небо с редкими облачками. Синий костюм подчеркивал ее стройную фигуру. Светлые, свободно спадающие волосы, очень гармонировали со всем ее обликом. Девушка была красива. Но я поехал дальше, а она вышла.
        Почти год в Омске, так никого и не встретил, и вот понравилась стройная блондинка, похожая на ту, Иссык-Кульскую, с которой когда-то Бахыт познакомил и которая давно замужем.

        Я часто обедал в столовой на проспекте Ленина. И вот однажды вижу за соседним столиком ее, блондинку в синем костюме - ту самую, из автобуса. Она была одна. Заволновался, но решил в этот раз познакомиться – будь, что будет. Подождав девушку у выхода, предложил пройтись по проспекту, она улыбнулась:
        - Если вам по пути. 
        Рассказал, что уже видел ее в автобусе, что запал в душу ее мечтательный взгляд в облака и синее небо, цвета ее глаз и так далее. И есть что-то судьбоносное, что мы вновь встретились в городе-миллионнике. Девушка назвала свое имя - Людмила. Мы условились вновь увидеться.
        Потом мы часто проводили время вместе. С девушкой было хорошо и легко, мы прямо подружились. Люда познакомила меня со своими родителями. Часто бывал у них в гостях, ее мама, тоже неполная женщина, блондинка или может быть седая, угощала меня очень вкусными пирожками.
        В Омске очень хороший театр драмы. Как-то, в будний день вечером после работы, мы пошли в театр. Спектакль еще не начался, и мы стояли в фойе у перил. Люда предложила мне шоколадные конфеты со словами:
        - Ты, наверное, голоден, подкрепись.
        Ее участие меня поразило - обо мне никто, кроме родителей, еще не заботился. Я по-новому взглянул на наши отношения.

        Почти каждый день мы куда нибудь ходили, то в кино, то к моим друзьям, то к ее сестре, и однажды я честно признался, что когда-то в скором будущем меня призовут в армию офицером, и мы вместе поедем к месту службы. Она была удивлена, что я за нее решаю и что мне нужно уезжать, но потом сказала, что согласна.
        Не буду описывать свадьбу, на которой были все мои друзья по институту, распределившиеся в Омск и, конечно, мама с папой.
        Летом этого же года, первого года работы в Омске, пришла повестка явиться в военкомат. Моим местом службы был научно-измерительный пункт управления спутниками, так называемый НИП, в сибирском городе Енисейске. Ехали мы поездом в купированном вагоне. За окном медленно проплывали сосны, березы, цветущие поляны, реки, озера – красивая у нас страна.

        В воинской части только одну неделю жили в гостинице, потом выделили жилье. Это была большая комната в трехкомнатной квартире в доме офицерского состава. Соседями тоже были семейные офицеры – двухгодичники.  Одну из комнат занимал Витя Попов с женой. Жили мы дружно - дамы между собой ладили, а мы, лейтенанты, целыми днями, иногда сутками пропадали на работе и встречались, в основном, на службе. Дома нас видели только в обед и поздним вечером.
        Служба мне нравилась, работа со спутниковой телеметрией была интересной. Солдат в подчинении немного, все крутилось около техники. Строевые занятия с взводом, смотры, когда маршируешь, поднимая ногу с вытянутым носком блестящего хромового сапога выше пояса, дежурства по роте, караулы, стрельбы, учения с взрывами безопасных гранат - все эти неотъемлемые  составляющие военной службы были ежедневной основой жизни.

        Витя Попов выяснил, что уже в сентябре нам можно взять месячный отпуск, неиспользованный в гражданке. Военные сильно удивились нашей наглости, но закон такой был. Чтобы не терять два года, я решил поступить в Воронежский госуниверситет. Мы поехали в Курск, где Люда осталась у тети, профессиональной художницы, а я отправился в Воронеж. Меня приняли  на второй курс заочного факультета на специальность прикладная математика и механика.
        Учеба в университете позволяла лучше изучить математику. Будущая работа будет связана с АСУ и программированием, такое у меня предвидение или интуиция или предназначение, как говорят, к бабке не ходи.

        Все, конечно, было секретно, однако, когда мы выходили в город Енисейск, располагавшийся в двух-трех километрах от воинской части и разговаривали с местными, то слышали, например такое: «А вон та тарелка работала по Гагарину». Чаши антенн смотрели в небо за высоким забором и иногда медленно поворачивались.
        В Енисейске была знатная баня, поначалу я не понимал, почему мужики с вениками заворачивали сначала налево по коридору, потом шли в раздевалку. Пошел за ними в буфет и у барной стойки, прямо в одежде с баулом, из которого торчал веник, хлопнул приличную граненую рюмаху водки, как все, рядом стоящие.  Оказывается, это был почти обязательный ритуал – принять наркомовскую перед баней и закусить соленым огурцом.

        По выходным дням бродил с ружьем по тайге. Иногда брал жену, собирали грибы. Как-то дал ей стрельнуть и не заметил, что она целится не тем глазом, поэтому промазала по огромной газете, подвешенной к кусту. Через год мы уже катали по лесным тропинкам дочь Ларису. Было много смеха, когда катили бегом коляску по неровной тропинке и дочь мирно спала. Но когда останавливались, она начинала плакать. Что удивительно - Лариса помнит, как просвечивало солнце сквозь еловые ветви и марлевую кисею над коляской.
         А грибов было настолько много, что мы однажды оставили дочь, мирно спящую дома в кроватке, взяли два эмалированных ведра и через два часа вернулись с ведрами полными лисичек.
       Свободными вечерами изучал математику и несказанно удивлялся, когда интеграл по замкнутому контуру, например, вокруг горы, давал площадь ее поверхности. Контрольные мне присылали, и я с удовольствием занимался.
        ***
        Уже сильно свечерело, как-то незаметно опустилась ночь. Зажглись прибрежные фонари, засеребрились дорожки от них по воде. Я подозвал официантку, дал чаевые и пошел на шестнадцатый автобус домой.

        Продолжение:  http://proza.ru/2024/06/04/1455