Рецензия на рецензию

Игорь Фельдшеров
Рецензия на «Позорный свиток триумфатора» (Игорь Фельдшеров)

Вчера в Постскриптуме Окуджаву вспоминали как о выдающемся поэте, и было неловко слышать это. О Николае Рубцове, не помню, чтобы так вспоминали.
"Феномен" Окуджавы сильно преувеличен. Его стишки сами по себе, без его трех аккордов на гитаре, ничего из себя не представляли бы. У нас сотни поэтов пишут намного талантливее. Мелодии также примитивны. Но он смог уловить настроение времени, востребованность определенных тем. Вместе всё это вызвало определенный эффект. Не могу представить, кто сейчас хотел бы петь у костра (как это было в 70-е годы) его странноватые "Вы слышите, грохочут сапоги" или "Из окон корочкой несет поджаристой"... И уж тем более "Ах, Арбат", на тему которого у Станислава Куняева есть отличное стихотворение...
Более того, Окуджава был нечистоплотен не только в политическом амплуа, но и в обыденной жизни, способен был на подлость, низость по отношению к девушке (история с Жанной Болтовой, которую он оклеветал из мести за то, что она отвергла его ухаживания).
В общем, компания та еще, либеральная... Там все такие...
Маргарита Каранова 2   12.05.2024 21:43   •   Заявить о нарушении / Удалить


Здравствуйте, Маргарита. Спасибо за Ваш отклик.
Я сам родился в годы т.н. "оттепели"... Но не в семье творческой интеллигенции... В семье рабочих... Мама - поколение Дети войны... Отец - участник ВОВ, рабочий... Я был с детских лет свидетелем их счастья в советскую эпоху... Во всяком случае им не надо было опасаться, что кто-то из соседей напишет на них донос в НКВД, а на первомайских праздниках им не надо было выражать в спортивном трико свои атлетические данные "коммунистическим энтузиазмом"... По большому счёту я должен был бы боготворить эту эпоху оттепели, а в свои юные годы переписывать с магнитофона на магнитофон песни того же Б. Окуджавы... Но этого не было... Вот счастье и любовь в семье были... А кумиров и идолов этой оттепели не было... Ибо жизнь простых советских рабочих в ту эпоху резко отличалась от жизни "творческой интеллигенции" того же Вознесенского или Ахмадулиной... А с тем же Е. Евтушенко судьба столкнула непосредственно в переписке с ним (хотя это знакомство было заочным, на большом расстоянии, через океан, когда он жил уже в США - здесь http://proza.ru/2024/01/23/1779)... Их много было : интеллигентных, модных, душевных творцов, бунтарей против закостенелости партийных догм и просто любимых поэтов и бардов... "Оттепель" подарила много золотых талантливых имён стране...
Золотая эпоха... "Шестидесятников" почитали, без малого, как западных рок-звёзд. Каждое их появление на киноэкранах гарантировало фурор в кинотеатрах... Молодые, цветущие, талантливые, просто симпатичные - они были своеобразным олицетворением молодости для всего советского народа... Скрытая пропаганда СССР делала их своим (советским) противопоставлением таким западным кумирам, как "Битлз" или "Роллинг Стоунз"... Им многое прощалось властью...  Уже повзрослев я также, как и они, с негодованием воспринимал слова Н. Хрущёва, как своеобразного, т.н. "оценщика" и "эксперта" творчества и искусства в ту эпоху: "Это педерастия искусства!" http://www.youtube.com/watch?v=FseqUOfel_Y&t=3s (можете посмотреть ниже в рецензии - ссылка там активна)
"Шестидесятники" привносили в жизнь лирическую задушевность, идеалы социальной справедливости, творческое новаторство, одухотворённость человеческого бытия, порой даже органично соединяя его с жизнью простых советских рабочих, к примеру, как и у того же Рождественского в его стихах о трудовых свершениях... Для этого воспевания трудового подвига он даже вступил в ряды КПСС... Я так думаю, без партбилета воспевать бы никто не разрешил... Во всяком случае на всесоюзном уровне... Да и А. Вознесенский отреагировал на его членство очень ревностно: "Ты не поэт! Ты - комсомольский рупор!"
Но так было только поначалу... Затем началось их вырождение - они перестали выражать ментальность и душевные чаяния своего народа и их творчество и интеллигентность стало дешёвым самопиаром этих личностей в своей стране и на Западе...  Прошли годы и я, согласился с той самой хрущёвской "творческой педерастией", о которой все забыли уже, как и о самом Хрущёве... Согласился, смотря уже фильмы Гуальтьеро Якопетти и как он рассказывал о создании полотен абстракционистов : "Художник-абстракционист снимает трусы, вставляет кисть в анус, макает кисть в ведёрко с краской и водит ею по холсту... Многие из них не умели даже рисовать..." Советую посмотреть его фильм "Собачий мир" (1962), если не смотрели... Там есть подобный эпизод (конечно без анусов и сфинктеров)... Итальянский кинорежиссёр смог опередить свою эпоху на пол-века в своём гуманистском видении мира капитализма и мира людей живущих уже в 20 столетии, но с теми же звериными повадками, как их пращуры в первобытном обществе... И показать это с такой сатирой и драматичностью, которые и сегодня считаются непревзойдёнными... А то, что многие художники на Западе были пассивными гомосексуалистами и по блату их состоятельных "мужей"-спонсоров рекламировались не только на выставках, но и на аукционах Сотбис и Кристис, Хрущёв знал больше, чем Павел Никонов или тот же Эрнст Неизвестный...

Большинство тех самых кумиров по началу возвеличивая подвиг народа в годы ВОВ, как и Окуджава, искали уже меркантильного "взаимопонимания" на Западе... А на родине их жизнь превратилась в будни "звёзд" - надо было пиарить себя в печати, на телевидении и в кино... Делать всё ради собственной славы и, соответственно, ради денег от неё... Надо было устраивать творческие и поэтические вечера с большим ажиотажем на билеты, так и на их стоимость... И разумеется, делать всё ради мировой популярности, выраженной круглой суммой в долларах на Западе за их публикации, пластинки или участие в международных выставках... Окуджава перещеголял в пластинках и гонорарах от них на Западе даже Высоцкого... Какое было теперь отношение этих "золотых пионеров оттепели" к простому советскому народу, создававшего в отличии от них ценности материального плана и в реальном производственном секторе своей родной страны, а не за рубежом за доллары, как это делал тот же Окуджава..? Да никакого не было отношения ! Их интересовала только их личная "творческая жизнь"... И как она преподносится обществу в тех же СМИ новой власти...

1993-й был поворотным годом для определения этого социального, политического и идеологического явления, как эпоха 60-х... Когда настоящие интеллигентные люди просто отвернулись от уже состарившейся, бывшей когда-то авангардной, молодёжи... Всё стало по западным шаблонам... И ничего своего творческого и отечественного у этой состарившейся "золотой молодёжи оттепели" уже не было... А после 93-го затем и даже стали презирать их за их продажность новой власти... Ушла эпоха, когда поэтические кумиры собирали огромные залы и даже стадионы - таких исторических периодов в родной стране никогда не было и при существующем положении вещей больше никогда не будет... Для них деньги стали значить гораздо больше чем их интеллигентность и их талант... Началась эпоха  конъюнктуры и социальной проституции... Ими уже были получены всевозможные премии Ленинского комсомола и Государственные премии СССР, а в нулевых нового века даже Премии Правительства Российской Федерации... Получены были и большие квартиры... Построены дачи... Душевное тепло молодости "шестидесятников" превратилось в мещанское и гедонистское тепло от их каминов с ихними посиделками у себя на дачах уже в их уже зрелом и старческом возрасте... Свою задачу эта "творческая интеллигенция" выполнила - "шестидесятники"  способствовали созданию у фанатиков их творчества отрицательного мнения о государственном устройстве СССР, они способствовали формированию у веривших им народных масс отрицательного, а не положительного имиджа о Советском Союзе, они формировали у своих поклонников отрицательное отношение к государственному строю СССР и конкретно НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛИЗМУ В ЦЕЛОМ!!! Чего уж там было удивляться тому что в ту промозглую осень 1993-го они поддержали расстрел из танковых орудий последнего оплота той же Советской власти, до этого даже вступив в ряды КПСС... Я хотя бы о том же Р. Рождественском... Уже перед смертью, вероятно, он поймёт ошибку всей своей творческой судьбы не разрывно связанной с его отцом погибшем в 1945, его матери воевавшей медсестрой... Да и он сам тогда в детстве был в качестве сына полка... Он напишет другие строки, полностью пересмотрев своё отношение к 1993 году... Эти стихи увидят свет только после его смерти... Но будет уже поздно...

В Нечерноземье,- согласно прогнозу,-
резко уменьшится снежный покров...
Днем над столицей
местами - грозы.
А на асфальте
местами -
кровь.
 
За предательство были уже получены деньги, звания и привилегии... Чего уж там вспоминать библейское: "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, если я вам предам Его?
Они предложили ему тридцать сребреников..."
Вот он настоящий реквием Р. Рождественского... А не стихи о своём личном отце...
Предательство народных идеалов... Предательство отечественной истории... Предательство отечественной культуры... Предательство костей и праха отцов и дедов, сражавшихся в годы войны за нашу советскую Родину...

Сегодня многие заявляют, что "шестидесятники" хотели, чтобы люди жили не по идеологическим догмам, двигались не по указанному партией (пастухом) пути, а были свободны в своем выборе??? ДА!!! ИМ ЭТО УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ... Уже в самом начале 90-х в стране возникла новая "поэтика"... Вокруг лавочек в скверах Боевой славы валялись использованные одноразовые шприцы от наркотиков... Популяризация во всех медиа всего западного и желание перекроить на этот западный манер всю ментальность народа России... На стадионы и огромные концертные залы после осени 93-го вышла новая популяция этих "свободных" граждан, которые скандировали и подпевали своим новым кумирам новой ельциноидной социальной политики: "А два кусочека колбаски на твоём лежали на столе...", "Америкэн бой, уеду с тобой..."
 Все "шестидесятники" публиковались на Западе... Многие из них ради этого туда и отправились на ПМЖ... Кто снимать кино в Зап. Европе (Андрей Тарковский), кто преподавать в американском университете русскую словесность и поэзию (Евгений Евтушенко)... Народ своей родной страны их уже не интересовал... Да и у населения, оставшегося без культуры, без образования и интеллигентности, пропала тяга к поэзии и к задушевным словам... Его больше интересовал уже сленг бывалых братков, "реальных пацанов, отвечающих за свой базар"... Ну а когда это население поняло всю бесперспективность уголовной романтики, то начало осваивать уже следующим своим поколением сленг маркетологов (западные англицизмы и американизмы) : нетворкинг, коворкинг, лифтинг, лизинг, аутсосинг и херчемдайзинг...
Кто остался вместо народа..?  Маленькая кучка финансовых воротил, торгашей, хозяев "новой жизни" и их подпевалы: самодовольные и сытые бюргеры... Те, кто обрадовались баварским колбаскам и пиву "Хайнекен" в магазинах со скидками на 9 Мая... И те, кто должен был всю жизнь горбатиться теперь на процветание вышеуказанной маленькой кучки... Последних горбатящихся - почти вся страна...

Конъюнктура, меркантильная социальная проституция и рабство капитализма... В которых мы все и сегодня прозябаем... Ибо с каждым годом талантливого в стране ни у кого и ничего нет... Да и в общем-то и быть не может...  Ибо глобальная власть в сегодняшней России держит в своих руках все рычаги управления и популяризацией того или иного творца и творчества в целом... Крайне и агрессивно заботясь о том, чтобы идеи соц-реализма и идеи социальной справедливости не проникали в современное российское общество! Ни через интернет, ни через издательства, ни через телевидение, ни через киноэкраны... Даже День Победы советского народа сегодня должен ассоциировать только ностальгически для него из какого-то далёкого прошлого в виде задрапированного фанерой мавзолея, символа Победы всего советского народа в годы той же Великой Отечественной... Ибо стоять сегодня на трибуне этого мавзолея совершенно НЕКОМУ... Ни одного достойного... А таблоиды "популярности" современных российских "великих и маститых творцов" в стране рекламируются в СМИ их же деньгами, уворованными через ту же власть из федерального (народного) бюджета страны и отданные на фешенебельную жизнь современной "творческой элиты" в их замках в Тоскане (Италия) и их апартаментах на Рублёвке...