Глава 3

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2020/01/29/1774

Когда девушка пришла домой, из своей комнаты высунулся ее брат:
- Есь, ты сегодня долго. Как успехи?
В ответ Есения покачала головой:
- Эрик, позже. Дай мне отдохнуть. Я пока не готова ни о чем говорить.
- А, ну, ладно, – сказал парень и скрылся в комнате.
Пройдя к себе, она в глубокой задумчивости переоделась.
Присев на край кровати, Есения припомнила встречу и икону святой Ксении.
«Невероятно! Неужели это произошло со мной?» - подумала она.
После ужина у себя в комнате девушка начала разбирать покупки.
Книгу «Воцерковление для начинающих» протоиерея Александра Торика Есения оставила на столе, убрав другие книги в шкаф. Купленные иконы, она поставила на стол, освободив для них место.
Сев за стол, девушка посмотрела на икону святой блаженной Ксении и задумалась. Произошедшее с ней давало пищу для размышлений. Как убедиться в том, что все это не игра воображения? Есения включила компьютер, запустила интернет и ввела запрос в браузере «Яндекса» - «Ксения Петербургская».
Одной из первых в поиске высветилась статья о святой на сайте «Азбука веры». Открыв ее, она застыла в изумлении, не веря своим глазам, один из дней памяти святой приходился на 6 февраля – день ее рождения. Девушка внимательно прочитала ее житие и некоторое время заинтересованно изучала сайт, на котором было опубликовано житие святой. Он очень понравился ей, и Есения сохранила его в своих избранных закладках. После этого она вернулась на «Яндекс» и ввела другой запрос: «помощь святой Ксении Петербургской в наши дни». Первой в поиске высветилась статья портала Православие.ру «Чудесная помощь блаженной Ксении в наши дни».
Прочитав статью, девушка задумалась и не без колебания обратилась к иконе святой:
- Святая Ксения, я не знаю ничего о православии, но я готова поверить в то, что все на нашей Земле появилось не само по себе, а по воле Творца. Помоги мне в том деле, которое я задумала и помоги поверить в то, что Бог… Он есть. Не знаю как, но я действительно хочу этого. Сделай так, чтобы я смогла понять, есть ли Бог на самом деле. Если ты мне это откроешь, то я без сомнения крещусь, а так… смысл? Есть ли Бог? Есть ли правда в этой жизни? Я не уверена…
Так, задумавшись, девушка сидела за столом около пятнадцати минут, когда раздался стук в дверь. Это был ее брат:
- Есь, хотел узнать, как дела? Можно войти?
- Да, Эрик, входи, – чуть рассеянно сказала Есения.
- Ты какая-то не такая. А это что? Иконы? Что-то произошло?
- Да, произошло, Эрик. Правда, пока я не хотела бы говорить об этом, не готова, – ответила ему сестра.
- Надеюсь, ничего плохого?
- Нет. Все хорошо, – поспешно уточнила девушка.
- А, ну, ладно. Когда захочешь, расскажешь, – успокоено вздохнул брат.
- Эрик, ты меня очень выручишь, если посмотришь то, что уже есть, – протянула она ему тетрадку, исписанную ее аккуратным бисерным почерком.
- Конечно, посмотрю. А когда лучше это сделать? – уточнил он у сестры.
- Идеально в эти выходные, – ответила Есения. – Кстати, как наш кристалл-то? Я уже почти забыла о нем с этой работой.
- Хорошо. Кристалл великолепен. Можешь в любой момент прийти и посмотреть его, – сказал Эрик и уточнил, – Есь, мы куда-нибудь пойдем на выходные вместе?
- А ты успеешь? – засомневалась она. – Нужно ведь всю тетрадку прочитать и разобрать написанное.
Брат быстро пролистал тетрадь и обалдело выдохнул:
- Ну ты даешь! Тетрадь за неделю. Я тогда пойду, начну читать.
- Ага, – отозвалась девушка, – я, пожалуй, посмотрю, как наш кристалл и займусь делом.
Вместе с братом, Есения пошла к нему в комнату. Как и сказал Эрик, выросший кристалл был великолепен. Его грани и цвет вызвали восхищение девушки.
Полюбовавшись им, Есения вернулась к себе в комнату, достала рукоделие и продолжила вышивать подушку, но мысли были далеко.
Поняв, что не получается сосредоточиться, она отложила вышивку, взяла новую купленную книгу «Воцерковление для начинающих» и начала ее читать.
Прочитав примерно половину книги, девушка посмотрела на иконы и задумалась. Хотелось понять, как ей быть с экспериментом, над которым она работала.
Есения никогда не молилась.
Достав из книжного шкафа «Закон Божий» она внимательно познакомилась с оглавлением книги и посмотрела то, что ей казалось наиболее важным и интересным. Девушка начала читать вторую часть книги – «Молитвы».
Есения сразу поняла, что вся жизнь христианина основана на молитве: «Молитва мытаря», «Молитва Пресвятой Троице», перед и  после учения и многие другие. Это не обескуражило ее.
Прочитав главу «Краткие молитвы» и убедившись, что не готова пока читать дальше, она решила помолиться своими словами.
- Господи, благослови! – прошептала девушка, глядя на иконы. – Помоги, Господи, мне в моем эксперименте. Открой мне то, что мне кажется непонятным и помоги мне сделать задуманное….
В этот момент Есения запнулась.
Девушка задумалась над тем, что это, может быть, невозможно, и она просто теряет время. Однако упрямство подсказывало ей:
- Или сделать то, что я не вижу и не понимаю, но возможное.
Так, казалось правдоподобнее.
Удовлетворительно вздохнув и посмотрев на часы, Есения стала готовиться ко сну.
Спустя полчаса она уже спала.
На следующий день девушка проснулась ровно по будильнику.
Бодро вскочив и напевая песню Олега Газманова «Офицеры», Есения быстро сделала все привычные дела. 
После завтрака она достала свое рукоделие и почти до обеда вышивала.
Обедали они всей семьей.
Ее мать приготовила фаршированный перец, а на первое был куриный бульон с гренками. Все было сделано с любовью. Высушенные гренки были  аппетитны. Ее мать всегда готовила сама, не признавала полуфабрикаты, и дочь научила готовить еду.
Потом до полдника девушка читала книгу Тура Хейердала
После этого Есения решила пойти в храм, помолиться и еще раз посмотреть книги.
Предупредив родителей, она оделась, взяла с собой сумку, летний шарфик и вышла из дома.
Накинув перед входом в храм на голову шарфик, девушка вошла. Внутри было так много народа и священнослужителей, что Есения даже немного растерялась.
Потихоньку пройдя к прилавку, где лежали книги, Есения улыбнулась узнавшей ее женщине, с которой общалась накануне, и поздоровалась:
- Подскажите, пожалуйста, а у вас есть книги с молитвами?
- Молитвословы? Да, есть, конечно, – ответила женщина и уточнила, – книги, в которых приводятся только молитвы, называются молитвословами. Однако есть и такие книги, в которых помимо основного текста есть молитвы.
- Наверно, да, меня интересует скорее молитвослов. Правда, какой не знаю точно. Я вчера начала читать, купленные у вас, книги. В «Законе Божием» написано, что нужно молиться утром, вечером и в течение дня. Вы не посоветуете, какой молитвослов мне выбрать?
- Да, конечно, – ответила ей свечница, – вот, посмотрите. Выбор у нас небольшой, а поскольку вы только начинаете ходить в храм, я бы вам посоветовала самый простой и недорогой молитвослов. Вот этот.
Посмотрев предложенные молитвословы и, немного подумав, девушка сказала:
- Да, я возьму тот, который вы мне посоветовали. И еще хочу спросить, а что сейчас говорят в храме? Я ничего не понимаю.
- Правильнее сказать, не говорят, а читают, – мягко поправила ее женщина. - Это псалмы. Сейчас служится всенощное бдение. О службах, которые бывают в храмах, вы можете узнать из книги «Закон Божий», которую вы вчера купили. У нас есть и отдельная книга «Всенощное бдение. Литургия» с текстами служб. Вот она. Если хотите, вы также можете ее купить.
- Да, я, пожалуй, куплю ее.
Ей было настолько хорошо в храме, что не хотелось уходить.
Взяв книги, Есения решила задержаться.
Когда после чтения Евангелия, началось помазание верующих елеем, она потихоньку спросила у женщины, стоявшей рядом с ней:
- Извините, вы не знаете, что сейчас происходит, а то я первый раз в храме?
- Елеопомазание, - шепнула та девушке на ухо.
Было сомнение в том, нужно ли ей это. Однако, набравшись храбрости, Есения пошла следом за одной женщиной к Евангелию и священнику.
Перекрестившись, она порадовалась тому, что еще вчера прочитала, как правильно креститься.
Вслед за другими людьми, девушка приложилась к Евангелию. Немолодой сухощавый седовласый с ласковыми карими глазами священник елеем помазал ей лоб.
Отойдя в сторону, Есения какое-то время слушала службу. Несколько позднее, посмотрев на часы и увидев, что уже почти девятнадцать часов, она поспешила домой.
Дома ее давно ждал брат и, едва сестра вошла в квартиру, обнял:
- Еська, ты точно гений. Я почти все уже разобрал.
- Эрик, постой, я только вошла.
- Ну и что, – возбужденно сказал парень, готовый подхватить ее на руки, но сестра снова остановила его:
- Эр, я далеко не всю работу еще сделала. Впереди следующая неделя.
- Ну, и что, все равно ты – гений. То, что ты уже сделала, говорит о многом. Давай завтра рванем гулять на Воробьевы горы.
- Эрик, дай мне передохнуть, – умоляюще посмотрела она на брата. – Я только вошла. Давай завтра решим, что будем делать.
- Хорошо, – сказал он.
После ужина девушка пошла к себе в комнату.
Закрыв дверь, Есения остановилась около своего стола, глядя на иконы. На душе было удивительно хорошо. Так она простояла несколько минут. Ей хотелось сохранить это настроение, и девушка решила дочитать книгу «Воцерковление для начинающих».
Внимательно прочитав книгу до конца, Есения задумалась. Перед ней раскрывался неведомый ранее мир, который манил к себе, вызывая положительные эмоции.
Спустя некоторое время она включила компьютер и почти до самого сна общалась с подругами на «Фейсбуке».
В эту ночь Есении приснился необычный сон.
Она находится в лаборатории МГУ и ставит опыты. В какой-то момент девушка поднимает голову и видит, что в лаборатории не одна. Вместе с ней там находится святая блаженная Ксения, которая улыбается и говорит ей:
- Ты – молодец, Есения, у тебя все получится. Только запомни, все, что ты умеешь и знаешь, дается тебе Богом. Откройся Ему, молись и не забывай благодарить за помощь.
В эту минуту Есению как будто озарило. Она вдруг поняла, что ей нужно сделать и проснулась. С мыслью о том, что надо записать приснившееся, девушка быстро вскочила с постели и, припадая на правую ногу, подскочила к своему столу. Включив настольную лампу и достав чистую тетрадь, Есения стала быстро писать формулы и пояснения к ним, которые пришли в голову. Писала долго. Лишь ближе к четырем часам она оторвалась от тетради и посмотрела на часы.
«Вроде я все написала», – подумала девушка и легла досыпать.
Утром Есения проснулась минут за тридцать до звонка будильника.
Открыв глаза, она несколько минут лежала, пытаясь понять, что ей приснилось, а что было явью. Однако лежавшая на столе тетрадь подтверждала то, что девушка вставала ночью.
Произошедшее было чем-то экстраординарным, и Есения понимала, что ей нужно с кем-то обсудить это. Но с кем?
Внезапно она вспомнила совет женщины, которая продавала книги в храме, побеседовать со священником.
Со священником…
В сильном волнении девушка достала и шкафа «Закон Божий» и стала его листать. На очередной странице Есения прочитала заголовок «Священнослужители их священные одежды (облачения)». К сожалению, в этой книге не было фотографий священников, но были рисунки облачений, которые они носят. Этого было достаточно для нее, чтобы понять, к кому в храме нужно обращаться. Смущало то, что она не знала, как правильно обращаться к священнику. Однако была надежда на то, что тот сам подскажет.
Убрав книгу обратно в шкаф, девушка вспомнила свой сон, в котором святая Ксения говорила ей о том, что ее знания от Бога.
От Бога?.. Это не укладывалось в голове. Разве она не самостоятельный человек? Не хозяйка своим мыслям и чувствам? Нет, это надо обязательно обсудить со священником. А с кем еще? Нет, можно и у той женщины спросить, но стоит ли ей рассказывать о своем сне и доверять такие вещи, которые не каждый поймет?
«Кому доверить это?» – крутилось у Есении в голове, пока она одевала халат.
Поняв, что быстро не решить этот вопрос, девушка вздохнула.
Наскоро умывшись, сделав зарядку и позавтракав, Есения предупредила родителей, что пойдет погулять.
Когда она оделась и собралась уходить, из своей комнаты выглянул брат:
- Есь, ты куда? Мы сегодня никуда не пойдем?
- Ой, Эрик, я пока не знаю, – замялась девушка, – мне нужно решить один вопрос. Давай сделаем так, как только я решу этот вопрос, я напишу тебе смску. Ладно?
- Хорошо. А это надолго?
- Пока не знаю, – сказала Есения. – Ну, я побежала. Чем быстрее уйду, тем быстрее вернусь.
С этими словами она закрыла дверь и поспешила в храм.
Ей повезло.
Людей в храме почти не было, а в центре у подсвечника стоял священник. Подтянутый, высокий, с коротко стриженными волосами и бородой. Его волосы и борода были каштановыми, а его лазурные глаза ласково и приветливо смотрели на всех.
Девушка подошла к нему.
- Здравствуйте, прошу прощения, я почти не бывала в храме, – несколько смущенно призналась она. – Вы – священник?
- Да, – улыбнулся он, – Вы что-то хотели?
- Даже не знаю, как начать, дело в том, что я вообще-то не крещеная, – волнуясь, сказала Есения, – но со мной позавчера произошла необычная ситуация.
Сбиваясь и волнуясь, она рассказала ему о столкновении у храма с пожилой женщиной, которая привела ее в храм и которая очень похожа на святую блаженную Ксению Петербургскую.
- Она привела меня к иконе… своей иконе, – немного сбиваясь от волнения, проговорила девушка. – Это невероятно, но ее лицо не узнать невозможно. Разве такое бывает?
Перекрестившись, священник спросил ее:
- А как вас зовут?
- Есения, – ответила она.
- Понимаете, Есения, вообще к таким вещам нужно относиться критически, – сказал он. – Мы – люди грешные и не достойны того, чтобы видеть Бога и святых, понимаете?
- Да, но дело в том, что это не все, – сказала девушка.
Вкратце она рассказала священнику о своей работе и приснившемся ей сне. Есения почти дословно повторила слова святой, которые та сказала ей во сне:
- Вот как это понимать? Разве я не хозяйка своим мыслям и идеям?
Глубоко задумавшись, священник внимательно окинул взглядом Есению и чуть замер, заметив, разницу в обуви. Он посмотрел ей прямо в глаза:
- Как?.. Как вы сказали?..
Его мозг лихорадочно заработал.
«Невероятно, – подумал он, невольно перекрестившись еще раз, – такое невозможно придумать, не зная основ православия. Неужели я являюсь свидетелем нового чуда?.. Господи, помилуй».
Девушка повторила еще раз:
- Разве я не хозяйка своим мыслям?
- Вы знаете, – медленно проговорил священник, – все хорошее, что мы имеем, и все добро, которое делаем, это действительно не наше, это дар Божий. Вы читаете что-нибудь о православной вере?
- Да, но пока мало успела узнать, – уточнила Есения. – В пятницу и субботу, то есть вчера и позавчера, я купила в Вашем храме несколько книг. Пока прочитала только одну – «Воцерковление для начинающих». Другие только просмотрела.
- А что вы купили? – спросил священник и уточнил. – Полагаю, что так мне будет легче ответить на ваш вопрос.
- «Закон Божий», книгу Серафима Саровского «Беседа о христианской жизни» преподобного Серафима Саровского и еще одну о блаженной Ксении Петербургской, – ответила она.
- О, это замечательно, – обрадовался священник, – у вас как раз есть книга, в которой говорится о том, что наша жизнь и все духовные и телесные блага, которые мы имеем – это дар Бога. Эта книга называется «Закон Божий» Об этом говорится в разделе «О жизни христианской», где речь идет о заповедях блаженства или, если говорить точнее, о первой заповеди блаженства. Вы читали эту главу?
- Нет, – ответила девушка, – я только кратко смотрела начало второй части о молитве, как правильно креститься и как одеваются священники.
- А, понятно, – чуть улыбнулся священник. – Полагаю, что вам стоит ознакомиться с главой о первой заповеди блаженства и вообще прочитать эту книгу. Хотя хотел бы задать еще пару вопросов: а что вы ждете от веры в Бога? Вы хотели бы креститься?
Немного смутившись, Есения ответила:
- Понимаете, я с детства люблю животных. Биология и химия – мои самые любимые предметы. Я недавно занялась одним научным проектом, который придумал мой брат, и задумалась над тем, что все, что наблюдаю, ставя химические опыты, не могло появиться так… из ничего… Должен быть кто-то, кто все это создал! Бог… наверное. Я не знаю, как правильно объяснить то, что чувствую, но….
- Вся эта стройная упорядоченная система не может быть сама по себе, и если все это так, то я готова принять веру и креститься, – почти на одном дыхании выпалила она.
- Да, я вас понимаю, – сказал священник, глубоко задумавшись, – давайте сделаем так: вы подумаете, попробуете воплотить то, что вам приснилось на практике. Ведь большой вопрос, получится ли это. К сожалению, я не компетентен в тех вопросах, которыми вы занимаетесь. В любом случае я буду о вас молиться. А пока, если вы хотите креститься и быть в Церкви, я посоветовал бы вам начать молиться дома и ходить в храм на всенощное бдение и литургию оглашаемых. Поскольку вы не крещены, вам можно быть только на литургии оглашаемых. Об этом вы можете узнать в книге, в которой есть тексты служб. Эта книга называется «Всенощное бдение. Литургия». Ее вы можете купить за свечным ящиком. Помимо этого, если вы хотите креститься… А где вы хотели бы креститься? В нашем храме или в другом?
- Да, в вашем.
- Если в нашем, то перед крещением вам стоит пройти огласительную беседу, которая проводится для желающих креститься по воскресеньям в час дня в Крестовоздвиженском храме.
- Понятно. Спасибо вам за такой подробный ответ. Правда, хотела бы уточнить, свечной ящик – это что? – чуть смущенно уточнила девушка.
- Свечной ящик – это место, где в храме продаются книги, иконы, свечи и многое другое. Там же можно получить просфоры в конце литургии, подать поминальные записки и узнать, когда и какой священник есть в храме.
- Скажите, а если мне что-нибудь еще привидится или приснится, что делать? – уточнила Есения.
- В случае видений хорошо осенить себя крестным знамением и помолиться краткой Иисусовой молитвой. Если видение не от Бога, оно может исчезнуть. В любом случае вы можете рассказать об этом мне или другому священнику. Правда, если вы хотите креститься и регулярно ходить в храм, то лучше советоваться и исповедоваться у одного священника, – ответил ей священник.
- Ой, я, наверно, тогда с вами буду советоваться, – обрадовалась она. – Вы так хорошо все мне объяснили. А когда лучше это делать?
- Беседовать со мной?
- Да.
- Если вы будете ходить ко мне, то сразу хотел бы сказать вам, что в храм нужно ходить не реже, чем раз в неделю по возможности. В крайнем случае не реже одного раза в три недели. Это такое правило. Что касается беседы о видениях или снах, то лучше всего пока по воскресеньям утром в начале десятого. Примерно как сегодня вы пришли в храм, то есть перед исповедью. Если вы креститесь, то тогда я позже вам скажу, когда лучше будет нам с вами беседовать.
- Да, я поняла. Спасибо, – ответила девушка и спохватилась, – Ой, а как вас зовут?
- Отец Игорь, – ответил он и уточнил, – И еще один момент на будущее. Со священниками не принято здороваться. Обращаясь к священнику, говорят «благословите, отец» и называют его имя. При этом руки нужно складываться вот так, и после благословения принято целовать руку благословляющего вас священника. Заканчивая беседу и прощаясь, также просят благословение, а сейчас извините, но мне уже нужно исповедовать пришедших ко мне людей.
- Отец Игорь, благословите, – быстро сообразила Есения.
Поцеловав руку священника, коснувшуюся ее сложенных рук, она отошла в сторону.

Продолжение: http://proza.ru/2024/05/16/527