Ч. 17 Сражение у мыса Матапан

Владимир Врубель
Предыдущая страница    http://proza.ru/2024/05/20/609

Англичане воевали более умело. Итальянский флот нёс потери, а немцы требовали, чтобы итальянцы более активно вели боевые действия на море, нарушали коммуникации снабжения англичан.

Ещё до разгрома в Таранто британский линкор «Warspite» в бою при Калабрии 9 июля 1940 года первым же залпом вывел из строя линкор «Giulio Cesare».

19 июля того же года австралийский крейсер «Sydney» и пять эсминцев потопили один лёгкий итальянский крейсер и повредили другой. В ночном бою 12 октября британский крейсер «Ajax» потопил итальянский эсминец и два миноносца.
 
Под нажимом немцев итальянцы решили провести крупную операцию массированного нанесения ударов по английским конвоям. Операция получила условное название «Гаудо».

В марте 1941 года в направлении острова Крит из баз вышло несколько групп итальянских кораблей. В полдень 27 марта 1941 года  их обнаружила восточнее Сицилии английская подводная лодка, а затем и воздушная разведка.

С наступлением темноты командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Эндрю Каннингем приказал выйти в море 2-й флотилии эсминцев и эскадре лёгких крейсеров, базировавшихся в Пирее.
 
Из Александрии в море вышла 1-я эскадра британских линкоров  «Warspite», «Barham» и «Valiant», а также четыре эсминца из 14-й флотилии эсминцев, охранявших авианосец «Formidable».

На авианосце находились 14 торпедоносцев Fairey Albacores и 13 истребителей Fairey Fulmar.

В ночь на 26 марта 1941 года командующий итальянским флотом адмирал Анджело Якино покинул порт Неаполя на своем флагманском корабле «Vittorio Veneto» с четырьмя эсминцами для встречи с тремя дополнительными дивизиями крейсеров в Мессинском проливе.

В 7.22 утра 28 марта произошла первая фаза боя у мыса Матапан. Во время артиллерийской перестрелки получил незначительные повреждения английский крейсер, а вот линкор «Vittorio Veneto» получил тяжёлые повреждения от британской авиации.

Он лишился хода и управления, но отчаянными усилиями итальянским морякам удалось восстановить ход корабля до 19 узлов.
 
Это был флагманский корабль, поэтому соединение итальянских кораблей, которое прикрывало повреждённый линкор, могло двигаться только с такой же скоростью, как линкор, что не давало итальянцам возможности оторваться от преследования англичанами.

Самолёты-торпедоносцы серьёзно повредили тяжёлый крейсер «Pola».  С наступлением темноты контакт между кораблями противников был утрачен. Но англичане с помощью радиолокаторов в 22.25 обнаружили итальянские корабли.

В бою англичане потопили три тяжёлых итальянских крейсера: «Pola», «Zara» и «Fiume».
 
В результате сражения у мыса Матапан итальянский флот потерял 3 тяжёлых крейсера, 2 эсминца и на несколько месяцев  был выведен из строя флагманский корабль линкор «Vittorio Veneto».

У англичан потери составили всего лишь два самолёта.

Это сражение тоже, как и разгром в Таранто, вошло в историю военно-морского искусства как первый ночной бой больших кораблей с использованием радиолокационных станций.

Погибли свыше 3000 итальянских моряков. Англичане спасли около 900 итальянцев, которых потом отправили в лагерь для военнопленных.
 
Операцию спасения - ею занимались английские эсминцы - пришлось прекратить, потому что на рассвете появились немецкие бомбардировщики, которые начали бомбить британские корабли.
 
Адмирал Каннингем приказал эсминцам покинуть этот район и отправил радиограмму в итальянский главный морской штаб, Супермарину, с координатами, где состоялся бой.

Прибывшее на это место итальянское госпитальное судно смогло спасти только 160 человек.

Эти два сражения, в Таранто и у мыса Матапан, и морально, и физически сломили итальянский флот. Только через два года итальянские корабли вступили в бой с англичанами и в результате сдались на Мальте адмиралу Каннингему.

На суше итальянцы тоже не блистали. Итальянские войска вторглись в Грецию 28 октября 1940 года. Наступление увязло в осенних дождях и грязи. 5 ноября греки контратаковали и отбросили итальянцев  к исходной албанской границе.

Спасая войска итальянских фашистов, немецкая армия и войска союзников Германии - Венгрии, Румынии и Болгарии - вторглись в Югославию, а затем в Грецию.

Немцы создали коллаборационистское марионеточное правительство, греческую территорию поделили на оккупационные зоны Германия, Италия и Болгария.

Себе Германия взяла под управление самые важные регионы страны и наиболее стратегически важные острова Эгейского моря.
 
Из-за поражения итальянцев на море остров Крит приобрёл для англичан и немцев особенно большое значение.
 
Немцы прорывались к нефтяным месторождениям на Ближнем Востоке, англичане стремились этого не допустить, потому что Крит мог стать для немцев трамплином для боевых действий на малоазиатском побережье и в Северной Африке.

Гарнизон острова насчитывал 42 тысячи человек: англичан, новозеландцев, австралийцев, греков. Английское командование исходило из того, что немцы будут пытаться захватить остров с моря, поэтому англичане стянули почти весь свой флот для обороны острова.

Это была непростительная ошибка, за которую англичане жестоко поплатились.
Немцы решили захватить остров с воздуха.

Они методично бомбили все три островных аэродрома, пока от 36 самолётов-истребителей 19 мая 1941 года не осталось только 7.

Ближайшие британские воздушные базы находились на Мальте, в Египте и в Мерса-Матрух на расстоянии до 1000 километров, а немецкие - в 120 -240 километрах от острова.

Это давало дополнительное преимущество немецкой авиации, которая и без того господствовала в воздухе.

К тому времени уже был разработан план нападения на Советский Союз. Гитлер рассчитывал одержать победу над Советским Союзом до наступления зимы, поэтому у немецкого командования были жёсткие сроки для полной оккупации Греции и захвата Крита.
 
Воздушно-десантные войска под командованием генерала Курта Штудента были приведены в боевую готовность 1 мая 1941 года. Операции присвоили наименование «Меркурий».

Её проведение назначили на 20 мая. На подготовку выделялось 20 суток.

Подготовка к ней на всех уровнях проходила в невероятной спешке.

Продолжение http://proza.ru/2024/05/22/579