Сильвана Пампанини была женщиной, глядя на которую вспоминаются бессмертные строки Николая Некрасова: «цветет красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива…». Статная красавица Пампанини (рост 174 см) со взглядом царицы имела все внешние данные, чтобы стать такой же кинобогиней, как Джина Лоллобриджида и Софи Лорен, но не получилось. Она не смогла... Попробуем разобраться, почему.
Сильвана родилась в 1925 году в Риме и стала сниматься в кино вскоре после окончания войны. Она быстро стала звездой в Италии, и в первой половине 50-х ее популярность была немногим меньше, чем у самых больших итальянских звезд тех лет - Сильваны Мангано и Джины Лоллобриджиды. А если говорить о женской красоте, то, пожалуй, именно Пампанини была самой эффектной актрисой Италии того времени.
До середины 50-х годов Пампанини снималась в нескольких фильмах в год, но с 1955 года ее карьера быстро пошла по нисходящей. Ролей ей стали предлагать все меньше и меньше, и 60-е она встретила уже в статусе бывшей звезды.
В статьях о Пампанини в Сети подобный поворот в ее карьере объясняется тем, что у нее возник конфликт с кинопродюсером Морисом Эргасом, который просил ее выйти за него замуж, но Сильвана ему отказала. В итоге он подал судебный иск, требуя возвратить стоимость подарков, которые он преподнес актрисе. Суд продюсер проиграл, но якобы после этого он начал мстить Сильване, в результате чего ей стали мало предлагать ролей. Мне эта версия не кажется правдоподобной. Я полагаю, что проблемы актрисы в кинобизнесе не были непосредственным результатом конфликта с Морисом Эргасом, поскольку он стал кинопродюсером лишь через несколько лет после конфликта с Пампанини.
Чтобы разобраться с тем, почему карьера Сильваны получилась такой скомканной, посмотрим, как развивались карьеры других итальянских звезд – Джины Лоллобриджиды, Софи Лорен и Сильваны Мангано. Первые две – общепризнанные богини кино, а Мангано считалась суперзвездой итальянского кино с конца 40-х до середины 60-х.
Джина была моложе Пампанини на 2 года (родилась в 1927 году) и к своим 25 годам она успела сняться в знаковых для себя фильмах, которые составили фундамент ее мировой славы: «Фанфан-Тюльпан», «Хлеб, любовь и фантазия» и «Посрами дьявола» (американский проект Джона Хьюстона с Хамфри Богартом).
Софи Лорен родилась в 1934 году и уже в 20 лет считалась молодой итальянской звездой, а к 25 годам стала звездой мирового кино, снявшейся в «Золото Неаполя», «Прекрасная мельничиха», «Хлеб, любовь и…», «Плавучий дом» и «Чочара».
Сильвана Мангано прославилась раньше всех - уже в 19 лет, когда на экраны вышел знаменитый неореалистический фильм «Горький рис».
С Пампанини ситуация совсем иная. В кино она пришла поздно – в 22 года. За следующие десять лет Сильвана снялась примерно в 50 фильмах, но на ее счету не было ни одного блокбастера, который бы стал ее визитной карточкой в мире кино. В большинстве картин она «играла себя» – знойную женщину, мечту поэта. От нее требовалось быть сексуальной приманкой для зрителей, что она с успехом и делала.
Для того, чтобы зрители охотней «клевали» на Пампанини, режиссеры постоянно заставляли ее играть в неглиже, выступать в кордебалете, купаться в бассейнах или море в чем мать родила (разумеется, не показывая Сильвану во всей красе). В амплуа секс-бомбы ее использовали как в комедиях («47 говорливых мертвецов» (1950) с Тото, «О.Кей. Нерон!» (1951) с Джино Черви), так и многочисленных драмах.
В этом могли убедиться и советские зрители в 50-х годах, когда к нам привезли драму Джузеппе де Сантиса «Муж для Анны Дзаккео» (1953), которую в СССР назвали «Утраченные грезы». Советский зритель с энтузиазмом шел на этот фильм в кинотеатры (его увидели 30 млн человек), и полагаю, что многие его смотрели не ради интересной истории (ее там нет), а чтобы полюбоваться на прелести Сильваны.
Уже в первые минуты фильма она появляется в ночной рубашке, а вскоре идет купаться голышом в море (подробностей публике не показали, но на общем плане кое-что все-таки промелькнуло!). Для 50-х годов зрителям и этого было достаточно, чтобы впасть в экстаз.
По сути, Пампанини была предтечей таких секс-бомб итальянского кино как Эдвиж Фенек и Глория Гвида, которые в 70-е перемещались из одного кинофильма в другой в чем мать родила. Поскольку в конце 40-х – начале 50-х в итальянском кино обнажаться было нельзя (допускались съемки «без верха» только для зарубежного проката) Пампанини была полуодетой секс-бомбой.
Она быстро стала секс-звездой, хорошо известной в Италии (как Лолло, Мангано и Лорен), но в отличие от конкуренток, ее известность была весьма ограниченной. У нее попросту не было таких фильмов, с помощью которых она бы покорила мир. «Муж для Анны Дзаккео» показали в СССР, но его не видели во Франции и Испании. Некоторые ее французско-итальянские киноленты показывали во Франции, но ни одна из них не стала блокбастером. Да и собственно в Италии у нее не так много действительно кассовых картин. Пользовался популярностью в Италии «47 говорливых мертвецов», но это фильм, где солировал Тото, а у Пампанини там небольшая роль.
Я не хочу сказать, что в ее фильмографии совсем нет стоящих картин, но их очень мало: «Председательница» (1952) Пьетро Джерми, «Один день в суде» (1953) Стено, «Опасная девушка» (1953) Гуидо Бриньони…
Была ли Пампанини хорошей актрисой? Не думаю. Ей лучше всего удавались роли в амплуа «порочной женщины»: например, наглой вертихвостки («Мессалины») в упомянутой комедии «Председательница» (1952) Пьетро Джерми или обольстительницы в драме «Опасная девушка», где ее героиня сбила с пути истинного женатого героя Жана Габена. В последней картине она так убедительно сыграла опасную красавицу Дейзи, что временами ее хотелось задушить – как одному из героев этой картины. Если же ей давали сыграть роль совсем иного плана, то тут начинались проблемы: например, в «Принцессе Канарской» (1954) с Марчелло Мастроянни (Марчелло тоже был недоволен собой в этом фильме и говорил, что эта роль была самой нелепой в его карьере).
В драматической картине «Муж для Анны Дзаккео» Пампанини тоже меня не впечатлила. Сценарий в этом фильме откровенно слабоват, и чтобы проникнуться симпатией к «несчастной» Анне (которую «поматросили» где-то за кадром и тут же бросили), актрисе надо было сильно постараться. Пампанини кроме своего печального лица ничего продемонстрировать нам не смогла. Зато в начальных сценах фильма, где актриса красовалась в ночнушке, она смотрелась великолепно. Сильвана была создана, чтобы поражать зрителей своей красотой, а не доводить до депрессии своими «страданиями».
А теперь посмотрим на Пампанини глазами итальянских продюсеров в 1955 году, когда ее карьера пошла под откос. Перед вами секс-бомба, которая не имеет в своем резюме больших кинохитов, является одноплановой актрисой, вляпалась в скандальную историю с каким-то «денежным мешком» (уже не в первую подобную историю!) и ей уже тридцать лет… Вам точно нужна такая актриса на главную роль в фильме, если вы хотите заработать на нем, а не получить убыток?...
30 лет для секс-бомбы в 50-е годы – это уже возраст. Для настоящей актрисы 30 лет – это всего лишь повод задуматься о переходе к другим ролям, более соответствующим возрасту. А секс-бомба не может на них перейти, поскольку у нее одно амплуа! И в нем нельзя сниматься десятилетиями. Карьера секс-бомбы в кино недолговечна. Я полагаю, что Сильвана Пампанини проверила этот постулат на себе.
Даже не обладая выдающимися актерскими данными, Пампанини могла бы стать большой звездой, но для этого ей надо было иметь в своем резюме фильмы, ставшие сенсацией в киномире. В таких кинолентах ей ролей не нашлось, а без них ей было невозможно долго оставаться на плаву с ее ограниченным амплуа. Ровеснице Пампанини - Джине Лоллобриджиде повезло больше – она тоже пришла в кино в амплуа секс-бомбы, но сумела поучаствовать в нескольких громких проектах в начале 50-х и следующие лет 15 была одной из главных суперзвезд мирового кино. Сильване с такими проектами не подфартило, поэтому кинобогини из нее не вышло, и карьера ее подошла к концу слишком рано.
Пампанини отнюдь не забыли в Италии после ее фактического ухода из кинобизнеса. В последующие десятилетия она работала на ТВ и радио, и время от времени получала небольшие роли в кино. Мне больше всего запомнилось ее последнее эпизодическое появление на большом экране - в картине «Таксист» (1983), которую поставил Альберто Сорди с самим собой в главной роли. В этой комедии она играет саму себя – бывшую звезду Сильвану Пампанини, которую хорошо помнит подвозящий ее таксист. Она рада, что ее еще узнают, но в конце их совместной поездки вдруг выясняется, что герой Альберто Сорди перепутал ее с другой бывшей звездой – Сильваной Мангано!...
В фильме Сорди Пампанини появилась не случайно – они были давно хорошо знакомы, поскольку в 50-е годы снялись в 6 совместных фильмах за два года! Наиболее известный из них - «Красавица-римлянка» (1955) Луиджи Коменчини.