Наконец-то я дошел до лабораторной постановки мастера режиссуры Константина Демидова «В ожидании Годо».
Как писалось в соцсетях Арт-пространства «Свои» (г. Краснодар) «…эта работа результат мужской лаборатории…», правда без женской энергии не обошлось. Мужскую роль Лакки, играет Екатерина Мединская.
Но обо всём по порядку:
Пьеса Самуэля Беккета имеет статус культовой, переведена на многие языки и ставится по всей планете, даже в Африке. На моей памяти из известных спектаклей это - постановка Юрия Бутусова с Хабенским и Пореченковым и каноническая работа в Театре Вахтангова, где тоже актриса играла мужскую роль Эстрагона. И самый нашумевший, британский, в котором главные роли играют . Помимо прочего есть даже, основанный на реальных событиях фильм о том, как эту пьесу репетировали в тюрьме. Кстати, очень хороший - рекомендую!
И кажется, что после всего этого придумать что-то новое маловероятно, но Константин Демидов, даже в рамках описания, делает невероятный кульбит. превращает персонажей пьесы в составные части человека:
Владимир - ум
Эстрагон - сердце
Поццо - Эго
Лакки - душа
Режиссура в связи с этим получается атомная, т.к. все диалоги героев приобретают полифонию смыслов и аллегорий, которые нужно смыслово увязать друг с другом. Все диалоги героев удивительным образом ложатся в эту структуру и приобретают дополнительные смыслы и подсмыслы. Ум вечно спорит с сердцем и периодически третирует его. А Эго ужасно подавляет душу и постоянно над ним издевается. Разве не так у каждого второго /первого(?) происходит внутри?
Помимо прочего, как постановщик, вместо дороги и сухого дерева вдоль неё, Демидов помещает героев в какую-то хрущевскую загаженную двумя хануриками халупу, с другим мертвым деревом - новогодней елью. Беккетовские кости от курицы, превратились в корочки от пиццы Поццо, а котелки поменялись на бейсболки, цилиндр и шапочку с пумпоном, но всё это, как ни странно, склеивается с пьесой.
Первый план сюжета таков: идёт вторая, или третья неделя после новогодних праздников. Наши Диди (Константин Некрасов) и Гого (Виталий Героев) снимают хату у представителя золотой молодежи Поццо (Андрей Некрасов), наркомана, периодически срывающегося в истерику и принимающего кокс. Он водит на веревке странное создание женского пола (Мединская), одетое как на дешевый новогодний капустник и называет это Оно - Мразь. Что могло случится между ними до начала пьесы?
Диди и Гого, естественно, ждут Годо, который никак не прийдет и это их угнетает до такой степени, что они постоянно квасят белую.
Второй уровень сюжета - смысловой. Диалоги частей человека между собой в этих обстоятельствах имеет свой дополнительный сюжет.
И ещё один пласт - уровень опыта души. Один день героев - целая жизнь человека. Заканчивая день, герои уходят в горнило красного цвета. Ад? Утроба? Что-то ещё?
Хотя в спектакле сыгран только первый акт, поверьте, мало не покажется. Если бы был второй, то я даже не знаю справились бы зрители с таком потоком… всего!
Отдельного упоминания хочу удостоить знаменитый монолог Лакки. Разорванный и неактуальный русскому уху текст, режиссер поменял на знаменитый монолог «Идущего к реке» в кислотной обработке. Душа как бы изрыгает его в танце. Очень сильная сцена, особенно если учесть, что Екатерина Мединская мечется в полуметре от зрителей первого ряда. Даром, что как и в пьесе её успевают «скрутить».
И из всей описаний выше «красоты» вырастает новый пласт пьесы, выводящий её в довольно узнаваемый русским зрителем контекст (вечный диван, ламповый, телевизор, советские статуэтки, журнал и газеты времен СССР) и совершенно зубодробительные смыслы. Я даже поймал себя на мысли, что это наверняка будет интересно студентам психологического факультета, а может быть даже и педагогам.
Прибавьте к этому, совершено камерную атмосферу, в которой актеры находятся на расстоянии вытянутой руки (в зале всего 30 мест), в которой невозможно сфальшивить.
Теперь к актёрам. Лаборатория организована для любителей театра, т.е. людей живущих своей жизнью и увлекающихся театром в свободное от работы время. Не профессионалов! В это сложно поверить, т.к. их самоотдача в постановке подкупает с первых минут, а профессионализм удерживает до самого конца.
Кстати, музыкальный лейтмотив спектакля, основная тема из фильма «Кин-дза-дза». Что тоже, само собой отсылает к дополнительным смыслам, трешовости, иерархии малиновых штанов и человеческому беспределу. А «Скованные одной цепью» Наутилуса, идеально раскрывает суть происходящего. Как бы не спорили и не издевались части человека, оно априори одно и горе тому, кто не сумеет их подружить с своем сознании.
Я бы даже назвал для вас этот спектакль «В ожидании Осознанности». И Константин Демидов в конце дает тонкий намек на то, что иначе вполне может быть: Эго - поет финальную песню (оно вообще любит выступать и быть на виду), Душа, одетая в красное платье (цвет страсти и любви) танцует и соединяет Ум и Сердце, которые, хоть и в масках, но движутся в унисон.
А закончить эту статью я бы хотел обращением и вопросом к режиссеру: хоть этот спектакль выглядит, как нечто очень ужасное и одновременно прекрасное, втаптывает и одновременно одухотворяет, я считаю несправедливым, что этот спектакль-пособие раз в месяц смотрит лишь 20 человек (зал был неполным). Это нужно увидеть миллионам! Разве вы не гораздо больше таких пространств?
ps: жду ваши постановки в ведущих театрах страны!