Политический контекст евангельских событий
Политический и религиозный контекст евангельских событий
Самым главным политическим фактором периода, к которому могли относиться евангельские события, была римская оккупация Иудеи, последние остатки политической независимости которой исчезли в 6 г. н. э., когда Иисусу было лет двенадцать. Какова же роль римлян в Евангелиях, или : где же римляне в Евангелиях? Ответ гласит: они едва упомянуты; в Евангелиях римская оккупация трактуется как нечто не представлявшее ни интереса, ни важности. Во всех четырех Евангелиях, вместе взятых, слово «римляне» встречается лишь один-единственный раз (Ин., 11:48).
Каков же был реальный политический и религиозный контекст тех событий, которые дали дату отсчета новой эры в истории человечества?
Римская оккупация была для евреев осквернением Святой земли нацией жестоких и злобных идолопоклонников. То, что народ Божий мог быть лишен своей автономии, было для них ужасающе непостижимо, это можно было объяснить только как пролог к новой драме освобождения. Это освобождение, мечтой о котором они жили, должно было стать даже более крупным событием, чем Исход из египетского рабства, возвращение из Вавилона или победа Хасмонеев над греками двумя столетиями ранее.
Однако Евангелия словно забывают о самом факте оккупации, о бойнях и распятиях всякий раз, когда власти римлян, господствовавших над Палестиной, был брошен вызов.
Евреи времен Иисуса вовсе не примирились с властью оккупантов .
Во всей империи не было ,пожалуй провинции, в которой римляне были так ненавистны населению , как в Иудее. И ненависть эта мотивировалась не столько патриотическими побуждениями, сколько религиозными. Для евреев Иудея была святой землей, Иерусалим-еще более святым городом.Наисвятейшим местом был Храм. Присутствие в нем ненавистных язычников было осквернением и не знающим прощения оскорблением, нанесенным Богу, избравшему этот Храм своим святилищем.
Евреи никогда не скрывали своей ненависти к римлянам, и те знали, что имеют дело с фанатиками, отрицающими божественность императора и законость римской власти в Иудее, остающимися до конца верными своему Богу.
Для евреев римлянин, незнакомый с правилами сложного ритуала омовения, был «нечист» не только в прямом смысле слова: он был воплощением разврата, чувственности, угнетения, — т.е. всего противного еврейской этике. Еврей не только не вошел бы в римское жилище, но и не дотронулся бы до римлянина, не говоря уже о рукопожатии. Замечание Тацита, что евреи «смотрят на весь мир с враждебной ненавистью» совершенно точно определяет их отношение к римлянам. Не менее точно Tацит определяет полярное расхождение евреев и римлян по отношению к духовным ценностям: «все, что для нас свято, для них [евреев] богохульно».
Беспрестанное нарушение римлянами еврейских прав и традиций «приводило народ в совершенное бешенство».Это заявление христианского историка четвертого века в точности определяет душевное состояние евреев, живших в Иерусалиме во времена Иисуса. Это было «совершенное бешенство», исключающее какое-либо сотрудничество с ненавистными правителами. Если прибавить к этому отвращение и презрение прокуратора и его окружения к евреям, то картина совершенного взаимоотрицания станет полной.
В разных местах страны происходили беспорядки. Росло Мессианское движение
После смерти Ирода в 4 г до н.э.в Галилее появилась грозная группа разбойников, возглавляемая харизматичным бунтарем по имени Иуда Галилеянин.Иуда объявил Иудейское государство республикой, которая признает лишь Бога царём и правителем и Его законы считает верховными.
Галилеянин положил начало совершенно новому движению , которое Иосиф Флавий назвал «четвертой философской школой», чтобы отличать ее от других трех «школ» — фарисеев, саддукеев и ессеев. Последователей этой «четвертой философии» отличала от остальных непоколебимая преданность идее освобождения Израиля от иноземного господства и упорное стремление не служить никому, кроме единого Бога, пусть даже ради этого им пришлось бы умереть.
У людей набирало силу чувство, что близится конец существующего мира и новый, божественный порядок вот-вот явит себя. Царство Божие было совсем рядом. Все говорили о нем. Но власть Бога могла быть установлена только с помощью тех, у кого есть рвение бороться за нее.
Чтобы наказать Сепфорис за помощь сторонникам Иуды, римляне сожгли город дотла. Мужчины были перебиты, женщины и дети проданы в рабство. Более двух тысяч мятежников и тех, кто им сочувствовал, были распяты на крестах. Память об Иуде Галилеянине и о том, что он сделал, никогда не ослабевала.
Некий самаритянский самозванец собрал под своим командованием вооруженное множество людей, воодушевляемых идеей, что пришел Мессия, их великий освободитель.Однако Пилат быстро нанёс им поражение и убил их предводителя.
Другой человек, по имени Февда, выдававший себя за Мессию, был предводителем отряда из 400 еврейских повстанцев, боровшихся против римского владычества.
Почти Все они были убиты, включая и самозванца.
Лет через 20 после смерти Иисуса появился в Иудее египетский еврей, который заявил, что освободит Иерусалим от римского ига. Он собрал тридцать тысяч последователей и убедил их следовать за ним на гору Елеонскую, говоря, что оттуда они увидят как падут стены Иерусалима по его слову в качестве прелюдии к захвату римского гарнизона и обретению городом независимости. Римский правитель, восприняв это как начало восстания, незамедлительно атаковал их, убил четыреста человек, а остальных рассеял, но египтянину удалось бежать.
Короче говоря,пока смиренные ожидания иудеев были обращены к Мессии, который один освободит их от римского гнёта и “восстановит царство Иерусалима”, появлялись самозванцы лжемессии и именно такими были их претензии.
Власти ощущали апокалиптический жар, разлитый в воздухе, и реагировали на любой намек на подстрекательство к мятежу. Все лжемессии провозглашали своей целью спасение Израиля и все были казнены римлянами за это.
Однако,едва была потушена одна вспышка, как появлялась другая, точно в больном организме воспаление переходит с одной части на другую. Обманщики и разбойники соединились на общее дело. Многих они воодушевляли на войну за освобождение, другим же, подчинявшимся римскому владычеству, грозили смертью, заявляя открыто, что те, которые добровольно предпочитают рабство, должны быть принуждены к свободе. Вся Иудея была полна их насилий, и с каждым днем эта война разгоралась все сильнее.
Таков был реальный политический и религиозный контекст евангельских событий.
© Copyright:
Игорь Лощинин, 2024
Свидетельство о публикации №224070401443