Учение Иисуса Христа о Царстве Божьем

Игорь Лощинин
               

   Выражение "Царство Божие" (ЦБ)( или Царствие Небесное)  – древнееврейская идиома, означающая время, когда в мире установится правление Божие, Его царствование. Для евреев этот термин обозначал наступление  эсхатологической новой эры, где правителем будет Бог, где будут установлены новые отношения с людьми и со всем мирозданием.Это время, когда враги (напр., языческие державы) будут побеждены, когда установится та или иная вожделенная иудеями политико-социальная система.
"И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино" (Зах 14:9).
       Пророк Исая так   описывает это идеальное Царство Грядущего:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю ... А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю.. и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих...И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ...будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно .. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу... говорит Господь." ( Ис.65:17-25)
    В этом  Царстве не будет слышно плача, будет царить веселье и радость; не будут умирать прежде, чем насладятся полнотой земных дней.А умирая, не будут изуродаваны приметами старости и болезнями...
У Исайи ЦБ — это  гармоничное бытие в Грядущем , в котором не будет места злу , взаимному «пожиранию» друг друга.

   Учение Иисуса о ЦБ проходит красной нитью через Евангелие и   выражено оно в виде отдельных высказываний и притч. Его деяния ( чудеса, исцеления, воскрешения) и Его образ жизни также рассматриваются как выражения учения.
   Весть Христа о ЦБ, которую Он нес народу, была настолько новой и отличающейся от известной Его современникам, что Он Сам, по-видимому,не вполне мог её  полностью сформулировать.
«Новая реальность» ЦБ Христа не может быть выражена словами. ЦБ  можно лишь «уподобить» чему- либо, существующему в мире, при помощи земных понятий и символов, и этим образам Иисус посвятил большинство своих притч:
Царство подобно «закваске в тесте» ( Мф13:33-35); оно созревает и прорастает в человеке незаметно, превращаясь из «горчишного зерна» в дерево, в ветвях которого укрываются птицы (Мф 13:31-32); оно вытесняет в душе человека все его земные привязанности, подобно драгоценной жемчужине(Мф13:45-46) или бесценному сокровищу (Мф 13:44)…
 
     Однако, по-настоящему новое в Его провозвестии ЦБ выражено у ЛК 7:22-23 (Мф 11:5):
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают , и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо мне»..
    Матфей и Лука понимают эти слова как перечисление чудес, совершенных Иисусом на глазах посланцев Иоанна.  эта  фраза  представляла собой свободную комбинацию цитат Ис 35,5: 29:18 ( изображение эры спасения) и Ис 61,1 (радостная весть для нищих) :
 «Тогда откроются глаза слепых,и уши глухих отверзутся. (6) Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет издавать крики радости.....» (Ис 35,5).
«В тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
И нищие будут вновь радоваться Господу, и беднейшие из людей - ликовать и радоваться Святому Израиля...»(Ис 29,18).
«Дух Господа Бога покоится на мне, ибо Господь помазал меня; он послал меня нести радостную весть нищим, исцелять сокрушенных сердцем, возвещать пленным освобождение и узникам - избавление от оков»(Ис 61,1 )
    Используемые образы: прозревание слепых, обретение слуха глухими, ликующие возгласы немых и т.п. - все это в целом - древнейшие обороты речи, посредством которых на Востоке описывали эру спасения, когда не будет больше ни горя, ни страданий, ни боли.
Таким образом, Лк 7,22(Мф 11:5) - это выражение эсхатологического ликования Иисуса.
Акцент делается на  шестом тезисе (Лк 7:23), что следует не только из того, что он стоит в конце, но и из заключительных слов , которые  имеют Синод. перевод  «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» ,( т.е. блажен тот, кто не  усомнится во Мне, в том, что я Мессия).
Однако в переводе одного из авторитетнейших знатоков арамейского языка проф. Иоахима Иеремиаса ( «Богословие Нового Завета». ч.1) Лк ( 7:23 )имеет несколько  перевод :«блажен тот, у кого я не вызываю негодования».
   К утверждениям о том, что слепые видят, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и мертвые воскресают,заключительные слова о возможном негодовании  относиться не могут. Видимо, в практике Иисуса  было нечто, что в высшей степени задевало нравственные установления,и  Иеремиас считает, что  здесь имеется в виду предложение спасения нищим. Когда преодолевших это негодование Иисус называет блаженными, Он тем самым подчеркивает важность этого утверждения (;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;.) То, что эти слова действительно определяют главное в провозвестии Иисуса, подтверждается еще и с другой стороны тем же высказыванием, открывающим мощное эсхатологическое провозглашение обетовании блаженства: ;;;;;;;; ;; ;;;;;;   — «блаженны нищие» (Лк 6,20).
 

                Кого Иисус называет «нищими»?

    Чтобы составить себе представление о людях, которым Иисус принес радостную весть, следует исходить из того, что приверженцы Иисуса в Евангелиях  именуются по-разному. С одной стороны, они неоднократно характеризуются как «мытари и грешники» (Мк 2,15.; Мф 11,19; Лк 15,1), либо «мытари и блудницы» (Мф 21,32), либо просто как «грешники» (Мк 2,17; Лк 7,37.39; 15,2; 19,7). Глубокое презрение, содержащееся в этих определениях, указывает на то, что исходили они от противников Иисуса; Мф 11,19 i Лк 7,34 явно подтверждает это.
   Понятие «грешник» имело в окружавшей Иисуса среде весьма определенный оттенок.Это слово применялось не только в общем значении, но и в специальном - к людям презираемых профессий. На это ясно указывает такие словосочетания, как «мытари и блудницы» (Мф 21,31), «грабители, обманщики, прелюбодеи, мытари» (Лк 18,11).  Приверженцы Иисуса часто называются «малыми» (Мк 9,42; Мф 10,42; 18,10.14) или «малейшими» (Мф 25,40.45), а также «простецами» (Мф 11,25 ),которым противопоставляются «мудрые и разумные» .
Т.о. , в круг приверженцев Иисуса входили преимущественно люди с дурной репутацией, необразованные, невежественные, которым их религиозное невежество и аморальное поведение, согласно убеждениям того времени, преграждают доступ к спасению.

       Понятие «нищие», как показывает первое из обетовании блаженства, употребляется у Луки и у Матфея в разных смыслах. Лк 6,20 дает краткую форму:»блаженны нищие», Мф 5,3 - более длинную:»блаженны нищие духом».
Разным словесным формам соответствует разный смысл, как это видно из контекста.
В передаче Луки имеются в виду действительно нищие, точно так же как в продолжении обетовании блаженства - действительно голодные, плачущие и преследуемые (Лк 6,21-23).Из текста Лк 6,22 видно, что здесь скорее всего имеются в виду ученики, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть нищету, голод и преследования.
В передаче Матфея, напротив, первое из обетовании блаженства понимается в чисто религиозном смысле, о чем говорит добавление «духом». согласно этой точке зрения,понимаются смиренные, нищие перед Богом, которые, подобно просящим милостыню, стоят перед ним с пустыми руками, сознавая свою духовную нищету.
 
    Можно с уверенностью утверждать, что «нищие» - это угнетенные в самом широком смысле слова: притесняемые, которые не в состоянии себя защитить, отчаявшиеся, неизлечимые. Означая первоначально убогих и несчастных, у пророков это понятие охватывает всех притесняемых и бедняков, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. В этом широком смысле, который приобретает у пророков понятие «нищие», употребляет его также и Иисус. Нуждающиеся, голодные и жаждущие, нагие и странники, больные и заключенные - все они, несомненно, принадлежат к «малейшим»: они его братья (Мф 25,31-46).
Однако у Христа круг «нищих» шире. Он называет их голодными, плачущими, больными, труждающимися, обремененными, последними, простодушными, потерянными, грешниками, делая акцент на разные стороны понятия «нищие»

    Откликом на Радостную весть была буря негодования. Провозвестие Иисуса было резко отвергнуто : отделение от грешников считалось в иудаизме первейшим религиозным долгом.
Eвангельские сообщения о провозглашении Иисусом радостной вести для нищих воспроизводят «подлинный голос» Иисуса.

                "Да приидет Царствие Твое"
 
       Иисус не дает четкого определения тому, что такое «Божье Царствие» и лишь намекает в притчах  о его природе.
Он  молит Бога о его пришествии : «да придет Царствие Твое, будет воля Твоя и на земле, как и на небе» (Мф. 6:10; Лк. 11:2). «Приблизилось Царство Божье», — провозглашает Иисус. Иными словами, Бог в осуществлении своего предвечного замысла должен  воцариться над Израилем и всей землей, даруя справедливость и милость народу своему и всему миру.
      В основе  проповеди Иисуса лежала идея не о «небесах»,  а скорее, о преображенной земле  , на которой царит всякого рода справедливость и мир, где всем всего будет в достатке и где, согласно пророку Михею, «никто (уже) не будет устрашать» людей (Мих. 4:4).
 
      
                КАК ОБРЕСТИ ЦБ.
                Заповеди блаженства
               
      Учение Иисуса о Царстве Божьем  отражено в Нагорной проповеди. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства,какими душевными качествами должны обладать христиане, чтобы  обрести Царство. Следование этим качествам при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни в Царстве Божиим, которое  является эсхатологическим Царством грядущего и в то же время начало которого могут ощутить в себе те, кто уже сегодня начинают жить по законам Бога.
     «Счастливы ( блаженны) нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду , так как они обретут ЦБ»(Мф 5 и Лк 6 ),

     Иисус поздравляет Своих учеников и последователей с тем, что, с обычной точки зрения, выглядит скорее бедой или наказанием, чем поводом для поздравлений, потому что с наступлением Божьего правления происходит великий эсхатологический переворот:все, что так дорого людям, теряет всякую ценность, но утверждаются ценности вечные, божественные, которые раньше часто бывали у людей в пренебрежении.Несмотря на земные лишения и страдания, на которые их обрекает бедность и угнетенное положение, их должна переполнять великая радость: они уже избраны Богом.
Поздравления Иисуса обращены прежде всего, к Его ученикам, к тем Двенадцати, которые всё оставили  ради следования за Ним.В рассказе Луки о Нагорной проповеди это выступает еще яснее, чем у Матфея, потому что Нагорная проповедь следует непосредственно за избранием двенадцати (Лк 6:13).
Один богослов  назвал Нагорную проповедь «проповедью по случаю посвящения в сан Двенадцати». Иисус произнес перед двенадцатью учениками проповедь перед тем, как они приступили к исполнению своей миссии.

       С одной стороны, блаженства отражают апокалиптические представления Иисуса о наступлении Царства Божьего, а с другой - то, что оно уже наступает, что не многие, а лишь некоторые могут вкусить частично уже здесь и сейчас.
Те, кто идут за Иисусом и следуют его призывам, могут ощутить, какой будет жизнь в Царстве,где не будет войн,— и ученики Иисуса призваны быть миротворцами уже сейчас. В Царстве не будет ненависти — и ученики Иисуса призваны любить всех уже сейчас. В Царстве не будет несправедливости и угнетения — и ученики Иисуса должны уже сейчас бороться за права угнетенных. В Царстве не будет голода, жажды и нищеты — и ученики Иисуса уже сейчас должны помогать бедным и бездомным.
 
               
                Царство  Божие: в настоящем, прошлом или будущем?
.
    В Евангелиях приводятся  противоположные свидетельства  относительно  ЦБ. С одной стороны, иногда Царство описывается  как нечто, лежащее в будущем, причём скором будущем, а с другой -представляется как реальность, уже существующая.
 В самом раннем Евангелии от Марка Иисус  так говорит о  приходе ЦБ  :
 «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят ЦБ, пришедшее в силе.»(Мк 9:1). «В те дни... солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою... Не прейдёт род сей, как всё это будет.»(Мк 13:24–26, 30)
    Иначе представелено явление Царства у Луки:
    «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт ЦБ, отвечал им: не придёт ЦБ приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там: Ибо ЦБ — среди вас.»(Лк 17:20–21).
    Иногда даже в рамках одного и того же текста возникает противоречивая картина.
Так, cогласно Лк 17:20–21, приход Царства не будет виден; более того, создаётся впечатление, что Царство в будущем не предвидится, но оно уже присутствует среди людей.Однако, согласно следующему  отрывку, Лк 17:22, приход Царства будет заметен всем и каждому:
    «Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края небес, так будет Сын Человеческий в день свой».
    Ещё менее понятны слова Лк 17:20–21 в свете Лк 17:28–31:
    «Когда начнёт это сбываться... поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше... знайте, что близко ЦБ».

    Можно выделить три логические возможности.
1.Иисус учил о Царстве как о будущем явлении, а идея Царства как нынешней реальности приписана ему христианами. т. е. фразы типа «не прейдёт род сей, как всё это будет» (Мк 13:30) аутентичны или, во всяком случае, верно отражают мысль Иисуса, а фразы типа «ЦБ — среди вас» (Лк 17:21) суть поздняя выдумка, сделанная христианами в ту пору, когда стало ясно, что апокалиптическое Царство не пришло.
    2. Иисус учил о Царстве как о нынешней реальности, а идея апокалиптического Царства вроде «не прейдёт род сей, как всё это будет» (Мк 13:30), являются выдумкой христиан, находившихся под влиянием еврейской апокалиптики.
    3. Иисус учил и тому, и другому, причём оба аспекта в его учении органично сочетались.