"Изгнание торговцев из Храма".
Конфронтация между Иисусом и правящими властями.
Триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим в сопровождении ликующей толпы учеников и присоединившихся к ним паломников «по сценарию» мессианского пророчества был по существу акцией утверждения Иисуса в статусе мирного Царя Мессии, с приходом которого должно явиться и Царство Небесное. Все должно свершиться "согласно пророчествам".
Как заметил немецкий богослов Реймарус, «эта удивительная публичная процессия, которую Иисус не только терпел, но и поощрял, не могла иметь другие цели, кроме как цели земного царства. В любом случае,въезд Иисуса в Иерусалим можно было воспринять как прямой публичный вызов власти, еврейской и римской" .
Другим, не менее важным событием, которое также во многом определило Его "Путь на Голгофу",было так называемое "Очищение Храма".
Иерусалимский Храм в то время являлся центром местной системы господства, которая включала храмовые власти с главным первосвященником и членов аристократических семей , т.е. тех, кого евангелисты называют обобщённо "первосвященники, старейшины и книжники"
Главной обязанностью храмовых властей перед Римом была лояльность и сотрудничество. Они должны были сделать так, чтобы ежегодная дань Риму была выплачена, а также поддерживать внутренний мир и порядок.
Местной системе господства приходилось активно сотрудничать с Римом, чтобы сохранить хорошие отношения, но не настолько, чтобы злить своих еврейских подданных.
Народ презирал коллаборантов, но с любовью и гордостью смотрел на великий Храм и поддерживал его через налогообложение и паломничество.
Более того, евреи были готовы умереть за неприкосновенность своего Святого Храма. В 40-41 году, когда император Калигула планировал установить в храме статую самого себя как воплощенного Зевса, «десятки тысяч» невооруженных евреев были готовы умереть как ненасильственные мученики, чтобы предотвратить это страшное богохульство.
Об "очистительной акции " свидетельствуют все четыре канонических Евангелия, что само по себе говорит в пользу его историчности. Однако данный эпизод описан довольно буднично, почти что мимоходом, словно евангелисты не знали о его подлинном смысле или, возможно, сознательно умаляли значение события, его радикальный подтекст .
Иоанн так описывает это событие (2:12-23)
«После сего( Чуда в Кане Галилейской) пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. 13Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. 18На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21А Он говорил о храме тела Своего. 22Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус."
Очень похожий случай описан у синоптиков (Мф. 21:12–17; Мр. 11:15–17; Лк. 19:45–46).
Марк дает следующее описание «акции» (11:15-18).
«15 И вот приходят они в Иерусалим. Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. 16 И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор. 17 Он учил их и говорил: «Разве не сказано в Писании: „Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов"? А вы превратили его в разбойничий притон!» 18 Когда это услышали старшие священники и учителя Закона, они стали искать способ расправиться с Ним. Ведь они Его боялись, потому что весь народ поражался Его учению».
Иоанн помещает данный эпизод в самое начало общественного служения Иисуса, сразу после первого чуда.Синоптики, напротив, относят его к последним дням Его земной жизни (у Матфея и Луки он происходит в день торжественного входа Иисуса в Иерусалим, у Марка — на следующий день). Соответственно, у Иоанна данный эпизод знаменует собой самое начало конфликта Иисуса с иудеями, у синоптиков относится к его завершающей фазе.
Среди ученых нет единого мнения относительно соотношения двух традиций -иоанновской и синоптической . По-видимому, датировка синоптиков более соответствует реальному течению событий, поскольку было бы странно ожидать от Иисуса столь дерзкой акции в самом начале Его служения, когда мало кто о Нем знал. Кроме того, вряд ли Иисус, совершив подобный акт, мог после этого в течение двух или трех лет проповедовать и даже время от времени приходить в Иерусалим: религиозные лидеры еврейского народа, — фарисеи и саддукеи, которым Он нанес тяжкое оскорбление, — просто не позволили бы Ему долго оставаться на свободе.
Согласно христианской традиции, евангелисты «не противоречат друг другу; а дают видеть, что Он сделал это в два раза, и что оба случая были не в одно и тоже время: в первый раз Он совершил это в начале,как упомянул Иоанн, а во второй — когда об этом поведали прочие три Евангелиста»
Согласно Сандерсу, Иеремиасу и др. ученым, опрокидывание столов и прилавков было не «очищением» храма от неподобающей святому месту коммерции (как это нередко трактуется), а пророческим жестом, символизирующим близкое разрушение храма в эсхатологической катастрофе, и этот жест был затем подкреплен «учением» -соответствующими пророческими словами. Именно после этого выпада против Храма «словом и делом» высшие священники увидели в Иисусе угрозу общественному спокойствию и представили Его римским властям как опасного нарушителя существующего порядка.
«Пророческое действие» состояло из четырех частей: (1) Иисус начал выгонять покупателей и продавцов, (2) опрокинул столы менял, (3) опрокинул столы продавцов голубей, и (4) не позволил никому ничего пронести через храм.
Смысл "действия" - разрушение храма, символическое "закрытие" во исполнение Божьей угрозы в книге пророка Иеремии (7 и 26).
«Он учил ИХ». На вопрос: кого именно - "их" - Он учил, ответ следует из предыдущего предложения: -"продающих и покупающих", "меновщиков" и "продающих голубей". Ну, и заодно - всех присутствующих, кто мог слышать, но прежде всего - именно вот этих низших служителей культа. Стоит обратить внимание, что их деятельность была совершенно законна, т.е. соответствовала требованиям Закона, про который Сам Иисус сказал, что "ни одна йота или черта не прейдет, пока стоит мир" (Мф, 5:18).Все эти люди делали то, на что они специально поставлены храмовыми властями,и с формальной т.зр. к ним не могло быть никаких претензий. Дело не в торговле на территории священного места, как порой принято думать.
«Он учил и говорил: разве не написано: «дом мой будет назван домом молитвы для всех народов»? А вы сделали его вертепом разбойников».(Марк 11:17). В евангельских сносках источники обычно обозначаются как Исаия 56:7 (для части "дом молитвы") и Иеремия 7:11 (для части «логово разбойников»):
«Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.Исаия 56:7
«Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.» (Иер 7:11)
Однако,исходя из контекста Иеремии (7 и 26), "логово" ( «вертеп»)- это убежище, безопасное место. Это не то место, где грабители грабят, но куда они бегут и прячутся после того, как ограбили в другом месте.
В контексте книги пророка Иеремии (стихи 4-14) Бог угрожает отвергнуть Храм и то, что в нем совершается, по причине отсутствия справедливости в обществе: нет "верного суда человека и соперника его", зато в практике "притеснение иноземца, сироты и вдовы", вплоть до "пролития крови"; здесь же "кражи, убийства и прелюбодейства" . Однажды - продолжает Иеремия - такое уже было в истории - посмотрите, что стало с Силомом, где когда-то находилась скиния . Аналогичное место у того же пророка в 26:1-6. Т.е. эта фраза про «вертеп» однозначно вызывает воспоминания у тех, кто знаком с Писанием и историей, о том, чем кончилось дело после слов Иеремии :война, разрушение Храма, депортация оставшегося населения - и вот эти слова звучат снова.
Если объединить слова из книги Иеремии и ситуцию, в которой они были произнесены Иисусом, с предыдущей Его деятельностью , направленной на уничтожение авторитета всей существующей религиозной системы ( личное отпущение Иисусом грехов помимо установленных Моисеем правил, Его исцеления в качестве подтверждающих знамений этой линии поведения и пр.), с провокационным въездом в Иерусалим в образе мирного Царя, то все эти сочетания слов и действий вместе взятые, провозглашают : Царство Бога - против как Римской имперской власти, так и против еврейского священнического сотрудничества с Римом. Иисус выступает с пророками Израиля, такими как Захария, за антиимперский подход против насилия, и с Иеремией за антихрамовые действия против несправедливости.
Слова об угрозе, нависшей над Храмом, глубоко задели и оскорбили священников, которые получили страшное предупреждение такими словами, которые трудно оставить без внимания.
Конфликт между Иисусом и священнической элитой все более нарастает. Иисус рассказывает притчу об арендаторах виноградника (Мк 12:1-11), основанную на Песне Исайи, где говорится о винограднике, который, несмотря на должную заботу, не принес никаких плодов (Ис 5:1–7). Священники верно поняли, что Иисус сказал эту притчу «о них» (Мк 12:12), потому что они знали, что Песнь о винограднике Исайи, в ее новом толковании Иисусом, была направлена именно против храмовой элиты.
После угрожающей притчи о злых виноградарях с Иисусом начали спорить самые разные люди и религиозные партии (Мк 12:13–34). Иисус не смягчал тон — напротив, призвал своих учеников остерегаться книжников, пожирающих состояния вдов (Мк 12:38–40). В качестве живой иллюстрации к своему предупреждению он оплакал судьбу вдовы, которая отдала свой последний грош богатой и, по мнению некоторых современников, алчной храмовой администрации (Мк 12:41–44)...
Вернемся к акции по «очищению» Храма.
Мог ли один человек «очистить» площадь такой величины?
Евангелисты не придают этому обстоятельству никакого значения. Однако, по словам исследователей, территория, о которой идет речь, была «сравнима с размером древнего города Ура». Можно предположить, что в Храм Иисус вошел в сопровождении учеников и той возбужденной приходом «Мессии -Царя» толпы, которая приветствовала Его приход.
В любом случае, ни охрана Храма, ни воины-оккупанты, расквартированные в находящейся рядом крепости Антония, казалось,не проявили ни малейшего желания вмешаться в конфликт.Иисус же мирно ретировался со своими учениками к городским воротам (Марк. 11, 19). Любой желающий мог проследовать за ним, но, похоже, представители власти не видели в этом необходимости, и против него не было предпринято никаких мер
После символического "очищения" Храма не только не последовали репрессии, но Иисус ещё несколько дней проповедовал в нем у сокровищницы (Лк 19:47; Мк 12:41) , беспрепятственно обличая ортодоксов:
"Вожди слепые , отцеживающие комара и верблюда поглощающие..горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… уподобляетесь окрашенным гробам, внутри которых кости мёртвых и всякой нечистоты..исполнены лицемерия и беззакония…" «(Мф 23:24-28).
Могло ли такое случиться, не имей Иисус соответствующей охраны? По существу, это был захват Храма , который, как и обещал пророк Захария, мог означать наступление Царства Божьего.
Что значит фраза о том, что "Иисус не позволял, чтобы кто-то пронёс через Храм какую-то вещь"? Иерусалимский Храм был одним из самых грандиозных сооружений тогдашнего мира. Он представлял собой не одно здание или площадь, а целый гигантский комплекс помещений, галерей и дворов.
Как же один-единственный человек мог "не позволить", чтобы кто-то пронёс через этот гигантский комплекс зданий "хоть одну какую-нибудь вещь"? Сколько человек Ему было надо, чтобы перекрыть все ворота, выходы, дворы и галереи?
И где в это время находилась охрана храма?
Храм был не просто центром всей религиозной жизни евреев- он был ещё и крепостью, и банковским хранилищем..
Среди левитов было спец. наследственное подразделение, чьей единственной задачей была охрана Храма. Уже в середине 5 в. до н.э. оно насчитывало 24 отряда под общей командой 4 командиров(1Пар.26:12-19)
Внушительная храмовая стража стояла у входов во внешние и внутренние дворы; по ночам территорию Храма патрулировали дозоры. На 21 посте караул несли левиты, а на трех-священники...
Куда делись все эти отборные части, когда Иисус опрокидывал столы меновщиков и пр.? Неужели они застыли в бездействии?А если нет, то сколько же приверженцев понадобилось Иисусу, чтобы нейтрализовать охрану? И чем эти приверженцы были вооружены?
Никто из торговцев и менял , согласно евангельским описаниям, не изъявил протеста против действий Христа.
Возможно, одни из них могли увидеть в Нем зилота – из тех зилотов, которые по смерти своего вождя, Иуды Галилеянина, оставались верными его девизу: мечом восстанавливать Царство Божие .Или, как предполагает Эрман, сопротивление действиям Христа не было оказано по той причине, что присутствующие поверили Его апокалиптическим предсказанием, тому, что Царство Бога наступает, тому, что Он - Пророк и Мессия .
Что же касается до учеников Христовых, то они усмотрели в поступке Христа, в Его «ревности о доме Божием» исполнение пророческих слов Псалмопевца, который, говоря, что его «снедает ревность о доме Божием», этим самым предсказав то, с какой ревностью о славе Божией будет проходить Свое служение Мессия.
Но так как в цитируемом у евангелиста 68-м псалме речь идет о тех страданиях, какие терпит Псалмопевец за свою преданность Всевышнему (Пс.;68:10),
то ученики Христа, вспоминая приводимое место из псалма, конечно, должны были вместе с тем подумать и о той опасности, на какую шел их Учитель, выступая так смело против тех злоупотреблений, которым могли бы покровительствовать священники. …
Иногда действия Иисуса в Храме рассматриваются лишь как один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл,как считают Некоторые критики,Иисус ,возможно, совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма. По их оценке,
поведение Иисуса в Храме могло не рассматриваться как провокация против священников и старейшин, за которую наказание было неминуемым.
Однако,как сообщается в Евангели, «услышали это книжники и пepвocвящeнники и искали, как бы погубить Его» .
Правда, о такой реакции первосященников и книжников сообщают только Марк и Лука и, как отмечает Лука, после этого эпизода Иисус «учил каждый день в храме». Если бы ,действительно, первосвященники приняли поведение Иисуса за объявление им войны, трудно понять, почему храмовые власти не предприняли против Иисуса никаких мер. Вооруженная храмовая стража могла арестовать его на месте. Прихожане не потерпели бы подобного поведения кого бы то ни было на храмовой территории, и вмешательство стражи было бы встречено всеобщим одобрением. А если бы ему в «очищении» активно помогали толпы учеников, это могло бы дать властям добавочный повод для быстрого и решительного полицейского вмешательства. А тут власти очевидно не только не вмешиваются, но и позволяют Иисусу проповедовать в Храме ….
Однако, через несколько дней Иисус был арестован. Проповедь у сокровищницы и дискуссии со священниками сменила ночная Гефсимания… Иногда предполагают, что такое резкое изменение обстановки было вызвано тем, что в Иерусалим вошли войска Пилата...
Вопрос о конфронтации Иисуса храмовым властям можно дополнить свидетельством археолога Крейга Эванса, , специалиста по Кумранским текстам.
Археологические находки проливают свет и на другой аспект столкновения Иисуса с храмовой элитой. На одном фрагменте папируса был восстановлен следующий текст .
«И, взяв с собой учеников, Он вошел во святой двор и прошествовал во Храм. И, подойдя, некий фарисей, верховный священник встретил их и сказал Ему: «Кто позволил тебе войти в это место очищения ..,когда ты не омылся и даже твои ученики не омыли ног своих? Но нечистыми вы вошли в этот Храм, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить ». Иисус тотчас остановился со своими учениками и спросил его: «А как же ты, находящийся в Храме, ты чист?» И он сказал ему: «Я чист, ибо я омылся в купальне Давида , надел белые чистые одежды. ». В ответ Он сказал ему: «Горе тебе, слепой, что не может видеть. Ты омылся в текущей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются благовониями и краской, чтобы возбудить похоть мужскую, а внутри они полны скорпионов и всяких пороков. Но я и мои ученики, о ком ты сказал, что они не омылись, мы погружались в воды вечной жизни, которая исходит с… Но горе тем…».
Этой выразительной истории мы не найдем в Евангелиях, она сохранилась на крохотном кусочке папируса….
События по «очистке» Храма являются темой бесконечных дискуссий в ученом мире.
Что могли означать действия Иисуса?
Была ли предпринятая "акция" в Храме следующим шагом Мессии, за которым должно было бы произойти главное : «открытие» Царства Божьего?
Возможно, Иисус думал, что приближается апокалиптический конец времён, в преддверии которого Двор Язычников должен быть очищен: ему должен быть возвращён его сакральный статус.
Или это был «вооруженный» захват Храма Иисусом и Его сторонниками?
Но при любой версии относительно «акции» в Храме, безусловно, это событие явилось одной из причин ареста и предания суду Иисуса.