Кино на все времена -5

Владимир Федулов
ОНИ НЕ ВЫШЛИ ИЗ БОЯ…

***
Заметки  о фильме
С. Ростоцкого
«А зори здесь тихие»
(1972 г.). 

Продолжение.
Начало цикла
«Кино на все времена»  см.:
http://proza.ru/2024/05/07/1453
http://proza.ru/2024/07/04/747
http://proza.ru/2024/07/09/290
http://proza.ru/2024/07/11/1494.

***

У двухсерийного фильма
«А зори здесь тихие» (юному для души, хотя минуло ему
52 года!), снятого
режиссером-фронтовиком
Станиславом Ростоцким по повести фронтовика Бориса Васильева,
две составляющие:
1-я серия  - «Во втором эшелоне»;
2-я серия - «Бои местного значения».

Но общая судьба защитников Родины: как девушек-зенитчиц,
не вернувшихся с войны, так и создателей фильма фронтовиков –
писателя и режиссера… И долг светлой памяти тому времени
и тем людям!
 
Эту мысль подчеркнул режиссер Ростоцкий, посвятив свой фильм
фронтовой медсестре - женщине, что вынесла его когда-то из боя
раненым и спасла 
жизнь!

Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» впервые опубликована
журналом «Юность» в 1969 г. , где редактором был фронтовик
Борис Полевой. И стала одной из популярнейших книг
о недавней войне!

В 1971 г. повесть инсценирована Юрием Любимовым в Московском
театре на Таганке. И в том же году за ее экранизацию взялся
мэтр советского кинематографа режиссер Станислав Ростоцкий.

Сцены военного времени им сняты в подчеркнуто реалистичной
черно-белой гамме, тогда как светлое довоенное время
девчата вспоминают в цвете…

Женщина на войне – это противоестественно, противоправно
по законам природы! Но  реально по  жестоким законам
жизни… А потому фронтовик  Ростоцкий, вопреки морали того
времени, настоял на  съемках эротического эпизода в бане,
где юные героини фильма предстают перед зрителями обнаженными:
ему важно было наглядно показать с экрана  – какие
юные тела  девушек как
будущих матерей  будут 
рвать, убивая их, пули
и ножи фашистов!   

Режиссер долго уговаривал актрис, убеждая в значимости такой
съемки.И они, отдадим должное, прониклись важностью  эпизода,
обговорив лишь  одно непременное условие: все репетиции и дубли
съемок в бане, кроме завершающего кадра, проводить в купальниках,
а на последнем дубле с обнаженной  натурой  на съемочной
площадке, кроме оператора и режиссера,
мужчин  быть не должно!

На том и порешили…

Особенность этого фильма и в другом: в нем нет «звездных»
актеров, любимцев публики! Лишь Ольга Остроумова,что в
роли Жени Камельковой, ранее
снималась  уже у Ростоцкого.
Остальные героини – выпускницы театральных училищ, фильм
стал их дебютом в кино
(Елена Драпеко,Ирина Шевчук,
Ирина Долганова и др.).

Как и главный мужской персонаж – актер Андрей Мартынов, что
предстал нам с экрана как старшина Федот Васьков.

Изначально роль старшины Васькова должна была достаться
актеру Вячеславу Тихонову. Но его  на тот момент уже
утвердили в роли Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений
весны». Вот и пришлось срочно искать замену!

Актеру Андрею Мартынову тогда было всего 26 лет и режиссер
Ростоцкий был недоволен: ну какой из него 40-летний
старшина? Не очень понравился Мартынов и автору
пьесы Борису Васильеву...

Актеру пришлось  преодолевать себя -  вживаться в роль и грим, отрастить усы, ему
подкладывали  ватные
плечи скрыть худобу!
А главное,приходилось учиться говорить заново -
на диалекте…

Вспоминает актер Мартынов:

«Я взял рукопись, открыл наугад, начал читать, увлекся
и в какой-то момент
расплакался. Так сильно пробрало! Поднял
глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят…
Потом мы записали несколько проб с девчонками. Я очень
волновался, поскольку до того не был на киностудии,
понятия не имел, как вести себя перед камерой.
В конце концов меня утвердили!».

Но утвердили не просто так. На съемочной площадке провели
анонимное анкетирование с приглашением в качестве
экспертов ветеранов войны! И все они единодушно
проголосовали за кандидатуру Мартынова.

В фильме выжил лишь старшина Васьков, все девушки
его отряда погибли… И каждая смерть была обставлена
столь драматично- реально, что участники съемок,
теряя ту или иную героиню, откровенно плакали…

Самой трудной оказалась гибель Лизы Бричкиной.
Для этого в болоте специально взорвали динамит, чтобы
в образовавшуюся воронку  стекала болотная жижа.
Туда актриса Елена Драпеко и прыгала, погружаясь
с головой, дубль за дублем! И еще старалась дольше
задержаться под водой, чтобы сняли над ее головой
выступающие на поверхности пузырьки воздуха…
И тянула над жижей руку!

***
При этом 3 месяца фильм пролежал на полке Госкино –
председатель Алексей Романов отказывался выпускать
картину в прокат! И лишь после того, как фильм
посмотрел и одобрил фронтовик Леонид Ильич Брежнев,
ему дали «зеленый свет»...

По опросу журнала «Советский экран» фильм «А зори
здесь тихие»  стал лучшим фильмом 1972 года, ему
присуждена  премия Ленинского комсомола
1974 года.

Государственной премии СССР за 1975 год были удостоены
режиссер фильма Станислав Ростоцкий, автор повести и
сценария писатель Борис Васильев, оператор фильма
Вячеслав Шумский и актер Андрей Мартынов –
исполнитель главной роли старшины
Васькова.

В советское время фильм «А зори здесь тихие» входил в
число рекомендованных к просмотру в рамках школьной
программы, а сегодня входит  в образовательную
программу российских вузов по специальности
«журналистика».

14.07.2024 г.

(Продолжение цикла следует)

Фото из интернета