Однажды, беседуя с коллегой (кандидатом психологических наук), услышала от нее такую фразу: "Одаренность - это хорошая обученность".
Я сделала удивленные глаза и попыталась возразить:"Если у человека нет музыкального слуха, разве он может стать хорошим музыкантом?"
На что получила ответ:"У китайцев у всех слух хорошо развит" (понятно почему: у них различение смысла в речи зависит от высоты звука).
Хотела я ответить:"Но мы же не китайцы"
И вспомнилась мне фраза из школьных лет:"Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество..." После этой фразы я поняла, что коммунистом я точно никогда не буду, потому что это просто невозможно.
Вот и про одаренность то же самое. Невозможно всем создать такие условия, чтобы все, было развито в совершенстве. Обязательно что-то будет развито лучше, а что-то хуже.
В советские годы была цель воспитать всесторонне развитого человека и я помню, что в школе у нас был предмет "Ритмика". Мы учились танцевать, а точнее, ритмично двигаться под музыку. Это было полезно.
А вот уроки рисования я не помню, то ли их не было, то ли учителя не могли найти. Но то, что детям в детстве нужно дать попробовать многое: и петь, и рисовать, и спортом позаниматься и т.д. Это, конечно, нужно. Обеспечить так называемое общее развитие.
"Драмкружок, кружок по фото,
мне еще и петь охото" - писала в то время Агния Барто. Главное слово: охото, значит хочется. Для того, чтобы дети с удовольствием бежали в кружки, там должны работать опытные педагоги, точно так же должны быть хорошие учителя и воспитатели. А где их взять, если целое поколение вырастает на гаджетах - на потреблении развлекательной информации.
Когда, кроме гаджетов ничего не хочется, растет пропащее поколение.
Сначала создаем зависимость от потребления развлекательной информации, а потом от этой зависимости придется "лечить".
Делая вывод, можно заключить, что часть правды во фразе "Одаренность -это хорошая обученность" есть, т.е., если в детстве не создавать условия для всестороннего развития личности, то одаренность может и не проявиться, само собой ничего не получится (или очень редкие исключения из правил). Пытливость ума тоже надо развивать, создавать для этого условия.
Есть другое утверждение: "Одаренность - это дар, которому нужно создать условия для его проявления".
Вот с такой трактовкой я больше согласна.