Концепция прихода Мессии
Ветхозаветная концепция прихода Мессии
Мессианская идея возникла и развилась в кризисный период еврейской истории, когда у "избранного народа", веками угнетаемого чужеземными завоевателями, исчезла надежда на возвращение счастливого царства Давидова обычным, естественным путем. Обещания ветхозаветных пророков, казалось, могли исполниться только сверхъестественным образом, посредством чрезвычайного божественного героя-избавителя.
Все пророчества Ветхого Завета сводились к основной идее: наступит день, придет Мессия и восстановит былое величие Израиля.
Чем более представлялось невероятным, чтобы Израиль когда-нибудь мог одержать верх над своими врагами, тем сильнее становились мессианские ожидания , предчувствие, что конечному торжеству должно предшествовать полнейшее ниспровержение существующего мирового порядка: времени наступит внезапный конец и его место займет «новое время» , вступлением в которое будет «день Господень».
Происхождение понятия «Мессия» уходит корнями в древнюю историю Израиля, в те времена, когда народом еще правили «помазанные» цари. Титул «мессия» (Машиах, по-гречески — «христос») не был для евреев божественным титулом. Он означает просто «помазанник». Помазание особым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол. Поэтому слово «Машиах», на иврите также означает царь; эта концепция («царь — помазанник Божий») вошла и в европейскую культуру.Такой титул давался двум должностным лицам — царю и первосвященнику. Обоих на церемониях вступления в должность помазaли маслом. Каждый еврейский царь из дома Давида назывался мессией-помазанником, одним из обычных титулов первосвященника было «священник-помазанник (мессия)».
Помазанником также могли назвать любого лидера, которого считали наделенным божественной миссией. Пророк Исаия называл «помазанником» («мессией») персидского царя Кира, одного из освободителей Израиля (Ис 45:1) .
В древних библейских пророчествах Мессия — это царь и духовный вождь еврейского народа. Во всех этих пророчествах есть одна очень существенная особенность: для еврейских пророков духовное возрождение мира неотъемлемо от объективных социальных перемен в реальной действительности. Мессия пророков — это не божество, а человек из плоти и крови, потомок царя Давида. При этом в центре внимания пророков находится, в сущности, не сама личность Мессии, а задачи, перед ним стоящие, т.е. изменения, которые он вносит в мир.
Из различных Иудейских Писаний известно, что термин "мессия" мог пониматься многими способами, и нет одного согласованного описания этого образа. Одни представляли его как человека, другие - в виде высшего существа.
В обыденном сознании этот термин гораздо чаще употреблялся по отношению к идеальному правителю , «помазаннику » - царю Израиля из «дома Давидова».
Ключ к этому широко распространенному пониманию слова «мессия» следует искать в обетовании, которое Бог, как сказано во 2 Цар 7 , дал Давиду:
"И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше...
Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки, буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
но милости Моей не отниму от него ...
И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки." (2-я Царств 7:16)
Сам Бог станет «отцом» сыну Давида, Соломону(«восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих»).В этом смысле царь был «сыном Божьим».
Царь Давид полагает основание роду, из которого выйдет Мессия.
Давид принадлежит к числу самых выдающихся личностей в истории Израиля как полководец, завоеватель, как основатель государства…Именно такого царя желали последующие поколения евреев.
У самого Давида, как и у его сына Соломона , был потенциал для того, чтобы стать Машиахом, только им это в силу ряда причин не удалось.
Царствование Давида запечатлено в памяти народа как вершина пройденного исторического пути.
Разделение царства, созданного Давидом, после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о возрождении в светлом будущем Дома Давида, мечту о рождении идеального евр. царя, потомка Давида -Машиаха. Евр. традиция передаёт много историй о Машиахе, котор. будет царствовать над Израилем и будет обладателем самых высоких моральных качеств. Давид считается в Библии носителем сущности, прототипом Машиаха, который сядет на престоле Давида царствовать вечно.
Однако реальная история распорядилась иначе.
Потомки Давида находились на троне довольно долго – около четырех столетий. Но в 586 году до н. э. Вавилонская держава разрушила Иерусалим и Храм, первоначально построенный Соломоном, и низложила царя из рода Давида с престола.
Некоторые еврейские мыслители пришли к убеждению, что обетование Божье по-прежнему оставалось в полной силе, но что оно осуществится когда-нибудь в будущем. Царь из рода Давида был временно низложен с престола, однако Бог обязательно вспомнит о своем обещании.
Поэтому Мессия-Царь-Помазанник еще должен был прийти – будущий царь, один из потомков Давида,который восстановит царство своего предка и снова сделает Израиль независимым государством.
Будущий Помазанник– Мессия – будет во всем подобен своему великому предшественнику: он будет могучим воином и искусным политиком; он поразит угнетателей, захвативших Землю Обетованную, и восстановит народ и монархию.Ветхозаветная традиция говорит о Мессии, что он восстановит мир между всеми народами и Израилем, закончит процесс возвращения евреев на Святую землю, построит Храм.
Судя по всему, те поколения евреев, которые разделяли подобные ожидания, видели будущего Мессию в политическом измерении – как величайшего и могущественного правителя, который восстановит царство благодаря военной силе, пуская в ход меч, чтобы поразить врагов.
Но другие евреи – в особенности склонные к апокалиптическим настроениям, – представляли себе это грядущее событие как нечто еще более чудесное: как деяние Бога, когда Он лично вмешается в ход мировой истории, чтобы снова сделать Израиль независимым царством, управляемым его Мессией. Это грядущее царство будет представлять собой не обычную политическую систему с присущими ей бюрократией и коррупцией, но станет, по сути,царством самого Бога – утопическим государством, в котором больше не будет ни зла, ни боли, ни страдания любого рода.
Представления о Мессии во времена Иисуса
Ни один еврей до Иисуса не думал, что Мессия будет Богом. Многие христиане верили и верят в божественность Мессии, но последователи иудаизма не считали так никогда. Это специфически христианская точка зрения: если Иисус есть Бог, то Мессия есть Бог. Однако данный аспект христианской теологии не имеет опоры в концепциях древнего иудаизма. В Мессии видели не Бога, а человека, избранного(посланного) Богом. Бог един, а Мессия — это «помазанник» Божий: Бог «помазал» его для выполнения определенной миссии на земле.
Традиционно термин "мессия" прилагался не к божественному ангельскому существу, а к человеку.Например, из свитков Мертвого моря известно, что ряд евреев, в особенности те из них, кто был привержен соблюдению ритуальных законов Торы, воспринимали будущего правителя Израиля как великого и могущественного священника, и в свитках Мертвого моря этот правитель-священник рассматривался как Мессия.
Во времена Иисуса некоторые евреи продолжали ждать Мессию-Царя,подобного царю Давиду. Палестинскими евреями правили римляне, но существовала надежда на то, что Бог вмешается и пошлет великого воителя, который уничтожит языческих врагов и восстановит царство Израиля. Яркий пример мессианских чаяний - в Псалмах Соломона. Этот еврейский текст был написан, видимо, в I веке до н. э. Он говорит о грядущем Мессии следующее:
"Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. И препояшь его силою поражать правителей неправедных.
Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и праведливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их.
Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих, угрозою его побегут язычники от лица его, и обличит он грешников словом сердца их…
и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале…
и сам справедливый царь научен будет Богом о них.
И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень"(Псалом Солом.17:26 )
Мессия должен уничтожить врагов и установить свой престол в Иерусалиме, откуда и править своим народом властно и справедливо. Мессия будет наделён сверхъестественным даром, т.к.его оружием будет не обычное вооружение, а "уничтожит безбожные народы словом уст своих" (17:26-27)
Некоторые еврейские современники Иисуса иначе представляли грядущего правителя Израиля. Они считали его не обычным земным царем, а могущественной ангелоподобной сущностью, посланной от Бога уничтожить врагов и установить Царство Божие на земле. В связи с этим часто вспоминали «подобного сыну человеческому» в Книге Даниила (напр., Дан 7:13–14).
Существовала и другая концепция, согласно которой помазанник будет могущественным священником, которому Бог вручит бразды правления над своим народом. Такой священник будет истолковывать священные заповеди и следить за их исполнением в грядущем благом царстве. Община, в среде которой были написаны кумранские тексты, ожидала даже двух мессий: светского правителя и священника.
Одним словом, мессианские чаяния начала I века отличались многообразием. Однако во всех вариациях присутствовала единая линия: Мессия мыслился как грядущий правитель народа Израилева, устанавливающий царство здесь на земле; это фигура властная и могущественная.
Главным образом в мессианской надежде в первом веке является традиционный Мессия ветхозаветных пророков — Царский Помазанник из колена Давидова,основными функциями которого будет уничтожение ярма язычников, восстановление царства Израиля, куда все евреи вернутся из изгнания, и установление социальной справедливости.
Некоторые верили в то, что Мессия откроет новую эру для всего человечества; что наступит эсхатологическая эра всеобщего мира, когда, по словам видения Исайи, мечи перекуют на орала и волк ляжет рядом с ягненком. Некоторые, однако, не верили в то, что приход Мессии обязательно принесет с собой мир во всем мире. Видение Исайи признавалось фарисеями как слово Господне, но во времена Иисуса оно не было обязательно связано с ожиданием грядущего Мессии, который разгромит римлян. Подобно ассирийцам, вавилонянам, персам и грекам, римляне могут оказаться всего лишь эпизодом в долгой истории евреев, а Последние Дни могут быть все еще впереди, в необозримом будущем.
Одна из групп фарисеев, а именно зелоты, была противниками самой идеи Мессии. По крайней мере, некоторые из них были республиканцами и желали полностью упразднить еврейскую монархию. Их лозунг гласил «Бог наш единственный Правитель и Господин». Желание зелотов упразднить монархию, а тем самым и роль Мессии, не было еретическим. Оно могло легко быть оправдано на основе Писания, которое носит в целом антимонархический характер.
Несмотря на столь большое разнообразие верований или мнений насчет Мессии и эсхатологии (доктрины о Последних Днях, конце света и т. д.), наиболее популярным верованием среди фарисеев и среди народа было, несомненно, то, которое гласило, что спасение придет через сына Давидова, чей приход будет предвозвещен пророком Илией. Сын Давида предъявит свои права на трон и во главе своей армии обратит римлян в бегство.Ему помогут Бог и собственная доблесть, как было с еврейскими героями прошлого,
Еврейские мессианские идеи были весьма отличны от тех, которые развились в позднейшей христианской церкви. Никакой концепции страдающего Мессии, который умрет на кресте, чтобы очистить человечество от грехов, в иудаизме не имелось. Спустя примерно столетие после смерти Иисусa идея страдающего Мессии, так и не став догмой, проникла в иудаизм в обстановке отчаяния, наступившей вслед за жестоким разгромом Бар-Кохбы в 135 г. н. э.
Можно сказать, что еврейская идея Мессии более «приземлена», чем христианская. Для евреев спасение было концепцией физической, а не чисто духовной. Мессианский век для евреев должен был стать кульминацией человеческой истории на земле. Даже Грядущий мир должен был наступить именно на земле, а воскрешение праведников — произойти во плоти в неком Рае земном, а не на бестелесных Небесах.
Тогда как христианская концепция вращается вокруг личности Мессии-Христа, который спускается из внеисторического измерения, чтобы спасти верующего от греха, еврейский Мессия представляет скорее эру,процесс, чем личность; он — заглавная фигура определенной стадии в развитии человечества. В сочинениях пророков едва ли найдется упоминание Мессии как личности, там нет никакой величественной сияющей фигуры, судящей человечество и едва ли не затмевающей Самого Бога своей славой. Вместо этого в сочинениях пророков возникает видение мира во всем мире, когда у людей будет «новое сердце»...
© Copyright:
Игорь Лощинин, 2024
Свидетельство о публикации №224081301003