Отец, и первоначально мама, посещали занятия-репетиции хорового коллектива в Доме культуры. Потом в хоре стал петь лишь отец, мамы занималась нашим воспитанием.
Однажды отец побывал с хором в Москве на ВДНХа, откуда он привез немало впечатлений, подарков, проспектов и книг. Одна из книжек рассказывала о Третьяковской галерее, на ее обложке была "Царевна -Лебедь" Михаила Александровича Врубеля.
Тонкое, загадочное лицо девушки в серебряной резной короне, украшенной перламутром и нежно-голубыми камнями: дивные, печальные очи, белая накидка на плечах, отороченная серебром и белые волшебные крыла,- девушка-птица, чудесным образом превратились они из прибоя с его морской пеной в крылья девушки-птицы.
О достоинствах этой картины велись споры, и далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром.
"Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор".
"Царевна-лебедь не похожа на Надежду Ивановну Забелу — совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в "Сказке о царе Салтане"...
Творчество художника Врубеля вызывает несомненный интерес, будит фантазию, таит немало загадок. Моя подруга Надежда, зная мое увлечение творчеством этого художника, подарила мне прекрасную немецкую книгу с репродукциями художника.
Премьера музыкальной драмы, которая вдохновила Врубеля, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди - «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина)- пела его жена Надежда Забела-Врубель.
Царевна –Лебедь, по сути, сценический портрет жены художника.
По словам современников, голос у Надежды Забелы был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело» (Михаил Гнесин).
Судьба
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург,
где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима — Татьяна Любатович. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль сестрички Гретель.
Сохранились воспоминания Надежды Забелы об их первой встрече с Врубелем:
"Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему — 40 лет, ей — 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно». Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
О дальнейшей жизни, о болезни художника читатель найдет в инете.
Скажу лишь, что В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить...
...В годы студенчества мы побывали в Киеве в Кирилловской церкви, на окраине Киева. Нашу группу отвела в церковь Нина Кругликова, с ней мы познакомились в Даугавпилсском пединституте. Творческий обмен.
Так мы и узнали, что М.Врубель участвовал в реставрационных работах и расписывал иконостас Кирилловской церкви.
Его Мадонна в вишневой накидке с ребенком на руках прекрасна и, на мой взгляд, вполне заслушивает сравнения с "Сикстинской Мадонной" Рафаэля. Пока еще не побывала Галерее старых мастеров в Дрездене, где с 1754 года находится шедевр Рафаэля.
И уже живя в Германии, будучи в Берлине, у Берлинской стены я увидела художника Дмитрия Врубеля. Он реставрировал свою картину «Поцелуй» (Брежнев и Хонеккер по-братски целуются) . Небольшой металлический забор, ограждающий художника от чрезмерного внимания зевак, на асфальте мольберт и дощечка с надписью : "Д.Врубель". Накануне прочитала заметку с фотографией художника в газете "Европа-Экспресс", поэтому сразу и узнала его.
На секунду художник оглянулся, и тогда я спросила о его родстве с Михаилом Врубелем. " Родство по мужской линии. Брат деда," - сказал он.
Фрагмент картины М.Врубеля. Из инета.