Тайна личности Иисуса

Игорь Лощинин
     Личность евангельского Иисуса представляется абсолютно загадочной. Когда кажется, что удалось «узнать» Его  и будто что-то  проясняется из окутывающего  Его тумана, —    это чувство тут же исчезает. Он ускользает от готовых суждений.
Обобщим те противоречивые, даже взимоисключающие, сведения о Нем, которые можно получить из Евангелий.

     Своеобразный характер Иисуса обнаружился очень рано. 12-летний  Иисус заявлял своим родителям: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том доме, что принадлежит Отцу Моему?"
На основании этого эпизода уже можно сделать некоторые выводы о Нем, учитывая что именно в столь юном возрасте закладываются   определяющие черты будущей личности. Мы не видим здесь ни почтения к родителям, ни  сожаления об их волнениях и пр., напротив, -странный упрек: где же еще Он мог находиться, как не в доме Отца своего?!  Может, это отголосок тех сплетен о Его  рождении не от мужа матери и  как результат -  убеждение в том, что «истинный» Его отец действительно не Иосиф, а - сам Бог? А может, уже в этом возрасте у талантливого ребенка сформировалось чувство  превосходства над прочими людьми , ощущение  своей «божественности»?…
Более о детстве и юношестве Иисуса из Евангелий неизвестно, за исключением единственного отрывка у Луки (2, 52), где сказано, что Он «преуспевал в премудрости  и в любви у Бога и человеков».И все. Традиционное мнение, принятое христианскими теологами и учеными, заключается в том, что Иисус в период «утерянных»  лет ( от 12 до крещения ,когда Ему было 29 или 30 ) находился в Назарете и никакой летописи о нем не велось, поскольку Он не делал ничего достойного упоминания.
Хотя  Иисус и был сыном плотника и сам, очевидно, был обучен тому же ремеслу, Он не избрал этот вид деятельности.  Он покинул родной край , разорвал отношения со своей семьей и вел  жизнь странствующего философа-проповедника.
Не сказано, как Он зарабатывал себе на жизнь, возможно, его содержали друзья, а несколько состоятельных  женщин заботились о нем .

    За исключением эпизода в Гефсимании, где страх и уныние, охватившие Иисуса, немного приближают его к уровню простых смертных, в остальных случаях Он крайне сдержан. Трудно даже представить себе Иисуса, который смеется...
    Он не был аскетом. Иисус сам передает , что люди  говорили о нем: «вот человек,который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам»(Матф. 11, 19)
    Харизматическая личность Иисуса привлекала многих людей, Его сопровождали тысячные толпы  людей, хотя нельзя уверенно сказать, что их привлекало больше:  бесплатное  лечение и «хлеба» , которыми Он насыщал  их, или  проповедь , или сама  поражающая  мощью и таинственным магическим обаянием личность  Учителя.
    Он проповедовал любовь и мир, обещал  вечную жизнь тем, кто примет  Его учение и пойдет за Ним. Но при  условии: если  «кто любит отца или мать более нежели Меня не достоин Меня и кто любит сына или дочь более нежели Меня не достоин Меня» (Мф 10: 37). У Луки эта мысль выражена еще жестче:
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26).
    Конечно, Иисус повелевает не просто «возненавидеть», потому что это было бы совершенно противозаконно; но если кто из родных захочет, чтобы ученик любил Его более, нежели Иисуса, в таком случае Иисус требует: возненавидь его за это.
«И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14:27).  Кто с Ним,  должен быть готовым на смерть.
Юноше, который хотел  прежде, чем присоединиться к нему, похоронить своего отца,Иисус сказал:
«иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов»(Лк. 9:60)
Эту суровую фразу Св.Отцы пытаются «смягчить» своим толкованием: « Иисус не устранял и не ослаблял  сыновних чувств, а только заменял их ВЫСШИМИ- любовью к Самому Себе». Др. словами, «Любовь к Себе Иисус ставит выше любви к ближайшим родственникам». Но если понятно, что означает второе слово «мертвецов», не ясно, почему «мертвецами» являются погребающие, напр., мать юноши. Предполагается, что  они были «духовно-мертвые»...
    Если же кто смел противоречить Иисусу, оспаривать Его истины, то он подвергался  оскорблениям и угрозам, хотя Он учил побеждать гнев, и если кто-то  " скажет брату своему «рака», подлежит Синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной." (Мф 5:21–26). Как не сочетаются с этим
Его слова в Евангелии от Матфея( 23:33): «Вы — змеи, вы порождения ехидины, не избежать вам проклятия ада!» ;
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин 8:44 ), или  то, что Он заявляет в Евангелии от Иоанна  (3:36): «Тот, кто верит в Сына, получит вечную жизнь. Но тот, кто не верит в Сына, не увидит жизни, но испытает вечный гнев Божий».
Притчи Иисуса раскрывают Его учение о  Божьей милости ко всем, независимо от статуса человека и того, насколько грешную жизнь он вел прежде.
В Нагорной проповеди Христос призывает не только к доброму отношению к людям, но и вообще не отвечать злом на зло: «А Я говорю вам: не противься злому» (Матф.5:39); Он призывает к любви даже к врагам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15)
В главной молитве  «Отче наш» ясно  выражена та же мысль:«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12).

    Но как  же понять в контексте  заповедей, призывающих к  любви,  милосердию и всепрощению,  ужасный приговор, который вынес Иисус всему человечеству в Евангелии от Иоанна (15:6): «Тот, кто не верен мне, будет отброшен, как засохшая ветка. Эти засохшие ветки собирают, бросают в огонь — и они сгорают»?Со временем метафора превратилась к кошмарную реальность: католическая церковь приговаривала неверующих «упрямцев» к сожжению на костре.
    Нельзя не  сказать и о  том, что  трудно связать с  евангельским образом Христа, воплощающим милосердие, любовь и всепрощение,то, что Он верил в « муки ада» , в вечную кару. А Христос, как Он изображен в Евангелиях, несомненно, верил в вечное наказание, и мы неоднократно находим места, которые говорят об этом. Отношение к инакомыслящим, которое отнюдь не является необычным у проповедников, несколько умаляет величие такой исключительной личности, как Христос. В Евангелиях Христос о тех, кто не принимает Его и Его проповедь, говорил: «Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13:41-42).
Иисус  часто  говорит в своих притчах относительно плача и скрежета зубов, ожидающих грешников . Козлищам Христос намерен сказать: «Идите от Меня, проклятые в огонь вечный» (Мф. 25: 41); «И пойдут сии в м;ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46); "там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13), " огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43)...
Непонятно,как Иисус, Который за то, чтобы грешники покаялись и имели жизнь вечную, вдруг начинает их ненавидеть после смерти и для чего-то допускает их бесконечные, жестокие муки. Получается, "долготерпение" Бога было по
отношению ко злу здесь, чтобы бесконечно мучить ТАМ? Короткой жизни во "грехе" положено вечное наказание в аду.

    Но вернемся к другим тайнам, которыми окутана  личная жизнь   Иисуса Евангелий.
    К Иисусу обращались как к раввину («рабби») и его ученики, и все множество его последователей.Трудно себе представить неженатого раввина.  Разве его враги не обвинили бы его в том, что Он не смог исполнить в своей собственной жизни первую
обязанность из списка раввина: «Плодитесь и размножайтесь»?
Нигде, ни в одном из текстов, написанных о нем ,нет ни одного слова о его жене или детях.
Однако, тот факт, что в Евангелиях не говорится о браке Иисуса, вовсе не опровергает его наличие. Наоборот, нормальное семейное положение рассматривалось как нечто само собой разумеющееся, а потому, вероятно, не было нужды в том, чтобы упоминать об этом. Добровольный целибат в еврейской среде того времени сделал бы юношу изгоем и лишил бы его права носить почетный титул раввина. Причина, по которой Церковь неизменно изображает Иисуса как холостяка, возможно, восходит к апостолу Павлу который возвел в добродетель собственное безбрачие и попытался сделать его образцом для всех послушных христиан (I Кор. 7,1–2).

   Иисус проявляет  большую терпимость в отношении к «грешникам» . Он заявляет, что «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марк. 2:17).
Лучшим примером позиции Иисуса является его поведение в отношении женщины, уличенной в прелюбодеянии, которую приговорили к смерти и собирались побить  камнями:
«кто из вас без греха, первый брось на нее камень… Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8, 7–11).
Следует заметить, что Иисус проявляет в отношении женщины «чрезмерную снисходительность».Никогда бы согрешившая прелюбодеянием женщина не отделалась столь мягким укором со стороны Церкви.  Но Иисус  пошел еще дальше: Он обещал, что блудницам простится больше, чем добропорядочным людям: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук. 7, 47).  Слова «возлюбила много» в данном контексте не имеют отношение к великой заповеди о любви к ближнему, и  их использование   представляется по меньшей мере, странным.

    Определенная группа притч Иисуса показывает Его критичное отношение  к поиску богатств и земных благ: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство» ; «…смотрите, берегитесь любостяжания… Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12, 15; 12, 20–21).
Но можно ли из всего этого заключить, что Иисус был борцом за социальное равноправие? Ответом будет: «нет». Иисус Евангелий нигде не угрожает богатым и не осуждает богатство. Но зато - «блаженны нищие»:когда придет Царство
Божье, бедный уже не будет более бедным, а богатый не будет уже богатым.
   Отношение Иисуса к богатым было , можно сказать, неоднозначным. В загадочном эпизоде с богатым юношей на  вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус отвечает : «продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.»Мф. 19. 16-23.
   Однако, Он не возражал против того, чтобы некоторые зажиточные женщины поддерживали материально круг его учеников (Лук. 8, 2–3), или против того, что у Петра, его ученика, был собственный дом (Матф. 8, 14).
   Тот самый Иисус, который призывал своих учеников раздать все, что у них есть, позволил умастить свою голову дорогим нардовым маслом вместо того , чтобы раздать деньги за него бедным. Тот самый Иисус, который потребовал от богатого юноши продать свое имение, не призвал к этому незаконно обогатившегося сборщика налогов Закхея, в отношении которого это было бы более уместным (Лук. 19, 8–10).

     Слишком идиллической является мысль Ииуса  о том, что при наличии достаточной веры в Бога все проблемы решатся сами собой и что Бог позаботится о наших нуждах так же, как Он заботится о цветах в поле и о птицах небесных:
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34) .

Были ли приведенные выше речения сказаны реальным Иисусом, или они приписаны Ему авторами Евангелий? Попытаться  понять это, одна из задач Поиска исторического Иисуса.