ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА ОБЯЗАН БЫТЬ АВТОРОМ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ. ЗАЧЕМ?
В Российскую Федерацию вместе с внедрением образовательной реформы по западному образцу вошло новшество: каждый преподаватель вуза обязан быть автором учебного пособия. Зачем? Будем разбираться.
Учебные дисциплины в вузе разрабатывались в СССР на основе результатов масштабной научно-исследовательской работы и разработки новых методологических подходов к решению актуальных проблем общества. Количество вузов, на базе которых могло состояться такое событие было ограниченным. Это старинные вузы сохраняющие преемственность поколений и сформировавшие научные школы. Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина - один из таковых. Самые авторитетные коллективы страны занимались разработкой учебных пособий и учебников, концентрирующих весь опыт научной школы и дополненные современными методологическими подходами. Эти учебно-вспомогательные книги выходили большими тиражами и способствовали обучению молодёжи на просторах страны таким образом, чтобы специалисты разных профессий смогли бы понимать друг друга и действовать коллективными усилиями на благо развития науки, профессии, общества, а не заниматься выяснением отношений из-за того, что они по-разному понимают значение одних и тех же слов и фраз.
Правительственная реформа, проведённая после 2010 года в отношении вузовского образования, внесла хаос. В обязанность каждого вузовского преподавателя на всей должностной сетке (старший преподаватель, ассистент, доцент, профессор) сейчас входит стать автором книги и как минимум учебного пособия по преподаваемой им учебной дисциплине. Как тебе, дорогой читатель, принцип повышение работоспособности около миллиона (в цифре я могу ошибаться, статистику по этому поводу не знаю) вузовских преподавателей за счёт их обязательства перед вышестоящим начальством?
Рабочее и свободное время добросовестных вузовских преподавателей занято выполнением этой, по больше частью непосильной для них работой, настолько, что только проводя учебное занятие они "отдыхают". Им приходиться выкручиваться, копируя тексты и иллюстрации из учебников, разработанных тем способом, который был принят в СССР для того, чтобы хоть как-то сохранить уровень образованности студентов. Им приходиться переставлять слова местами, чтобы программа "Антиплагиат" не обнаружила следы оригинала. И такую работу они обязаны выполнять каждые 5 лет.
То, что это омерзительно, противно и унижает человеческое достоинство понятно только опытным преподавателям, оставшимся ещё со времён СССР. Новое поколение вузовских преподавателей этого не понимает. Каждый из них - автор учебного пособия, учебника и крутой преподаватель.
Вузы предлагают работу с такими условиями. И за выполнение таких условий преподавателям всех категорий идёт заработная плата. Смириться и делать это - вот путь к карьерному росту в вузе или путь к тому, чтобы сохранить свой статус в вузе.
Мне представляется, что ответ на вопрос "Преподаватель вуза обязан быть автором учебных пособий. Зачем?" прост - вырастить новое поколение "образованных людей", не способных понимать друга друга в своей профессии.
Почему так у меня получилось? Потому что у каждого вузовского преподавателя свой язык и своё представление о том, что следует включать в учебное пособие, а без чего можно обойтись. Решает эту делему каждый по своему усмотрению. Что лежит в основе этого "усмотрения"? Кто знает?
Образовательная реформа в России по западному образцу принесла результаты, те, которые и были запланированы её разработчиками. Кем? Не знаю. Но в их планы не входило увеличение количества в России думающих людей, использующих фундаментальное знание и умеющих на нём возводить новые этажи такого же качества.
Светлана Федорова, Казань, 4 сентября 2024 г.